Ирина Лымарь
Краткосрочный проект «Знакомство с народной культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Вид проекта : познавательный, игровой, творческий.
Длительность: краткосрочный
Дата проведения: 09.03.2022 – 18.03.2022 гг.
Участники: дети, родители, воспитатель – Лымарь И. С.
Разработчик проекта : воспитатель – Лымарь И. С.
Актуальность: Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Публикация «Краткосрочный проект „Знакомство с народной культурой“» размещена в разделах
Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.
Проблема: что такое народное творчество?
Цель проекта : познакомить детей с народной игрушкой, знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством. Внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс.
Задачи проекта :
- познакомить с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек;
- воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение
и желание применять их в жизни, любовь к родному краю;
- знакомить с русскими народными играми, учить в них играть, используя заклички.
-продолжать знакомить с народным фольклором;
- способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта.
- Обогащать музыкальные впечатления детей посредством знакомства с музыкальными произведениями
- воспитывать интерес к русской народной сказке.
Предполагаемый результат: использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; умеют играть в русские народные подвижные игры, знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества; научились видеть на предметах народного искусства вариативность элементов, сочетание цветов и разнообразие композиции.
Формы и методы реализации проекта :
- чтение художественной литературы
- игровая деятельность детей
- самостоятельная игровая деятельность
- художественно – эстетическая деятельность
- работа с родителями
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Разработка плана деятельности:
1 этап: подготовительный
1. Подбор и изучение методической литературы по данной теме
2. Пополнение предметно – пространственной среды в группе
3. Работа с родителями
- консультации «Роль сказки в воспитании детей», «Знакомство детей с народным фольклором», «Сказки читаем – речь развиваем»
- анкетирование «Значение русского народного фольклора для дошкольников»
4. Создание необходимых условий для реализации проекта
2 этап: основной
План работы воспитателя с детьми:
Среда – 9 марта 2022 г.
Беседа «Знакомство с народной игрушкой «Матрешкой» - знакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой
Чтение потешки «Солнышко – ведрышко» - развивать речь, память.
Слушание А. Белорукова «Балалайка – Комаринская» - развивать умение слушать музыкальное произведение до конца
Подвижная игра «Наноси воды» - развивать ловкость, быстроту бега
Драматизация сказки «Колобок» - развивать интерес детей к театрализованной игре, развитие их творческих способностей.
ХТД – рисование «Веселые матрешки» - развивать детское творчество
Четверг – 10 марта 2022 г.
Беседа «Знакомство с народными инструментами» - знакомить детей с народными инструментами
Чтение и заучивание потешки «Солнышко – ведрышко» - развивать речь, память
Слушание «Барыня» - учить слушать музыкальное произведение
Подвижная игра «Волк и гуси» - разучивать правила новой игры
Подвижная игра «Каравай» - развивать умение соотносить действия со словами
ХТД – рисование «Ложки деревянные» - развивать детское творчество
Музыкально – ритмические движения «Танец с ложками» - учить двигаться в соответствии с характером музыки
Пятница – 11 марта 2022 г.
Беседа «Знакомство с дымковской игрушкой» - знакомить детей с дымковской народной игрушкой
Чтение потешек – продолжать знакомить детей с фольклором
Слушание – русский народный наигрыш «Полянка» - учить слушать музыкальное произведение до конца
Подвижная игра «Лохматый пес» - развивать двигательную активность детей
Подвижная игра «Кот и мыши» - развивать двигательную активность детей
Драматизация «Теремок» - развивать интерес детей к театрализованной игре, развитие их творческих способностей.
ХТД – рисование «Дымковская игрушка» - развивать детское творчество
Понедельник – 14 марта 2022 г.
Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» - учить слушать и понимать услышанное, прививать любовь к сказкам
Слушание «Ой, блины» - развивать умение слушать музыкальное произведение до конца
Музыкально – дидактическая игра «Громко – тихо» - развивать чувство ритма
Хороводная игра «Колпачок» - учить правила новой игры, в процессе игры выполнять правила игры
Подвижная игра «Зайка серенький сидит» - развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом
Музыкально – ритмические движения «Матрешки» - учить двигаться в соответствии с характером музыки
Рассматривание альбомов «Дымковская игрушка» - расширять кругозор
Вторник 15 марта 2022 г.
Чтение русской народной сказки «Курочка ряба» - побуждать детей слушать сказку, сопереживать героям
Музыкально – дидактическая игра «Кукла шагает – кукла бегает» - учить различать темп музыки
Подвижная игра «Салочки» - развивать быстроту бега, ловкость, внимание
Подвижная игра «У медведя во бору» - развивать умение играть по правилам игры
Просмотр презентации «Русская матрешка» -
Драматизация «Репка» - развивать интерес детей к театрализованной игре, развитие их творческих способностей.
Среда – 16 марта 2022 г.
Чтение потешек – развивать речь детей, побуждать повторять за воспитателем
Раскрашивание раскрасок по теме проекта – развивать детское творчество, продолжать учить раскрашивать аккуратно, не выходя за контур изображения
Игры с народными игрушками – матрешками
Подвижная игра «Волк и гуси» - развивать двигательную активность детей
Подвижная игра «Каравай» - учить детей действовать в соответствии с текстом
Музыкально – дидактическая игра «На чем играю» - развивать слуховое внимание
ХТД – аппликация «Балалайка» - развивать детское творчество
Четверг – 17 марта 2022 г.
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» - познакомить детей с новой сказкой
Слушание «Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой – закреплять умение слушать музыкальное произведение
Игры на музыкальных инструментах – развивать слуховое внимание
Подвижная игра «Зайцы и волк» - учить правила новой игры, играть, соблюдая правила
Хороводная игра «Колпачок» - прививать желание играть в народные игры
Музыкально – ритмические движения «Упражнения с цветами» - учить двигаться в соответствии с характером музыки
Пятница – 18 марта 2022 г.
Проговаривание знакомых потешек – развивать речь детей, расширять словарный запас
Музыкально – дидактическая игра «На чем играю» - развивать слуховое внимание
Раскрашивание раскрасок - по теме проекта – развивать детское творчество, продолжать учить раскрашивать аккуратно, не выходя за контур изображения
Подвижная игра «У медведя во бору» - развивать двигательную активность детей
Подвижная игра «Салочки» - развивать быстроту бега, ловкость, внимание
Рассматривание иллюстраций к русским – народным сказкам – учить узнавать и называть сказку
Развлечение «В гостях у бабушки – загадушки» - закрепить знания детей полученные в процессе проектной деятельности по ознакомлению с народной культурой.
3 этап: заключительный
1. Развлечение «В гостях у бабушки – загадушки»
2. Подготовка отчета о проделанной работе