Евгения Лихачёва
Дидактическая игра «Круги Луллия» в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра круги Луллия, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
В массовой педагогической практике фиксируется проблема развития речи, творческих способностей детей. Это больше всего связано с отсутствием системы методов, которыми можно было увлечь ребенка творческой деятельностью. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере и, следовательно, не являются основой для дальнейших мыслительных операций. Развитие мышления невозможно без формирования умственных операций. Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития детей.
Публикация «Дидактическая игра „Круги Луллия“ в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Слайд 3. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материал.
Методика построена на изобретении Раймунда Луллия, испанского философа 14 в., родоначальника европейской комбинаторики, получила название «Круги Луллия».Он создал логическую машину в виде бумажных кругов.
В 20 веке идея была переработана и теперь используется в дошкольных учреждениях в качестве развивающего материала для детей. Сейчас «Круги Луллия» это дидактическое пособие, направленное на развитие логики, воображения, мышления и т. д.
При использовании данного пособия решаются следующие задачи:
- развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти, речи, мелкой моторики рук детей, развитие навыков воображения.
Пособие используетсяв работе с детьми как индивидуально, так и подгруппой в различных видах деятельности.
Педагоги используют круги Луллия двух типов :
1 тип. Кольца закрыты специальной планкой и в центре вырезаны ромб, который фиксирует внимание детей на том, что хочет воспитатель, т. е. остальные рисунки на круге не видны. Например: на одном круге животное, на другом чем он питается или на одном круге животное на другом детеныш.
В дидактической игре можно использовать разные варианты заданий.
«Найди реальное сочетание»
Объединяются картинки, формирующие реальную картину мира. Составляются предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делаются выводы.
2. «Объясни необычное сочетание»
При раскручивании кругов рассматривается случайное соединение объектов и, как можно достовернее, объясняется необычность их взаимодействия.
3. «Придумай фантастическую историю или сказку»
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
4. «Реши проблему»
В фантастических сказках с героями происходят разные истории, необходимо учить формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
2 тип классический.
Когда круги открыты и все изображения видны ребенку. Круги Луллия представляют собой 3 подвижных круга. Диаметр кругов может варьироваться. У меня выполнено 50см. - 45см. - 20см. Эти круги накладываются друг на друга и объединяются общей осью. Можно использовать стрелку для выделения того что вы хотите. Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. Данные круги делятся на сектора и на них помещаются рисунки, либо слова, цифры в зависимости от занятия.
Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В работе с детьми 5-го года жизни используют два-три круга из 4-6исекторов на каждом. Дети 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются три круга с 8 секторами на каждом.
Использовать круги Луллия можно в любых областях. Например, закреплять знания цифр и умения пересчитывать предметы (на одном круге группа предметов, на другом круге соответствующая ей цифра). Слайд 13. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т. д., на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т. п., а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.)
Знание геометрических фигур (соединять предмет определенной формы с эталоном, развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающий первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах). На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи и т. д.
Варианты использования этого пособия безграничны. Чем больше будет изготовлено съемных кругов, тем интереснее и разнообразнее могут быть развивающие творческие задания для детей.