Лямытских Ксения
Кризисы возрастного развития
▼ Скачать
Кризисы возрастного развития
Кризис новорожденности
Между максимальной социальностью ребенка и минимальной степенью владения им средствами общения Кризис, связанный с переходом от перинатального к постнатальному развитию. Возникновения индивидуальной психической жизни ребенка (отдельной от матери, ребенок начинает отражать мир). Появляется комплекс оживления – улыбка на 28(+/-2)день, взгляд в глаза взрослого, вокализация (звуки ребёнка). Разрешение кризиса новорожденности происходит к концу второго месяца жизни. Это связано с комплексом оживления. Появление данного комплекса означает формирование у ребёнка первой социальной потребности — потребности общения со взрослым и представляет первую форму такого общения.
Публикация «Кризисы возрастного развития» размещена в разделах
Кризис одного года
Кризис одного года связан с противоречием возрастными новообразованиями, возникшими в конце периода младенчества и социальной ситуацией младенческого возраста. Причина кризиса является противоречие между возросшими возможностями ребенка и его местом в системе социальных отношений Эмоциональные отношения, ходьба, появления первого слова, подражания. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности в безопасных пределах, терпение и выдержка взрослых смягчают кризис, позволяют ребенку научиться принимать ограничения.
Кризис 3-х лет
В основе возникновения этого кризиса лежит противоречие двух тенденций, в равной мере определяющих жизнедеятельность и активность ребенка. Остро реагируют на неудачи и не успех. Ребенок становится неуправляемым, легко впадает в гнев и ярость. Появляется позиция «Я Сам» Кризис 3-х лет возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольного, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой. Сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Системное сознание, овладение речью, наглядное мышление, самосознание, осмысленное восприятие. Личное пространство ребенка (комната, игрушки)
Компромиссы, распорядок дня, четкая система запретов.
Кризис 7-ми лет
Важнейшие симптомы такого кризиса – потеря непосредственности, кривляние. Ребенок утрачивает прежние детские интересы, скрывает свои чувства и переживания от окружающих, оспаривает родительские просьбы или требования, стремиться не выглядеть и не быть «как маленький». Кризис в развитии ребёнка, который возникает, когда ребенок переходит из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Самым ярким проявлением этого кризиса является желание ребёнка быть похожим на взрослых, выражающееся в подражании их действиям, манерничанье. В этот период у ребёнка начинает формироваться социальное «Я» Его основным новообразованием является формирования мира внутренних переживаний. Возникновение произвольного поведения, личного сознания, наглядно образного мышления, формирования новых мотивов. Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи). Поощрять общение со сверстниками. Не надо перегружать дополнительными занятиями. Больше хвалить.
Кризис подросткового возраста
Основное противоречие подросткового возраста заключается в том, что половое развитие, социо-культурное развитие и окончание общеорганического роста не совпадают. В ходе исторического и культурного развития человечества границы периода детства были несколько расширены, вследствие этого возник подростковый возраст как переходный между детством и взрослостью.
Подростковый кризис - возрастной кризис, возникающий при переходе от младшего школьного возраста к младшему подростковому. Появление рефлексии на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Несовпадение прежних представлений о себе и сегодняшнем образе. Неудовлетворенность собой может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния, неопределимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. Понимание, терпение. Общение на равных. Принимать ребенка таким, какой он есть. Нужно быть другом.
Кризис периода юности
В период юности происходит сильный рост самосознания, повышается критичность и требовательность к себе и другим. Стремление к самовоспитанию, но отрицательное отношение к некоторым его приемам; зависимость от чужой нравственной оценки и желание поступать по-своему; принципиальность в значимых делах и беспринципность в малых; стремление к взрослости (самоконтроль, воля и выдержка) и ребячество (импульсивность, непосредственность, эгоцентризм).Встреча реальной жизни с ее идеальными представлениями. Физиологическое созревание, социальная идентификация, формирование абстрактно-теоретического и понятийного мышления. Освоение нравственности и морали. Выбор карьеры, Желание спроектировать жизненный план. Направляйте своего ребенка туда, к чему у него есть способности и интерес. Позвольте ему быть собой, не старайтесь проиграть в нем заново свою жизнь. Разрешите ему совершать ошибки и учиться на них. Будьте рядом, чтобы поддержать и подстраховать при необходимости, но не давите, не лишайте самостоятельности и самого ценного, что есть у человека – личного опыта.
Кризис 30-ти лет
Противоречие, разрешаемое в кризисе: обще человечность (способность интересоваться судьбой людей за пределами семейного круга) в противовес самопоглощенности. Все зависит от индивидуальных особенностей, условий жизни, социального окружения. В некоторых случаях кризисные проявления затягиваются. На этот факт могут оказывать свое влияние какие-либо психотравмирующие ситуации, трагедии, проблемы, временные трудности и другие негативные события. Новообразования к концу кризиса:
само-актуализация. С этим типом кризиса можно справиться, если научиться смотреть на происходящее в себе и вокруг более объективно. Такой взгляд начинается с переоценки чужих представлений о правильном и выработки своих собственных идей, о том, как именно вы должны прожить свою жизнь.
Кризис середины жизни
Для возникновения социально-психологического противоречия необходимо наличие развитой структуры личности «ее Я» достаточно высокого уровня развития высших чувств и ценностей человека. Этот кризис переживается людьми в районе 40-45 лет: он заключается в переоценке всего, что было достигнуто в жизни к этому времени. Критический анализ и оценка своей жизни, своих успехов и достижений. Успешное разрешение кризиса означает переход к зрелости, к определенной жизненной мудрости; формирует у человека стремление к продуктивности, к заботе о следующем поколении.
Кризис пенсионного возраста
Противоречие кризиса пенсионного возраста, заключается в том что дожив до пенсии, получив ее, ему больше нечего не надо. Характеристика кризиса пенсионного возраста проявляется в виде изменение социальной ситуации, развития,возрастная перестройка организма,сужение социально-профессионального поля и контактов,снижение финансовых возможностей.
Возможности реализовать себя в других сферах жизнедеятельности
Задачами прохождения этого кризиса являются:
принятие и освоение новых социальных ролей,
подведение итогов жизни и ее принятие.
Оценка прожитой жизни. Развитие эмоциональной связи с родными и близкими.
Кризис периода старости
Кризис периода старости это: изменение образа жизни; потеря социальных ролей и статусов, привычного положения в обществе; отделение от прежней значимой и авторитетной группы; резкое обеднение круга общения; изменение восприятия времени, обилие свободного времени.
Новообразованием возраста является мудрость. Мудрость возникает, только если человек видит и понимает единство своей жизни, невозможность изменить ее. Но само старение не обязательно означает возникновение мудрости. Родным и близким пожилых людей хочется пожелать: помогать, поддерживать и заботится о них; учиться у них; давать им возможность чувствовать то, что они нужны, и, конечно же, любить и уважать их.