натали горинова
Круглый стол «Игра и педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол «Игра и педагог».
Цель : объединение усилий педагогического коллектива МБДОУ ДС "Журавлик" г. Волгодонска для повышения уровня организации сюжетно- ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.
Задачи:
совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;
способствовать творческому поиску при организации сюжетно-ролевой игры;
Публикация «Круглый стол „Игра и педагог“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
формировать адекватное педагогическое воздействие по отношению к сюжетно-ролевой игре.
Игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В. А. Сухомлинский.
ХОД:
Ведущий:
Одна из современных тенденций развития дошкольного образования заключается в гуманизации целей и принципов образовательной работы. Позиция педагога при организации любого вида детской деятельности должна исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Поскольку сюжетно-ролевая игра имеет исключительное значение в педагогическом процессе, каждый воспитатель должен знать сущность современных подходов к организации игры и при необходимости пересмотреть приемы руководства игровой деятельностью.
Вам известно, что сюжетно-ролевая игра — естественная форма деятельности воспитанников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Уважаемые педагоги, предлагаю Вам собрать цветок, который поможет вспомнить особенности сюжетно-ролевой игры.
Педагоги собирают цветок, на лепестках которого написаны особенности сюжетно-ролевой игры:
1. Соблюдение правил.
2. Социальный мотив игр.
3. Эмоциональное развитие.
4. Развитие интеллекта дошкольника.
5. Развитие воображения и творчества.
6. Развитие речи.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Советский психолог К. К. Платонов писал: "Ученым-этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой игрой, то вначале ею заинтересовались и мальчики и девочки. Затем интерес к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами"
Вопрос: Какая особенность устройства жизни, быта племени нашла отражение в игре детей? Почему мальчики дольше развивали сюжет игры?
Ответ: Объяснялось все просто. Женщины этого племени заботились о добывании и приготовлении пищи. Мужчины же заботились о детях.
Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку научиться вежливости, добру, подготовиться к школе, совершать элементарные действия. Если сюжетно-ролевая игра организуется грамотно, то ребенок входит во взрослую жизнь постепенно, без кризисов и конфликтов.
Ведущий:
Предлагаю вам для обсуждения на круглом столе следующие вопросы :
- Что является более важным для повышения мотивации педагогов : материально-техническое обеспечение группы или деятельность самого педагога?
- И какая из форм организации сюжетно- ролевой игрой в детском саду наиболее эффективна для профессиональной мобильности педагога?
Для обсуждения этих вопросов предлагаю педагогам разделиться при помощи смайликов на две группы.
Пусть каждый, кто хочет, свободно выразит свое мнение, опираясь на личный жизненный опыт.
Обсуждение групп.
Ведущий: Итак, уважаемые участники круглого стола, представьте нам, пожалуйста, свои доказательства.
Итак, уважаемые педагоги, Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова выделили следующие принципы сюжетно – ролевой игры:
1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
2. На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый более сложный способ построения игры.
3. На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнерам.
Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения. Сюжетосложение включает:
умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание;
быть ориентированным на партнеров-сверстников;
обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению;
умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры.
Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны: бытовые игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей, игры в больницу, магазин и т. д., общественные игры в празднование дня рождения города и т. п.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, соответствующим образом используя те или иные предметы, вступая в разнообразные отношения с другими играющими.
Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т. д. Наблюдая за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности и самоорганизации детей в игре, их умение договориться, создать игровую обстановку, справедливо разрешить возникающие конфликты и т. д.
Задача воспитателя - помочь организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями, но не предложить действовать по намеченному плану.
«Вмешательство» воспитателя в детскую игру будет успешным, если педагог пользуется у детей достаточным уважением и доверием; взрослый умеет, не нарушая замыслов детей, сделать игру увлекательнее.
Для развития сюжетно ролевой игры необходим педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игру в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.
В заключение нашего разговора об организации сюжетно – ролевой игры необходимо помнить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.
«Я люблю свою работу,
Отдаюсь ей всей душой.
После творческих открытий
Налегке иду домой.
Свои планы, думы, мысли
Постараюсь воплотить.
Чтобы деткам моей группы
Было интересно жить!»
Подготовила: Горинова Н. В.