Лана Рыжкова
Краткосрочный проект «Вода — это жизнь»
Актуальность
Актуальность исследования состоит в воспитании экологической культуры дошкольников. Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Знания об окружающей природе должны сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем просвещения детей в области экологической культуры. Необходимо сформировать правильные способы взаимодействия с природой, понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенную готовность ее созидать.
Публикация «Краткосрочный проект „Вода — это жизнь“» размещена в разделах
Тип проекта : исследовательский
Продолжительность: ноябрь-декабрь
Участники: дети 5-7 лет, воспитатели, родители
Место проведения: групповая комната, наблюдения на участке.
Проводя опыты с водой, у нас возникло много вопросов: Жизнь на земле без воды невозможна? Кому нужна вода? Где мы встречаем воду в природе? В каком состоянии бывает вода? Нужно ли беречь воду?
Гипотеза исследования – мы предположили, что сможем ответить на эти вопросы, проведя опыты с водой. Это и определило цель работы: изучить значение воды как важного природного ресурса.
Задачи работы:
• Изучить информацию по теме работы в различных
источниках;
• Провести опыты с водой (вместе со взрослыми);
• Проанализировать полученные результаты и сделать
выводы.
Методы и приемы исследовательской деятельности:
1) беседы с детьми о воде;
2) чтение художественной литературы;
3) просмотр мультфильмов о воде;
4) заучивание стихотворений о воде;
5) отгадывание загадок;
6) информационные листы для родителей;
7) постановка и решение вопросов проблемного характера;
8) наблюдения;
9) опыты;
10) игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
11) трудовые поручения, действия;
12) моделирование: «Круговорот воды в природе».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Подготовительный этап проекта :
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме
проекта;
- Пополнить развивающую среду;
- Подбор художественной литературы по теме;
- Подбор энциклопедий, карт, схем;
- Подбор фотографий, иллюстраций, репродукций;
- Составление картотеки опытов с водой;
- Создание условий для исследования, подготовка
материалов к экспериментированию;
- Подготовка оборудования для опытов с водой;
- Разработка конспектов ООД по теме.
Основной этап проекта :
- Разработать перспективный план занятий познавательного
цикла;
- Подготовить информацию для родителей по теме;
- Провести презентацию «Круговорот воды в природе»;
- Беседы, рассказы по теме;
- Наблюдение за осадками, природными явлениями;
Заключительный этап проекта :
- Презентация плакатов на тему: «Берегите воду!», «Где
живет вода?», «Вода – это жизнь!», «Загрязнение воды».
- Опытно-экспериментальная деятельность.
- Презентация проекта «Вода - это жизнь!»
I. Теоретическая часть работы
1.1. Где живет вода?
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
Из энциклопедий мы узнали, что облака состоят из миллиардов мелких капелек воды и ледяных кристаллов. Капельки водяного пара в облаках собираются вместе, слишком тяжелые капли уже неспособны удержаться в воздухе. Они падают вниз и проливаются на землю дождем. А когда на улице холодно, капли воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки, и тогда идет снег. Дождевая вода впитывается в землю, образуя подземные воды. И из земли пробивается родник и дает начало ручью, так начинаются реки. Большинство рек впадают в моря и озера, а часть уходят под землю. Проведя опыт с зеркалом, мы сделали следующий вывод: при сильном нагревании вода испаряется, и маленькие капельки при испарении поднимаются вверх. Точно так же сильную жару реки мелеют, вода испаряется. Вода из жидкого состояния, переходит в газообразное состояние.
Мы сделали макет «Круговорот воды природы» для того,
чтобы понять и отследить причинно-следственные связи в
природе.
1.2 Загрязнение воды.
В настоящее время все отходы попадают в воду. Много фабрик, заводов сливают ядовитые вещества. Люди выбрасывают мусор. Все это попадает в океан, гибнет много живых существ.
В домашних условиях можно очистить воду, но чтобы ее пить этого недостаточно. Ее нужно прокипятить и снова очистить. Взрослым, которые работают на очистных сооружениях, приходится затрачивать много сил и средств, и времени для получения чистой воды.
Вывод: воду нужно беречь.
1.3. Берегите воду.
Я расскажу о том, почему нужно беречь воду. Просмотрев серию мультфильмов о воде, мы узнали, откуда берется вода в кране : капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран. Много людей потрудилось для этого. Река со временем может обмелеть и высохнуть, если не относиться бережно к воде. Важно знать, что мировой запас воды из-за неэкономного расходования воды, сокращается.
Вывод: воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой кран.
1.4 Вода – это жизнь!
«Капля воды дороже золота» Д. Менделеев.
Вода необходима для всего живого мира: человека, птиц, рыб, растений, животных. Вода – это бесценный дар природы. Именно вода для нас и всего окружающего является источником жизни! Моя мама врач, от нее я узнал, что человек при физических нагрузках потеет. Вместе с потом он расходует запасы воды из организма. Поэтому человеку нужно пить до двух литров воды в день. Проведя опыт с зеркалом, я сделал следующий вывод: в
дыхании человека тоже присутствуют капельки воды. Так, мы доказали, что в человеческом организме присутствует вода.
Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!
Дома я провел опыт «Семечки». Мы поместили семена (подсолнуха, кабачка, огурца) в стакан с водой и наблюдали за их прорастанием ежедневно. Через три дня семена стали набухать и появились корни. Первым свой росток
дало семечко подсолнуха, потом огурца, кабачка. При смене воды в течении недели вырос росток.
Вывод: вот она – сила воды, тепла и света.
II. Практическая часть работы.
2.1. Подготовка к проведению опыта
Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Итак, нам потребуются: термос, зеркало, вода, стеклянные емкости объемом 0,5 литра, ведро, тарелка, стакан, апельсиновый сок, сахар, соль, акварельные краски, марля, вата, уголь, воронка, лед, снег, семена кабачка.
2.2. Проведение опытов с водой
Опыт №1 «Семечко расти»
Опыт предполагает проращивание семечек: кабачка, подсолнуха, огурца при комнатной температуре. Дети наблюдают за изменениями ежедневно и делают выводы.
Вывод: для растения нужна вода, тепло и свет!
Опыт №2 «Свойства воды»
«Имеет ли форму вода?»
Узкую баночку наполняем водой и переливаем эту воду в широкую баночку. А теперь разливаем воду в тарелочку. Она растеклась лужицей.
Вывод: вода не имеет форму и принимает ту форму, в чем она находится.
«Какого вкуса и запаха вода?»
Дети пробуют на вкус, нюхают воду и сок. Делают вывод.
Вывод: у воды нет вкуса и запаха.
«Вода – растворитель».
Размешать в воде сахар, соль и попробовать на вкус.
- Что изменилось? (вода стала сладкая, соленая).
- Что произошло с веществами, которые положили в воду?
(Они растворились.)
Вывод: вода растворяет вещества.
Опыт №3 «Окрашивание воды»
Наша кисточка захотела поиграть с ребятами и привела с собой краски. Дети обмакивают кисти и постепенно окрашивают каждый стакан с водой.
Вывод: вода имеет способность окрашиваться в любой цвет.
Опыт №4 «Очистка воды - фильтрация»
Итак, перед вами стакан с грязной водой. Через стенки стаканов видно, что вода грязная. И мы постараемся очистить воду в домашних условиях. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Возьмем вату и марлю, свернутую в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в
чистый стакан. Струйкой будем вливать грязную воду в воронку
с фильтром. Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала
чище. Но такую воду еще пить нельзя. Чтобы результат при
очистке воды был лучше, можно добавить в стакан с очищенной
водой уголь. Оставить на некоторое время и снова
профильтровать воду. Такая вода будет считаться очищенной.
Вывод: как много времени мы затратили на очистку всего
нескольких стаканов воды. Поэтому, воду нужно беречь.
Опыт №5 «Вода в разных состояниях»
Вода, это жидкость, ее можно переливать в любые емкости, она текучая. Для опыта используем различные емкости, воронки.
Лед – это вода.
(На лабораторном столе поддоны со льдом и снегом).
Воспитатель: Дети подойдите к столу. Что лежит в
ванночках?
Дети: Льдинки, лед, снег.
Воспитатель: Что происходит со льдом и снегом?
Дети: Снег и лед тают, получается вода.
Вывод: Лед и снег – это вода.
Опыт, проводит воспитатель. На столе термос с кипятком, стекло и зеркало.
Воспитатель:
- Возьмем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит. Из термоса выходит пар. Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Мы увидели, что частицы пара, когда их становится много, снова превращаются в воду.
Вывод: Пар – это вода.
Опыт с зеркалом. Взяв зеркало, мы подышали на него. И
увидели частички пара – это капельки воды.
Вывод: в дыхании человека, присутствуют капельки воды.
Опыт №6 «Вода может принимать любой вкус».
Проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Ребята, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может иметь вкус того вещества,
которое в него положили.
Заключение. В результате нашей работы, мы смогли ответить на поставленные вопросы:
• Вода – бывает в твердом, жидком и газообразном
состоянии.
• Вода – это жизнь для растений, животных и человека.
• Воду можно очистить в домашних условиях.
III. Выводы по работе
1. В литературе и в интернет-источниках мы изучили информацию о воде.
Наш вывод: мы узнали о свойствах воды, о ее применении в быту, загрязнении воды. Поняли почему ее нужно беречь. Вода – это жизнь для всей планеты Земля.
2. Благодаря проведенным опытам, мы выяснили переход
воды из твердого состояния в жидкое состояние и из жидкого в газообразное. Узнали о способе очистки воды дома.
Наш вывод: при температуре ниже 0 градусов вода из жидкого состояния имеет свойство замерзать, то есть принимать форму твердого, и наоборот при нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное. Загрязненную воду можно очистить в домашних условиях. В результате этой работы мы научились проводить опыт, вести наблюдения и планировать
свою дальнейшую деятельность.