Людмила Минибаева
Круглый стол для родителей на тему «День народного единства»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое родина? Это – весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это – прошлое народа, настоящее и будущее…
А. Н. Толстой
Цель:
Формирование патриотических идеалов через приобщение к традициям национального единства русского народа.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения праздника народного единства, традициями согласия, соборностью русского сообщества; показать преемственность государственного праздника «Дня народного единства» с церковным - Казанской иконы Божией Матери (22 октября);
2. Развивать коммуникативные навыки на занятии через активные формы (тренинг, совместное исполнение песен;
3. Формировать интерес к истории Русского государства, народным традициям;
4. Воспитывать уважительное отношение к Родине, русскому народу;
5. Пробудить у участников стремление к добрым делам и поступкам.
…Мне люб здесь меч один – меч бедный и простой,
Без пышного герба, меч ратника стальной…
Но он один решил событья мировые;
И в битву сотни он водил других мечей,
Победой искупил честь родины своей:
То меч Пожарского, спасителя России!
Сей меч нам к Родине велит питать любовь,
Служить и делом ей, и словом, и советом!
Склони главу пред ним – и удались, с обетом
За Русь не пощадить ни жизнь свою, ни кровь.
Евдокия Ростопчина
Ведущий 1: День народного единства – это государственно-церковный праздник, который впервые отмечался 4 ноября 2005г. Он связан с завершением эпохи Смутного времени в нашем Отечестве. Это событие совершилось в результате великого единения всего русского народа.
Такой праздник особенно значим для нас в эпоху XXI века, время духовной и душевной разобщенности людей. По словам Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, «этот день должен получить соответствующее своему значению наполнение». И сегодняшний праздник мы постараемся сделать полезным для души.
Прежде всего, постараемся ответить на следующие вопросы:
Откуда берет начало этот праздник?
Каковы его истоки?
1. Государственное обоснование праздника.
Родитель 1: По указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, в честь освобождения Москвы был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. «Станем все, как один, за Русь, за дом Пресвятой Богородицы!» - восклицал народ.
В наше время праздник восстановлен в качестве Дня Единения по инициативе главы Русской Православной Церкви Патриарха Алексия II. В этот день православные чтут память Казанской иконы Божией Матери, и память избавления России от поляков в 1612г.
16 декабря 2004 года Государственная Дума приняла сразу в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях) России. Закон, в частности, предусматривал введение нового праздника - День народного единства. На этот день был перенесен государственный выходной день с 7 ноября - Дня Согласия и Примирения. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». С 2005 года 4 ноября в России государственный выходной.
По традиции, восходящей к XVII веку, с этим днем связывается «очищение» Москвы от поляков и заступничество Богородицы за русских людей. Православные христиане 22 октября (4 ноября по н. ст.) празднуют не годовщину взятия ополченцами московского Китай-города - события однократного, не повторяющегося ежегодно, а чудотворения иконы Казанской Божией Матери, их символическую связь с освобождением Москвы и всей страны от интервентов.
2. Историческая справка о Смутном времени.
Ведущий 2:
Теперь давайте перенесемся в эпоху Смутного времени, XVII век, и узнаем, какие исторические события легли в основу праздника. Что же произошло в этот день в далеком 1612г?
Родитель2 : В 1612 году народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.
Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых - государь Михаил Федорович. Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство поразили страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. I народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение. II ополчение возглавили Минин и Пожарский, его деятельность увенчалась успехом.
Смутой современники назвали тяжелейшие бедствия, постигшие страну в первые два десятилетия XVII века. Нынешние историки практически единодушны в своих оценках: это была первая в истории России гражданская война, осложненная поначалу скрытой, а затем открытой интервенцией со стороны Польско-Литовского государства и Швеции.
В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте встретились они с архиепископом Арсением, несшим чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли.
Слушание песни «Тревожная тишина»
ПЕСНЯ: «Тревожна тишина»
Галина Лупандина
Ведущий 1: Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной Казанской иконой Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Именно освобождение Кремля стало для русских знаковым событием. Ведь в Кремле находилась резиденция московских государей, там заседала Дума и размещались приказы, там расположен кафедральный Успенский собор Московской патриархии, где хранилась тогда главная святыня страны - икона Владимирской Божией Матери. Московский Кремль - символ верховной светской и духовной власти, олицетворение суверенной государственности России. Потому-то ополченцы и москвичи восприняли именно «очищение» Кремля как освобождение столицы и страны - и отпраздновали его 1(11) ноября крестным ходом из Успенского собора с иконой Богоматери Владимирской.
В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской иконы Божией Матери 22 октября (память чудесного обретения иконы — 8 июля). Празднование 22 октября распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь.
3. Празднование Казанской («ополченской») иконы Божией Матери.
Ум в согласии с сердцем, а душа – с Богом.
Икона, как и человек, проживает свой жизненный путь: Рождение – Жизнь – Успение. Рождение – это появление ее на свет через написание иконописцем. Жизнь – это освящение места, где она находится. Иногда икона сама выбирает себе место (вспомните про церковь Покрова на Нерли, когда кн. Андрей Боголюбский вез Покровскую икону, лошади встали под Владимиром и дальше не пошли, это было расценено как знак свыше, здесь и установили церковь, приходит на него сама – приплывает по воде, парит в воздухе и опускается на землю, появляется на дереве.
Успение, Уход иконы символичный, это не смерть человеческая, а духовное скрытие; икона становится нам на какое-то время не видна, хотя присутствует и живет с нами. Ее второе обретение (появление, нахождение) считается вторым рождением иконы. Так произошло и с Казанской иконой Божией Матери…
На Руси праздник Казанской Божией Матери считался важной датой в крестьянском календаре. Это был своего рода пороговый день, вслед за которым почти сразу наступала настоящая зима. С этим днем связано много народных поговорок: «Коли на Казанскую небо заплачет, то следом и зима придет»; «С Казанской тепло морозу не указ». Кроме того, в этот день в России любили играть свадьбы, так как считалось, что тот, кто женится на Казанскую, будет счастлив в браке.