МААМ-картинки

Семинар-практикум для родителей «Кризис трех лет или Что делать, если ребенок капризничает» (9 фото)

Зырянова(Кайгородова) Анжела Сергеевна
Семинар-практикум для родителей «Кризис трех лет или Что делать, если ребенок капризничает»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар — практикум для родителей: «Кризис трех лет или Что делать, если ребенок капризничает»

Семинар-практикум для родителей «Кризис трех лет или Что делать, если ребенок капризничает»

Цель: активизация и обогащение воспитательных умений родителей в вопросах общения с детьми.

Задачи:

1. создать атмосферу общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса;

2. проанализировать причины детских капризов, выработать тактику противостояния им;

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Кризис трех лет или Что делать, если ребенок капризничает“» размещена в разделах

3. помочь в осознании родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.

Предварительная работа: Родительское собрание: «Не хочу! Не буду! Не надо!: кризис 3-ех лет», оформление наглядно – агитационного буклета.

Фото «Кризис трех лет или Что делать, если ребенок капризничает»

Ход мероприятия

1. Вводная часть

Вступительное слово. Создание атмосферы доброжелательности и доверия.

Добрый день, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу такую необычную встречу. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу и постараемся узнать много нового как о самих себе, так и о своих детях.

Предлагаю начать нашу встречу с игры.

Семинар-практикум для родителей - фото

Разминка «Дружеское рукопожатие» (2-3 минуты)

Инструкция. Стоя в кругу, через рукопожатие участники передают друг от друга сигнал. Начинает педагог-психолог, к которому сигнал должен вернуться с другой стороны. Можно посылать одновременно два сигнала в двух направлениях через промежутки времени, от разных водящих. В этой игре важно не сбиться.

- Мы зарядились энергией через рукопожатие. Настроились на совместную работу. Всем спасибо. Присаживайтесь. Мы продолжим.

2. Основная часть

Вступление. Ввод в тему. Мотивация к совместному решению проблем. [/i]

Наша встреча сегодня пройдет в форме семинара-практикума. Семинар - практикум – это возможность использовать свои теоретические знания на практике. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает. На прошлом собрании мы познакомились с теорией: рассмотрели возрастные особенности развития детей 4 года жизни, особенности поведения, которые характерны для закономерного кризиса – кризиса 3-ех лет.

Сегодня у нас собрание практической направленности. Тема: Кризис

3-ех лет или Что делать, если ребенок капризничает.

Наверное, каждая мама хотя бы раз чувствовала себя неуютно, когда ее ребенок неожиданно заливался слезами и поднимал крик. В возрасте от года до 3-4 лет ребенок приобретает новый опыт, начинает капризничать, узнав, что на свете, кроме слова «да», существует слово «нет».

Так далеко не каждый родитель знает, что кризис 3-ех лет - это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.

Поэтому проблема развития и воспитания детей 3-ех летнего возраста актуальна в условиях и дошкольного, и семейного воспитания. И требует ее совместного решения со стороны всех участников образовательного процесса.

У некоторых детей капризы переходят в истерики, бывают довольно часто и проходят бурно: они топают ногами, плачут, кричат, швыряют все, что попадет под руку, бросаются на пол. Другие дети быстро раздражаются и так же быстро затихают.

Конечно, избежать капризов нельзя, но можно сделать так, чтобы они не переросли в черту характера. Легче справиться с одним капризом, чем победить 101 каприз.

«Мозговой штурм»

Педагог-психолог: А что такое каприз? Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, что вы подразумеваете под понятием «каприз»?

Рассмотрим, определение понятия «детские капризы» в различных психолого-педагогических источниках.

Капризы детей (англ. child caprices) — формы поведения, выражающиеся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании (Мещеряков Б., ЗинченкоВ. Большой психологический словарь).

Каприз - это негативная реакция и средство привлечь к себе всеобщее внимание или внимание необходимого для ребенка человека. Капризное поведение обычно присуще детям с неустойчивой психикой и болезненным самолюбием, безынициативным, неспособным самоутвердиться каким-либо другим путем (Волков Б., Волкова Н. Детская психология: от рождения до школы).

«Детский каприз» представляет собой чаще всего бурно выражаемую настойчивость ребенка, добивающегося выполнения его намерений или желаний.

Таким образом, в психологии и педагогике капризы детей - это эмоционально выражаемое стремление детей, чаще всего дошкольного возраста, совершить что-либо вопреки предписаниям или советам взрослых. Каприз часто сопровождается слезами или криком. Часто капризы провоцируют излишняя уступчивость взрослых, противоречивые или непонятные требования, необоснованно строгое воздействие.

Фото №1 Семинар практикум для родителей Кризис трех лет или Что делать если ребенок капризничает

Упражнение «Плюсы и минусы» (3-5 минут)

Наша цель воспитать счастливого ребенка. Может ли капризный ребенок быть счастливым? Может, но при одном условии. Если рядом будут родители, которые понимают своего ребенка и принимают его таким, какой он есть.

Инструкция: группа условно делится на 2 команды.

1 команда: Напишите положительные стороны детских капризов.

2 команда: Напишите отрицательные стороны детских капризов.

Обсуждение. Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось. Посмотрите, чего больше плюсов или минусов.

Вывод: Детские капризы – это серьезное испытание для родительских нервов и терпения. Для того, чтобы Вам было легче справляться с капризами, не забывайте, что оказывается в детских капризах есть и положительные моменты.

Все родители хотят вырастить здоровых, счастливых детей. Но всё равно рано или поздно все сталкиваются с такими негативными особенностями детского поведения, что руки опускаются даже у самых терпеливых и опытных родителей. Чтобы этого не происходило, в первую очередь, нужно постараться понять, почему это происходит с вашим ребенком. Нужно спросить себя: «Почему возникла такая ситуация? Что заставляет ребенка так себя вести?»

В этом нам поможет следующее упражнение.

Фото №2 Цель активизация и обогащение воспитательных умений Фото №3 Родительские собрания в детском саду родителей в вопросах общения с детьми

Упражнение «Я капризничаю, когда…»

Инструкция. Передавая мягкое сердце (которое символизирует доброту, любовь и понимание, каждый участник расскажет, как и в каких ситуациях капризничает его ребенок. Рассказ начинается от лица ребенка: «Я капризничаю, когда…»

Вывод: Упражнение дает возможность, с одной стороны, встать на место своих детей и посмотреть на ситуацию их глазами, с другой – проанализировать обстоятельства, при которых ребенок чаще всего закатывает истерики.

Мини-лекция «Причины детских капризов»

Педагог-психолог: Почему же ребенок капризничает? Можно выделить несколько причин. Уважаемые родители, на ваших столах лежат памятки «Причины детских капризов». Предлагаю ознакомиться с основными причинами.

1. Ребенка что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает.

2. Хочет привлечь к себе внимание – он выбрал такой способ общения, потому что ему не хватает вашего общества, вашей любви, поэтому он будет ходить за вами по пятам, «канючить», хватать за руки.

3. Хочет добиться чего-то очень желаемого – поступки, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из-за каких-то непонятных ребенку причин.

4. Выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным – это вполне естественно, если вы постоянно им руководите: «Туда не ходи!», «Не пачкайся!», «Перестань смотреть по сторонам!». Другими словами, ребенок должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают ему право самостоятельного выбора, понимают и уважают его.

5. Испытывает психоэмоциональное напряжение – ребенок переживает конфликт с самим собой, он не выспался, устал за день, семейные ссоры родителей влияют на его психоэмоциональное состояние. Т. е. у ребенка был насыщенный день. Праздники и различные кружки насыщают его день эмоциями.

Педагог-психолог: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. Например, что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»? Обращение к ребенку должно быть позитивным, т. е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Фото №4 создать атмосферу общности интересов что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса

Упражнение «Недетские запреты»

Для выполнения упражнения нам нужен один доброволец, который будет в роли ребенка. Все остальные по одному будут подходить к нему и говорить, что они ему запрещают делать, – то, что чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот и т. д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Что вы чувствуете сейчас? Спасибо Вам за смелость!

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка? Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

Совместное обсуждение проблемных ситуаций из жизни. Истории с родительского форума.

Предлагаю рассмотреть следующую ситуацию:

«От дома до садика два шага, но каждый раз дочка (3 года) требует, чтобы ее везли на санках. Кричит, плачет. А дорога, как каша, - десять потов сойдет, пока довезешь. Да и сама уже должна ходить.»

- Какие могут быть причины такого поведения дочки?

- Как вы думаете, как нужно поступить маме в данной ситуации?

Вывод: Следует объяснить дочке о том, что санки пора убирать. Обязательно это должно происходить не в момент истерики и не с утра, когда пора уже выходить из дома. Можно непринужденно обыграть ситуацию: предложить повести в санках любимую игрушку. Или купить новые красивые сапожки и предложить пройтись в красивых сапожках по дорожке. Главное, набраться терпения перед тем, как решить объяснить это дочке. И если решились, то нужно быть готовым выдержать некоторое время, не поддаваться на капризы. Стоить помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают только то, что не удается сломить слезами. Важно, чтобы все члены семьи выполняли эти требования.

Мини-лекция «Что делать, если ребенок капризничает»

Педагог-психолог: Что делать в ситуациях, когда ребенок капризничает, устраивает истерики, как предотвратить их повторение? В предыдущем упражнении вы предложили несколько способов. А сейчас вместе рассмотрим еще рекомендации.

Стимулируйте развитие взрослых черт поведения: научите ребенка говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремиться объяснить и понять. Не берите его на руки, когда он капризничает, лучше отпуститесь так, чтобы его и ваши глаза были на одном уровне, и спросите: «Чего ты хочешь? Не плачь, а скажи» или «Успокойся! Давай поговорим»

Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы. На прогулке ребенок заявляет о желании еще погулять: «Хорошо, мы погуляем еще 10 минут. Когда я подойду к тебе и позову, мы пойдем домой. Договорились?» (на уровне глаз ребенка). Дочка не хочет вставать утром, устраивает капризы – не возмущайтесь, а лучше предложите: «Давай договоримся так. Вот будильник. Сейчас ты еще немного полежишь. Но когда большая стрелка дойдет до пяти, ты сама быстро встанешь с кроватки и соберешься». Таким образом, вы немного уступите, дав ребенку еще полежать, и позволите ему самостоятельно контролировать время.

Общайтесь с ребенком, как со взрослым. Беседуйте с ним, рассказывайте о себе и своих чувствах, о том, что видели по дороге домой, во время одевания в детском саду.

Устанавливайте правила и границы дозволенного, в том числе и наказания. Ребенок должен понимать, что в жизни есть не только «хочу», но и «надо». Он должен руководствоваться не только своими желаниями, но и желаниями и потребностями других членов семьи. Чаще всего капризничают дети в семьях, где:

• между взрослыми нет согласия и единства;

• требования родителей не последовательны.

Будьте последовательны и строги в своих требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиться своего. Ребенок быстро распознает, что значат мамины угрозы: пустые слова или их следует выполнять – поэтому не угрожайте ребенку и не шантажируйте его («Если ты… то…»). Прежде чем что-то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.

Используйте игру. Попросите одеть мишку или собрать в детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребенку, играйте в детские сказки и мультики, устройте соревнование во время сбора игрушек – кто последнюю игрушку положит, тот и выиграл.

Эффективное влияние оказывают «Я-сообщения». Главная цель «Я-сообщений» - донести до ребенка свое мнение, свое чувство, свою позицию, используя местоимения - «я», «мне», «меня». («Я рада, что ты сегодня оделся сам», «Мне приятно, когда ты спокойно играешь», «Меня расстраивает твое поведение в магазине» и др.) В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее.

Стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка. Это возможность для него проявить свою активность, настойчивость, независимость и в то же время снять напряжение. Дайте ребенку роль «консультанта»: «выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Используйте «полезные вопросы»: «Ты наденешь колготки красные или желтые?», «Что тебе приготовить – яичницу или хлопья с молоком?», «Почему ты это хочешь?», «А чем бы ты хотел заняться (при отрицании других предложений?».

Разнообразьте опыт общения ребенка со взрослыми, включайте его в общее дело и при этом незаметно помогайте и громко радуйтесь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребенка, тем меньше времени и сил остается на капризы.

Давайте теперь, с учетом полученных знаний, разберем на конкретных примерах некоторые ситуации и подумаем, каковы причины такого поведения детей и как взрослые могли бы в них поступать.

Командная игра «Как мы боремся с капризами». Решение наиболее распространенных педагогических ситуаций.

1 команда: Предполагают возможную причину детских капризов.

2 команда: Предполагают пути решения данной ситуации

Ситуация №1

«Когда мы приходим домой с 4-летней дочкой Наташей, она громко требует: «Хочу на улицу! Хочу еще погулять! Хочу кататься на качелях!»

Я стараюсь ее уговаривать, объяснять ей, что пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Дочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Я стараюсь поднять Наташу, иногда не получается. После чего долго уговариваю…»

Вопросы для обсуждения:

- Каково ваше мнение, правильно ли поступила мама? Почему так считаете?

Вопрос команде 1:

- Что, на ваш взгляд, могло стать причиной такого поведения девочки?

Вопрос команде 2:

- Как в такой ситуации поступили бы вы?

Вывод: В такого рода ситуациях бесполезно что-то объяснять ребенку - он все равно сейчас не слышит никого, кроме себя. Правильным было бы уйти в другую комнату, оставив ребенка одного до тех пор, пока не пройдет это состояние! Если малыш постоянно будет так себя вести, а вы не поддадитесь, то вскоре он убедится, что его слезы не волнуют окружающих, и аудитории у него нет, то привычка устраивать истерики постепенно исчезнет. Если вы видите, что причиной стало переутомление ребенка и обычным такое поведение не является, то лучше перейти к телесному контакту (поглаживая ребенка, спокойным тоном, тихо, попробовать «отзеркалить» чувства ребенка «Наташа плачет, устала, ничего, бывает…», монотонные движения и звуки успокоят вас и ребенка и позволят разобраться в ситуации).

Таким образом, задача родителя — перестать реагировать на непослушание прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг. Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей.

3. Заключительная часть

Педагог-психолог: Сегодня для вас мы приготовили еще сюрприз. У нас в гостях таинственная Миссис Икс. У нее есть проблема, с которой она пришла к нам и ждет помощи. Сейчас вы сами всё узнаете.

Фото №5 Кризис трех и семи лет Родительские собрания в детском саду Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка февраль

«Маска откровения» (История вымышленная)

Здравствуйте. Сегодня я хотела бы поделиться с вами своей историей. У меня в семье началась черная полоса… Я живу с мужем и у нас есть сын Миша. Недавно мужа сократили на работе и долгое время мы во всем себя ограничиваем. Пришлось даже продать квартиру из-за долгов. Муж сейчас занимается подработкой, но этого не хватает. Я в поисках работы. До увольнения мы жили ни в чем себе не отказывая. Это сильно сказалось на ребенке. Как мне кажется, раньше мы его сильно баловали. В этом есть моя вина. Сейчас Миша мне закатывает такие истерики, что даже у мужа не хватает терпения и он иногда срывается на него. Миша становиться всё настойчивее, мне бывает очень стыдно за него на улице. Соседи уже стали косо смотреть, думают, что я плохая мать… Я не знаю, что делать…я не понимаю…Я стараюсь с Мишей договариваться, муж считает, что это бесполезно. Мы стали часто ругаться с мужем. Думаю, если хотя бы Миша стал нас слушать как раньше, всё стало бы поспокойней…Что происходит с ребенком? Неужели я действительно плохо его воспитала? Как заставить его быть послушным?

Обсуждение. Родители дают рекомендации. Миссис Икс уходит.

Вывод: Ребенок хочет, чтобы его любили и будет привлекать внимание до тех пор, пока его не получит. Любое поведение, которое привлекает наше внимание, является для него положительным. Не стоит забывать, что ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. А разве может маленькая птичка управлять всей стаей?

Рефлексия

Уважаемые родители, наш семинар – практикум подошел к концу и в завершении предлагаю Вам написать ответное SMS – сообщение на бумажных сотовых телефонах о том, как, на ваш взгляд, прошло собрание.

Фото №6 помочь в осознании родителями своей воспитательной роли в семье своего опыта взаимоотношений с ребенком

Чтобы кризис прошел благополучно, любите, уважайте и берегите своего ребенка! Успехов вам в воспитании детей!

Список источников

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? 2014. – 304 с.

2. Мадлен Дени. Капризы и истерики: как справиться с детским гневом. 2015. – 175 с.

3. Кукушкина М. В., Вжесинская Т. Н. Электронный журнал «Справочник педагога – психолога» «Как противостоять детским капризам»: семинар для родителей детей 3-4 лет. №12, декабрь 2016.

4. Куратова А. А. http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2016/03/29/roditelskoe-sobranie-v-tsarstve-kaprizov-i-upryamstva Родительское собрание «В царстве капризов и упрямства» 29 марта 2016.

5. Прохорова С. Ю., Хижова Е. Б. Электронный журнал «Справочник педагога – психолога» «Как организовать и провести родительское собрание». №11, ноябрь 2016.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Что делать, если ребенок боится Деда Мороза Долгожданное торжество, елка, подарки, новогоднее настроение. На лицах взрослых улыбки, и вдруг, у ребенка слезы и страх - при слове Дед.

Консультация для родителей «Как протекает кризис трех лет» Консультация для родителей Как протекает «кризис тех лет» Ранний возраст заканчивается кризисом трех лет. Кризис трёх лет — возрастной.

Консультация для родителей «Что делать, если у ребёнка плохая память?» Что делать, если у ребёнка плохая память? Память дошкольников непроизвольная. Это значит, что у большинства детей запоминание конкретной.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?» Консультация для родителей: «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УБИРАТЬ ЗА СОБОЙ ИГРУШКИ?» Многие родители не хотят мириться с положением,.

Консультация для родителей «Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?» Консультация для родителей: «Как сделать прогулку приятной и полезной» Для наших детей зима -  долгожданная и любимая пора. Они знают:.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Консультация для родителей: «Кризис трех лет» Воспитатель 2 мл. группы «Светлячок» Бахманова Лариса Владимировна «…Кризис 3-летнего возраста,.

Консультация для родителей на тему «Кризис трех лет»Консультация для родителей на тему «Кризис трех лет» Дети радуют нас когда они веселы и здоровы, и расстраивают, когда капризны и упрямы. К трем годам заканчивается этап "слияния" ребенка с.

Практикум для родителей «Кризис трех лет — испытание для родителей» Цель: актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого-педагогическую.

Семинар-практикум для педагогов «Педагог и ребенок: барьеры в общении» Семинар- практикум для педагогов «Педагог и ребенок: барьеры в общении» Подготовила педагог- психолог Личманова И. Ю Одной из главных задач.

Семинар-практикум для родителей «Если хочешь быть здоров» Семинар-практикум для родителей по теме "Если хочешь быть здоров " Цель: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Кризис трех лет или Что делать, если ребенок капризничает»
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 19:39
+48Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Кризис трех лет или Что делать, если ребенок капризничает»» (включая файлы) размещена пользователем Зырянова(Кайгородова) Анжела Сергеевна (УИ 245552) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД