Насырова Алия Файрузовна
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Кризис трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Приходилось ли вам задуматься о том, что нередко в окружении повседневных забот, мы не замечаем того, как наши детишки меняются?
Мы постоянно находимся рядом со своими детьми, и бывает так, что, потерянные во времени, не обращаем внимания на то, как растут наши дети. Нам кажется, что ребенок еще такой же маленький, как и раньше. Мы не даем ребенку делать то, с чем он уже справляется, решаем все за него, лишаем самостоятельности. А иногда, наоборот, мы думаем, что ребенок уже может долго заниматься, выполнять поручения, в тот момент, когда он к этому ещё не готов. Поэтому, родителям необходимо знать об изменениях, которые происходят у детей в определенном возрасте (меняется характер, поведение ребенка, быть готовыми. Особенно дети меняются в период возрастного кризиса.
Публикация «Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста „Кризис трех лет“» размещена в разделах
Понятие «кризиса психического развития» было разработано психологом Л. С. Выготским. Это этапы развития, в процессе которых психика детей переходит на новый уровень. Кризис касается каждого ребенка и он не зависит от его воспитания. При этом поведение ребенка меняется. У детей появляется новая модель поведения, происходит развитие ребенка. Кризисы являются неизбежными и родителям необходимо спокойно к этому относиться и не пугаться.
Кризис трех лет проявляется в самостоятельности ребенка, он пытается выделять свое «Я» и устанавливать новые отношения со взрослым. Обычно взрослый не успевает быстро перестраиваться и продолжает общение с ребенком как с маленьким, беспомощным существом, ограничивает его самостоятельность в достижении каких-либо целей. Кризис у некоторых детей начинается в полтора – два с половиной года и протекает стремительно и бурно, а у некоторых - остается незаметным для родителей и в четыре года. Длительность, форма и острота проявления кризиса зависит следующих факторов: индивидуальные особенности ребенка, стиль воспитания, состав семьи и др. Доказано, что чем более жестко ведут себя родители, тем более остро протекает кризис.
Кризис трех лет характеризуется определенными чертами:
Негативизм: протест ребенка на излишние требования, жесткий запрет и ограничение, а также недостаток родительского внимания. Ребенок не делает то, о чем его просят или делает все наоборот, наперекор взрослому. Это реакция на конкретного человека, а не на действия или просьбы. Негатив часто сопровождается истериками, слезами или даже гневом. Самый верный способ решения этой проблемы – отвлекание ребенка или оставить его в покое на какое-то время. Родителям необходимо вести себя спокойно, с нейтральными эмоциями. И помните, что это все пройдет, главное – не давить на ребенка, не подавлять своей властью.
Упрямство. Ребенок хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, поэтому настаивает на своем (я хочу). К примеру, ребенок не соглашается одевать какую либо вещь, даже если мы предоставим ему кучу аргументов, почему надо одеть именно эту вещь и т. п. При упрямстве необходимо объяснять ребенку, не запрещая при этом. Ребенок в этом возрасте способен понимать взрослого, но при этом надо говорить ему правду.
«Я сам» (своесловие). Излишнее проявление самостоятельности ребенка часто не совпадает с его возможностями. К примеру, ребенок хочет сам перейти дорогу, открыть дверь, нести сумку. Если ребенку позволяют сделать то, чего он требует, конфликта не происходит. При запрете от ребенка идет негативная реакция.
Строптивость и обесценивание. Обесценивание проявляется в том, что привычные и дорогие ранее для ребенка вещи, правила обесцениваются, теряют интерес. Строптивость проявляется негативом и упрямством к правилам, установленному в семье порядку поведения. Ребенок приходит в негодование по любому поводу. Пофантазируйте вместе с детьми, измените немного привычный образ жизни, придумайте новые игры.
Бунт и протест. Ребенок одновременно хочет быть самостоятельным и взрослым, но при этом все внимание взрослых должно принадлежать ему. Ребенок повелевает взрослым, проявляет власть. К примеру: «Ты в гости сегодня не идешь, будем дома с тобой играть» и т. п. В таких ситуациях необходимо объяснить ребенку, что каждый член семьи имеет свое место, у всех есть дела свои: «Маме надо приготовить кушать, потому что скоро брат вернется из школы голодный, ты мне будешь помогать, потом мы все вместе покушаем».
Как можно помочь ребенку справиться с кризисом?
Родители должны действовать твердо, но при этом оказывать ребенку помощь:
Гораздо легче будет преодолеть кризис, если родители будут относится к этому периоду позитивно: упрямство является проявлением воли – необходимое качество для ребенка; капризы являются демонстрацией значимости ребенка для других, проявление своего Я; эгоизм является проявлением чувства собственного достоинства.
Определитесь со стратегией поведения по отношению к малышу: обсудить со всеми членами семьи и принять решение, в каких ситуациях необходимо строго запрещать, а в каких можно уступить.
Необходимо быть настойчивыми и последовательными. Если ребенку сказано «нет», нельзя менять позицию.
При впадении ребенка в истерики и капризы, при которых ребенок падает на пол, не стоит что-то говорить ребенку – нет смысла. Шлепок и ругань в данной ситуации сильнее возбуждает ребенка.
Сохраняйте всегда спокойствие, не волнуйтесь и не нервничайте. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его.
Если ребенок закатывает истерики в общественных местах, возьмите его за руку и уведите.
Старайтесь переключать внимание малыша: «Давай посмотрим в окошко, там птички летают на улице» и т. п. Надо перехитрить малыша.
Родителям необходимо быть твердыми в своих намерениях, а в действиях – гибкими. Для того, чтобы поладить со своим ребенком в период кризиса, надо запастись терпением и фантазией. Желаем вам удачи!