Юлия Чальцева
Креативная среда творческого развития педагогов и детей в рамках программы «Детский сад — Дом радости»
▼ Скачать + Заказать документы
Креативная среда творческого развития педагогов и детей в рамках программы «Детский сад – Дом радости»
Музыкальный руководитель:
Чальцева Ю. А.
МБДОУ д/с №41, г. Таганрог
Слайд 1
В соответствии с требованиями времени, современная система образования, находится в состоянии обновления и строится на принципе гибкого реагирования на потребности общества и личности. Целью дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социальной среде.
Публикация «Креативная среда творческого развития педагогов и детей в рамках программы „Детский сад — Дом радости“» размещена в разделах
- Детский сад. Наш любимый детский сад
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд 2
С момента своего рождения человек попадает в определенную куль-турную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие.
Слайд 3
Среда является основным средством развития личности ребенка и ис-точником его знаний и социального опыта. Научные исследования акцентируют внимание на построении предметно-развивающей среды и дают рекомендации к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых. Важным условием развития творческих способностей ребенка является создание правильной предметно-развивающей среды.
Успешность развития личности, воспитательной и образовательной системы ДОУ в целом зависит от того, насколько соответствует предметно-развивающая среда культурным запросам педагогов, родителей, детей и общества.
Слайд 4
Каждый воспитанник нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному и творческому росту, такие условия могут быть созданы в креативной среде. Креативная среда это многообразная поликультурное образовательное поприще для самореализации личности, собственного «Я», обеспечивающие условия для актуализации внутреннего ресурса. «Креативная среда» наиболее четко отражает один из аспектов деятельности педагога, целью которого является не только обучение, но и развитие креативности воспитанников.
Отдельные аспекты средовой проблематики в педагогике исследуются уже с начала ХХ века. В рамках данной теории работали К. Д. Ушинский, Л. Н. Пирогов, А. Ф. Лазурский, А. Ф. Лесгафт, С. Т. Шацкий. Сторонники этой теории видели педагогический процесс в виде трехчленной системы: объект – среда – субъект. Л. С. Выготский писал: «Воспитательный процесс оказывается уже трехсторонне активным: активен педагог, активен воспитанник, активна заключенная между ними среда». Согласно замечанию Л. С. Выготского, «любой поступок человека возникает в ответ на импульсы, толчки, раздражения извне, из среды его жизнедеятельности». Взаимодействуя со средой, ребенок развивается сам, изменяя при этом среду.
Слайд 5
Особое внимание в программе «Детский сад — Дом радости» уделяется организации развивающей среды — пространства, в котором находится ребенок. Он должен иметь возможность задумывать вид деятельности и без помощи взрослого ее выполнять, достигая результата. Организация пространства обеспечивает свободный двигательный режим.
Слайд 6
В отличие от традиционной программы в «Доме радости» не свойст-венно делить группы на чётко разграниченные «зоны», в каждой из которых можно заниматься только определённым видом деятельности. Пространство должно обеспечивать реализацию масштабного замысла, легко преображаться, исходя как из потребностей в организации работы, так и по желанию детей.
Слайд 7
По технологии программы «Детский сад — Дом радости» ежедневно ребенок получает возможность проиграть семь видов игр: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, дидактические, подвижные, театрализованные, музыкальные и игры-забавы.
Слайд 8
Музыкально-эстетическая деятельность в силу ее доступности и при-влекательности, а также ряда возрастных особенностей дошкольника (яр-кость восприятия, впечатлительность, эмоциональность) занимает важное место в его развитии. В группе педагогами создан «Мир красоты» для развития художественно-эстетического, эмоционального воспитания дошкольника. Музыкальная деятельность сопровождает воспитанника на протяжении всего дня, создавая атмосферу радости. Особое место занимают «Музыкальные разминки», «Минутки шалости», «Минутки тишины», «Музыкальные игры-хороводы», хоровое пение и т. д. В разных видах детской музыкальной деятельности принимают активное участие родители, сотрудники детского сада, обладающие музыкальной одаренностью. Именно в период дошкольного детства отчетливее выявляются некоторые элементы музыкально-эстетического сознания. Происходит качественный скачок в развитии музыкального восприятия. Оно становится более осознанным. Именно в этот период важен креативный подход педагога в организации предметно-развивающей среды.
Слайд 9
Дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. На базе содержания программы, усвоенного в каждой возрастной группе, у него формируются музыковедческий опыт, музыкальная эрудиция, устойчивый интерес к музыке, начала художественного вкуса, эстетического чувства. Для развития музыкальных способностей и креативности воспитанников, разработан «Музыкальный киоск».
В «Музыкальном киоске» III раздела. Раздел «Русские и мировые классики –детям» представлен CD –дисками классической музыки. К каждому диску прилагается «Книжка-малышка» для детей и текстовое сопровождение для взрослых, в которых дается информация о композиторе, самом музыкальном произведении.
Во втором разделе «Мы танцуем и поем в детском саду» выложены диски с музыкальном репертуаром той возрастной группы, которую посещает ребенок.
В третьем разделе «Музыкально-дидактические игры для детей и родителей» представлено описание и необходимый дидактический материал для проведения игр. Даны рекомендации по использованию музыкальных инструментов, с целью развития у детей звуковысотного слуха, музыкального ритма и тембрового слуха.
Слайд 10
Также была создана медиатека, которая позволила обобщить весь ранее накопленный музыкальный материал. Медиатека разработана по следующим направлениям:
1) музыкально-интерактивные гостиные;
2) пособия по временам года;
3) основные виды музыкальной деятельности;
4) презентации проведенных мероприятий.
Слайд 11
В каждое направление включены: презентации, аудио- и видеоматериалы, демонстрационный материал, тематические слайды, стихи и слова песен. Картотека регулярно пополняется и активно используется педагогами ДОУ в образовательной деятельности.
Деятельность педагога, содействует обогащению развития личности дошкольника. Четыре ступеньки лесенки соответствуют четырем уровням овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение под руководством, самостоятельность, творчество). Для педагога каждый этап восхождения ребенка по «Лесенке успеха» отражает успешный результат, эффективность всей работы служит показателем сотворчества с ребенком и его семьей. Восхищаясь своими воспитанниками, педагог утверждается в своем профессиональном мастерстве, чувстве собственного достоинства. Он начинает ощущать и оттачивать в себе свой особый неповторимый стиль, в совершенствовании которого находит путь личностного и духовного роста.
Слайд 12