Дамзина Карина
Консультация «Кризис 3-х лет. 7 главных признаков проявления. Как себя вести родителю?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое кризис 3-х лет?
Это неизбежная стадия развития и взросления ребенка. Американский ученый Эрик Эриксон утверждал, что кризис трех лет способствует формированию у ребенка волевых качеств и независимости.
Ребенок начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.
Основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками ребенок может вести себя абсолютно ровно.
Публикация «Консультация „Кризис 3-х лет, 7 главных признаков проявления, Как себя вести родителю?“» размещена в разделах
Когда возникает кризис?
У каждого ребенка индивидуально. Как правило, наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.
7 главных признаков проявления
1. Негативизм
В случае негативизма малыши отказываются от собственных желаний, даже если они совпадают с требованиями или предложениями мамы или папы. То есть дети не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от близкого взрослого.
Что делать?
Нет нужды давить на ребёнка или заставлять его выполнять нужное действие. Пусть он немного «остынет», а уже затем обращайтесь к нему с просьбой. Как вариант, «переговорщиком» может выступить другой член семьи.
2. Строптивость
Напоминает негативизм, однако отличается обезличенностью, то есть оно направлено не на определённого члена семьи, а на привычный жизненный уклад. Можно сказать, что таким способом ребёнок протестует против всех предметов и порядков, которые его окружают.
Например, малыш продолжает играть в кубики, несмотря на просьбу мамы и папы сложить игрушки в корзину.
Что делать?
Если ребёнок не собирается выполнять вашу просьбу прямо сейчас, постарайтесь переключить его внимание на другое занятие. Спустя некоторое время он, например, самостоятельно уберёт игрушки или вымоет руки, а вам не придётся «стоять над душой».
3. Упрямство
Упрямое поведение не следует путать с настойчивостью. В первом случае ребёнок стоит на своём только потому, что прежде уже потребовал этого. Настойчивость же -проявление воли, позволяющее детям достигать желанной цели.
Что делать?
Нет нужды переубеждать ребёнка или опять же настаивать на своём.
4. Деспотизм
Ребёнок стремится всеми способами заставить родителей сделать то, что ему нужно, пусть даже это будет сиюминутное желание. То есть детский деспотизм можно назвать своеобразным стремлением к власти над матерью или отцом.
Что делать?
Подобное поведение – пример манипулирования. Поэтому старайтесь не идти на поводу, одновременно показывая, что ваше внимание вполне можно привлечь мирными способами, без конфликтов и истеричности.
5. Обесценивание
Дети нередко перестают ценить всё, что прежде представлялось им очень важным. Причём относится это как к близким людям, так и к неодушевлённым предметам и правилам поведения. Начинают появляться грубые и даже бранные словечки. Ими дети активно пользуются, чтобы получить яркую негативную реакцию от родителей.
Что делать?
Важно переключать внимание ребёнка другими игрушками – вместо куклы предлагайте машинку. Регулярно смотрите с малышом мультики и читайте книжки по теме правил поведения с людьми, также можно проигрывать ситуацию в сюжетных играх.
6. Своеволие
Дети стремятся к максимальной самостоятельности, неудивительно, что этот период ещё называется кризис идентичности «Я сам».
Что делать?
Самостоятельное поведение ребёнка – ключ к приобретению драгоценного опыта. Однако введите запреты на те действия, которые могут навредить ребёнку.
7. Бунт
Протестное поведение – это реакция ребёнка на давление со стороны значимых взрослых, которые требуют завтракать в одно и то же время, не кричать на улице, не ломать игрушки.
Подобные реакции являются своего рода стрессом, которые приводят к сбоям в работе защитной системы организма. Если же накопившееся напряжение не выходит наружу, возникает аутоагрессия.
Что делать?
Во время протестных «акций» старайтесь не терять самообладание, слушайте мнение ребёнка. Если он бунтует против мер безопасности (хочет играть с мячом на дороге, не идите на поводу и не меняйте решения.
Как справляться с истериками?
1. Чтобы предупредить эмоциональную вспышку, необходимо заранее договариваться с ребёнком. Например, до посещения магазина игрушек договоритесь, что именно будете приобретать. Конечно, это не поможет в 100% случаях, однако вероятность истерики существенно снизится.
2. В разгар аффекта не следует что-либо объяснять ребёнку. Подождите, когда он придёт в себя, а уже затем обсудите, почему его поведение (но не он) кажется вам плохим и недостойным. Обязательно рассказывайте малышу о своих чувствах, пусть даже негативных
3. В случае публичной истерики необходимо лишить ребёнка «зрителей». Для этого нужно или отвести его в менее людное место, или попытаться отвлечь внимание пролетающей птичкой или пробегающей собачкой.
Поскольку ведущий вид деятельности для трёхлеток игра, все ситуации, приводящий к истерикам, следует проигрывать. «Делайте покупки» вместе с куклами, «кормите» игрушек, разыграйте поход в поликлинику и т. д.