Наталья Шаповалова
Кризис 3 лет (консультация для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис 3 лет
Возрастные кризисы- закономерные и необходимые этапы развития ребенка. По истечении кризисного периода появляются новообразования в жизни- целеустремленность, самостоятельность, настойчивость или отрицательные черты- упрямство, негативизм, агрессивность, раздражительность. Это зависит от отношения и поведения взрослых в этот трудный период для малыша. Противоречия со взрослыми порождают сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания. На остроту протекания возрастных кризисов оказывают влияние и индивидуальные особенности ребенка.
Публикация «Кризис 3 лет (консультация для родителей)» размещена в разделах
Привыкание к детскому саду часто совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К 3 годам у ребенка начинают происходить серьезные изменения, которые выражаются в проявлении упрямства, капризов. Это первое яркое выражение своего «я», это попытка ослабить влияние на него взрослых - удлинить психологическую «пуповину». Кризисы развития- это относительно короткие (от нескольких месяцев до 1-2 лет) периоды, в течение которых человек заметно меняется- поднимается на новую ступень в своей жизни. Ребенок в отличие от взрослых не может оценить свое поведение, контролировать свои поступки и выражение эмоций. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель, напротив - яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития личности. И наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Какие же формируются новообразования у ребенка при выходе из кризиса : перестройка позиции ребенка по отношению к взрослому, стремление к самостоятельности, притязания на признание взрослого.
Первый комплекс симптомов кризиса, или эпогея кризиса 3 лет, характеризуется появлением негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, протеста-бунта, обесценивания, деспотизма- «семизвездия
Малыш стремится сам ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ!
Еще раз подчеркну. Он стремится не только что-то ДЕЛАТЬ самостоятельно, но и самостоятельно РЕШАТЬ, делать это или нет.
Своеволие
Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.
Понимаю, бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его радости от процесса деятельности. Что делать? Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Но если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, ЧТО именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.
Упрямство
Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: "Я так решил!".
Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!». Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.
Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет решение - попросит книжку. Удивительно, но факт!
Упрямство следует отличать от настойчивости. Ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво этого добивается, это не упрямство- с этим мы сталкиваемся и до кризиса и после, Он хочет вещь, игрушку, или подольше погулять. Упрямство- такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому что ему хочется, а потому что – это он так сказал или потребовал.
Негативизм и строптивость
Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.
Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!
При резкой форме негативизма дело доходит до того что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитарном тоном. Стремление противоречить, стремление сделать наоборот- признак негативизма.
Что делать? Попробуйте вместо утвердительной формы "Идем гулять!" просто спросить малыша о его желании: «Солнышко, мы гулять пойдем?».
В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».
Ну, и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Например, скажите "Гулять сегодня не пойдем!", тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не советую, так как это обман.
Еще меня часто спасает фраза "Давай вместе!". Например, сын говорит: "Не буду умываться!". Я говорю: "Давай вместе будем умываться!". Ну, а дальше моя задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например, читаем стишок "Водичка, водичка, умой мое личико. " или умываем мишку.
Протест-бунт
Протест-бунт ребенка – это ответ на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», "Одень тапочки!").
Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик).Поведение ребенка носит воинственный характер во взаимоотношениях со взрослыми.
Любому человеку (а ребенку и подавно) очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.
Ребенок, деятельность которого постоянно сдерживают родители, считая его поведение неправильным, будет искать другие пути освобождения от накопившегося напряжения. Например, в виде агрессии.
Что делать? Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему.
Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Так уж устроена психика человека. Во время проявления эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят (это принцип доминанты - очаг возбуждения в головном мозге подавляет все остальные).
Симптом обесценивания
Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами).
Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией).
Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока. Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если).
Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло.
Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы.
Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.
Например, если малыш отказывается одеваться на прогулку, то предложите ему одеть куклу или плюшевого медведя, пусть он поиграет роль взрослого. В конце концов ребенок согласится одеться и сам тоже.
Деспотизм
Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет.
Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» – это хорошая черта характера, которая позволяет человеку быть хозяином жизни, а не слабовольной овечкой, ведомой другими людьми. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим: мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как он требует. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все желания стать господином положения. В семьях с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности (ревнивое отношение к другим детям).
Второй комплекс симптомов- вытекает из установки ребенка на самостоятельность. Из-за потребности изменения социальных отношений, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов. Реакции на эти конфликты могут иметь крайние проявления: ночные страхи, неспокойный сон, энурез, резкие затруднения речи, заикание, гипобулические припадки (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками и ногами)
Осложнениями кризиса 3 лет могут стать невротические и психопатические симптомы.
Чаще мотив негативного поступка заложен не в содержании деятельности, к которой вы его приглашаете, а в отношении к вам. Негативная реакция проявляется не в том, что ребенок отказывается от поступка, а в том чтобы сделать наоборот, то есть проявить акт независимого поведения по отношению к тому, о чем его просят.
Позитивная сторона кризиса в появлении положительного качественного новообразования- гордость за достижения. Взрослый предстает как знаток и ценитель детских достижений. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать оценки, искать и требовать похвалы и тем самым утверждаться. Одобрение и признание со стороны взрослого рождают у малыша чувство гордости за свои достижения.
Взрослые должны помочь своему малышу, пройти этот трудный период в его жизни и приобрести положительные а не отрицательные черты характера.
Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к э тому еще не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.
Основные принципы поведения родителя, желающего ускорить протекание кризиса трех лет без психических травм для ребенка.
1) Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения («Иди кушать», а в виде вопроса («Ты кушать будешь?», «Ты кушать будешь сейчас или попозже?», «Ты будешь кушать рисовую кашку или гречневую?» в зависимости от ответа, который вы ожидаете услышать).
2) Ведите себя с малышом, как с равным. Спрашивайте разрешения взять его игрушку, обязательно говорите «Спасибо», если кроха оказал вам услугу. Так вы не только избежите негативизма и упрямства с его стороны, но и подадите малышу хороший пример для подражания.
3) Направляйте энергию ребенка в мирное русло, то есть предлагайте замену нежелательным поступкам малыша (так делать нельзя, а так можно, используйте игру для сглаживания кризисных моментов.
4) Уступайте ребенку в «мелочах», максимально расширьте его права, позвольте ему совершать ошибки, не вмешивайтесь в детские дела, если малыш об этом не просит. Но в том, что касается его здоровья и безопасности, а так же здоровья и безопасности других людей – будьте непреклонны – НЕТ, безо всяких исключений!
5) Если малыш стал сопротивляться вашему предложению из чувства негативизма, просто подождите несколько минут. Ему нужно немного времени, чтобы самому принять решение.
6) Если у ребенка, не смотря на ваши усилия, началась истерика. Спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Но не ждите, что малыш поймет вас так, как вам бы хотелось, даже если вам кажется, что вы все очень подробно разжевали. Скорее всего, придется не раз возвращаться к этому разговору в других подобных ситуациях.
7) Не пытайтесь что-либо внушать- это бесполезно, ругать не имеет смысла, шлепки сильнее его взбудорожа. т
8) Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если вы сказали нет- оставайтесь при этом мнении.
Отказывать своему любимому малютки могут далеко не все родители. Тем не менее, уметь говорить четкое «Нет» — необходимо каждому взрослому. В любой семье должны быть установлены границы, за которые выходить никак нельзя и ребенок должен о них знать
9) Не сдавайтесь, даже если приступы протекают в общественном месте - помогает одно- взять за руку и увести.
10) истеричность и капризность требует зрителя, не прибегайте к помощи посторонних «смотрите, какая плохая девочка».
11) не усложняйте причины капризов - возможно ребенок проголодался или ему жарко, избегайте переутомления- нервная система еще неустойчива, возбуждение преобладает над торможением и ребенку трудно контролировать свое поведение.
Скандалы обычно длятся не более 10 минут, если они становятся неконтролируемыми, необоснованными и продолжаются у детей старше 4 лет, в этом случае следует проконсультироваться у педиатра.
Это время трудное не только для ребенка, но для родителей, так как требует коренного пересмотра отношения к своему повзрослевшему малышу. И если в стратегии воспитания ничего не меняется, то кризис 3 лет затянется на долгие месяцы.
От того, как вы будете вести себя с ребенком во время этого кризиса, зависит, сохранит ли ваш малыш активность, упорство в достижении цели, будет ли продолжать стремиться к самостоятельности. Или он сломается и станет безропотно послушным, безвольным, зависимым человеком с заниженной самооценкой. Желаю Вам успеха!