Анна Кирпиченкова
Критерии эффективности предметно-пространственной развивающей среды в рамках реализации программы «Мир открытий»
▼ Скачать + Заказать документы
С 2012 года наш детский сад работает по программе «Мир открытий». В соответствии с ФГОС дошкольного образования развивающую среду педагоги ДОУ строят для поддержания интереса детей к окружающему миру и природе и предоставления ребенку условий для самостоятельной деятельности. Она создается с учетом возраста детей, особенностей каждой возрастной группы.
Публикация «Критерии эффективности предметно-пространственной развивающей среды в рамках реализации программы „Мир открытий“» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Принимается во внимание создание условий в соответствии с определенными во ФГОС образовательными областями:
• речевое развитие,
• социально – личностное развитие,
• познавательное развитие,
• художественно – эстетическое развитие,
• физическое развитие.
Таким образом, при организации образовательной среды создается целостная система материальных, культурных и дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач в оптимальных условиях.
Для создания предметно-пространственной среды педагоги учитывают новые подходы к ее организации в педагогическом процессе. Опираясь на дидактическую систему деятельностного метода Л. Г. Петерсон, при создании предметно-пространственной среды принимается во внимание система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности, подразумевающий создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса;
- принцип деятельности, предполагающий освоение окружающего мира не через трансляцию готовой информации, а через самостоятельное «открытие» его детьми на предметной основе;
- принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития;
- принцип целостности, благодаря которому у детей формируется целостное представление об окружающем мире и себе самом;
- принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности собственного выбора, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;
- принцип творчества, позволяющий сориентировать образовательный процесс на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип непрерывности, реализующий преемственные связи между дошкольной подготовкой и начальной школой на уровне технологий, содержания и методик с позиций формирования готовности школьников к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни, саморазвитию.
Для оценки эффективности созданной предметно – пространственной развивающей среды группы нами ведется мониторинг соответствия определенным критериям.
1. Соответствие предметной среды группы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
2. Построение предметно-развивающей среды осуществляется с учетом дидактических принципов деятельностного метода обучения.
2.1. в образовательной среде отсутствуют стрессообразующие факторы, создана доброжелательная атмосфера.
2.2. созданы условия для самостоятельного «открытия» информации детьми на предметной основе.
2.3. обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития.
2.4. предметная среда группы способствует формированию целостного представления об окружающем мире и себе самом
2.5. предметная среда группы способствует формированию умения осуществлять собственный выбор вида деятельности для каждого ребенка, пособия в полной мере соответствуют принципу вариативности.
2.6. предметно-развивающая среда группы ориентирована на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
2.7. предметно-развивающая среда группы способствует формированию готовности дошкольников к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни, саморазвитию.
3. Состояние центра познавательного развития.
3.1. Наличие пособий и печатных изданий энциклопедического, справочного характера
3.2. В группе имеются различные коллекции и наборы для сортировки, группировки и классификации
3.3. Наличие научной мини-лаборатории
3.4. Наличие уголка самостоятельной деятельности
3.5. Наличие центра конструирования
3.6. Наличие настольно-печатных и дидактических игр по познавательному развитию
3.7. Наличие наглядного материала для формирования счетных навыков, закрепления понятий форма, цвет, размер
3.8. Курс математического развития «Игралочка» обеспечен наглядным и демонстрационным материалом, тетрадями для индивидуальной работы.
4. Состояние центра речевого развития
4.1. Наличие банка наглядных пособий для работы педагога с детьми
4.2. Наличие настольно-печатных и дидактических игр по познавательному развитию
5. Состояние центра социально-коммуникативного развития
5.1. Наличие настольно-печатных и дидактических игр по социально-коммуникативному развитию
5.2. Наличие центра сюжетно-ролевой игры
5.3. Наличие банка наглядных пособий для работы педагога с детьми
5.4. Наличие уголка природы и экологической лаборатории
5.5. Наличие уголка краеведения и экологического воспитания
5.6. Наличие центра трудового воспитания
6. Состояние центра художественно-эстетического развития
6.1. Наличие книжного уголка или мини-библиотеки
6.2. Создана подборка предметных и сюжетных картинок, произведений художников
6.3. Наличие настольно-печатных и дидактических игр по художественно-эстетическому развитию
6.4. Наличие центра музыкального развития
6.5. Наличие центра театрализованной деятельности
6.6. Наличие художественной мастерской
6.7. Наличие выставки для презентации результатов продуктивной деятельности
7. Состояние центра физического развития
7.1. Наличие центра двигательной активности
7.2. Наличие центра безопасности
7.3. Наличие настольно-печатных и дидактических игр по тематикам здоровья и безопасности