Ольга Савельева
Краткосрочный проект в старшей группе «Зимняя сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Мы часто вспоминаем, как хорошо было в нашем детстве, какие замечательные были праздники в то время. Так, что же мешает нам – взрослым, сделать незабываемым, праздник для сегодняшних детей? Чтобы повзрослев, они вспоминали свое детство, как самое счастливое время в жизни. Какой праздник способен объединить взрослых и детей, белых и черных, мужчин и женщин, тех, кто верит в чудеса и тех, кто сомневается? Единственный праздник, объединяющий всех людей на планете – это праздник Новый год.
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Зимняя сказка“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Дети ждут с нетерпением новогодних чудес, пишут письма Деду Морозу, готовятся, как могут. Родители тоже, по своему, готовятся к этому празднику. Задача педагогов объединить детей и родителей, в едином творческом процессе, с целью создания в группе атмосферы новогоднего праздничного волшебства. Увлечение совместным творчеством обеспечит комфортную, эмоционально – благополучную обстановку в группе, будет способствовать развитию навыков коммуникативного общения, сотрудничества.
У маленьких почемучек возникает масса вопросов: «Где живет Дед Мороз?», «Почему мы наряжаем именно елку?», «Зачем на макушке елки звезда?» и т. п. Реализация данного проекта предусматривает изучение, сохранение и воплощение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику, и их потребность к творческой деятельности. В ходе работы над проектом, дошколята найдут ответ на все интересующие их вопросы, научатся мастерить новогодние украшения, получат возможность для успешной самореализации, смогут прочувствовать ситуацию успеха.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект :
В ходе проведения беседы с детьми «Что за праздник Новый Год? И как мы будем готовиться к этому празднику?» выяснилось, что вопросов у дошкольников больше чем ответов. Дети знают, что нужно наряжать елку, но не знают, почему именно елку. Все дошкольники знают, что надо украшать свой дом, группу, можно сделать украшения и подарки своими руками, но как это воплотить в реальность, ответить затрудняются. В результате беседы дошкольники пришли к выводу – Чтобы хорошо подготовиться к Новогоднему празднику, сначала мы должны найти ответы на все интересующие нас вопросы, научиться делать новогодние украшения и подарки своими руками и украсить свою группу, подготовить интересное
Новогоднее представление и пригласить своих родителей, чтобы порадовать их. Проблему проекта мы обозначили так : Мы хотим новогоднего волшебства и праздника? Значит, нам всем нужно потрудиться.
Цель проекта : вовлечение и объединение коллектива детей, родителей и педагогов в совместную творческую деятельность. Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала старших дошкольников.
Задачи проекта :
Для детей:
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны, доброго отношения к своим близким и родным, окружающим детям, взрослым;
2. Способствовать сплочению детского коллектива развитию дружеских взаимоотношений, навыков общения и взаимодействия в детском коллективе;
3. Развитие самооценки ребенка, и умения оценивать и ценить достижения сверстников.
Образовательные:
1. Формировать познавательный интерес дошкольников;
2. Расширить и систематизировать знания дошкольников об истории и традициях новогоднего праздника в России и в других странах;
3. Познакомить детей с произведениями художественной литературы о праздновании Нового года (сказки, рассказы, стихотворения) ;
4. Познакомить с музыкальными произведениями новогодней тематики (песни, пляски, пьесы) ;
5. Обогащать и развивать активный словарь детей.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки детей;
2. Создать в детском коллективе атмосферу совместного творчества;
3. Продолжать развивать творческое способности детей, воображение, мышление и память;
4. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой компетентности педагогов;
2. Обеспечить качество педагогического процесса путем применения современных методик и технологий;
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
1. Способствовать активному вовлечению родителей воспитанников в деятельность ДОУ;
2. Повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
1. Расширение кругозора детей;
2. Сплочение детского коллектива;
3. Развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников и интереса к коллективной творческой деятельности;
4. Самореализация дошкольников.
Для педагогов:
1. Повышение компетентности в области использования современных педагогических технологий в образовательной деятельности;
2. Реализация творческого потенциала;
3. Самообразование.
Для родителей:
1. Оптимизация детско-родительских отношений;
2. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.
Продукты проекта
1. Организация и создание предметно – игровой праздничной среды, оформление группы;
2. Участие в конкурсе новогодних поделок «Мастерская Деда Мороза»;
3. Проведение новогоднего праздника.
Роль родителей в реализации проекта :
1. Творческое взаимодействие с детьми и воспитателями в тематическом оформлении группы;
2. Участие в конкурсе по изготовлению новогодних поделок «Мастерская Деда Мороза»;
3. Пошив и приобретение новогодних костюмов детям к празднику.
Этапы реализации проекта :
I этап – Подготовительный
1. Сбор информации по теме;
2. Создание необходимых условий для реализации проекта;
3. Подбор материала для продуктивной деятельности;
4. Подбор аудио – и видеоматериала;
5. Подбор художественной литературы по теме;
6. Подбор дидактического материала;
7. Подбор загадок по теме;
8. Оформление картотеки подвижных игр;
9. Разработка мероприятий;
10. Оформление папок – передвижек для родителей;
11. Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
II этап – Реализация проекта
Познавательное развитие
Непосредственная образовательная деятельность:
Ознакомление с окружающим «Откуда Ёлка к нам пришла», «Здравствуй зимушка – зима», «Зимние забавы».
Беседы:
«Как отмечали новый год в старину?», «Почему люди наряжают елку?», «Сколько лет Деду Морозу?», «Новый Год в разных странах», «Безопасный Новый Год». (Приложение)
Дидактические игры:
«Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», разрезные картинки «Зимушка- зима», «Опасно – не опасно».
Показ презентаций:
«Обрядовая символика и персонажи». (Почему праздник проходит вокруг елки? Об истории Новогодней игрушки, «Где живёт Дед Мороз?», «Как встречают Новый год в разных странах?»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
Х. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Гайдар «Чук и Гек», В. Сутеев «Елка», р. н. с. «Морозко», «Снегурочка», В. Зощенко «Елка», сборник стихов «В лесу родилась ёлочка», сборник стихов «Когда наступит Новый год», Усачев А. «Здравствуй, Дедушка Мороз!», Москвина М. «Как Дед Мороз на свет появился».
Загадывание загадок о зимних явлениях природы, о новогоднем празднике
Чтение и заучивание стихотворений: И. Суриков «Зима», З. Александрова «Дед Мороз», по содержанию сценария новогоднего утренника
Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним;
Художесвено-эстетическое развитие
Музыкальная деятельность:
Разучивание песен о зиме, о новогоднем празднике, новогодних хороводов, танцев по содержанию сценария;
Прослушивание аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года. Зима», «Щелкунчик»;
Слушание в аудиозаписи новогодних песен.
Продуктивная деятельность:
Рисование:
«Зимний пейзаж», «Наша нарядная елка», «Новогодняя ночь» .
Аппликация:
«Желтая земляная свинья символ 2019 года», «Наш веселый снеговик».
Лепка:
«Дед Мороз и Снегурочка», «Новогодняя игрушка».
Художественный труд:
«Мастерская Деда Мороза» изготовление елочных украшений;
Разноцветные гирлянды из креповой и цветной бумаги;
Елочные украшения из цветной бумаги «Фонарик», «Елочный шар из разноцветных полосок», «Улыбчивая снежинка», «Дед Мороз» ;
Елочные украшения из фольги «Серебристые цветы»;
Елочная игрушка из пряжи «Цветные шапочки»;
Гирлянда из еловых шишек;
Участие детей в коллективном творчестве по украшению окон (вырезывание ладошек из бумаги) и групповой комнаты.
Тематические раскраски.
Социально-коммуникативное развитие
Беседы «Чтобы не испортить праздник», «Как правильно дарить и получать подарки».
Сюжетно ролевые игры «Новый Год в кругу семьи», «Магазин новогодних подарков».
Просмотр тематических мультфильмов.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Снежная баба», «Мороз красный нос», «Два мороза», «Снег, метель, вьюга»
«Зимние забавы» : Эстафеты и состязания на участке по выбору детей, катание на горке, на санках
Развлекательные новогодние игры
Работа с родителями:
1. Инструктаж по технике безопасности «Правила пожарной безопасности при проведении новогодних мероприятий»;
2. Оформление папки-передвижки: «Зачем детям верить в Деда Мороза» (Приложение №5);
3. Обновление и пополнение информации в родительском уголке;
4. Изготовление родителями новогодних поделок «Мастерская Деда Мороза»;
5. Помощь родителей в оформлении новогоднего убранства группы;
6. Советы родителям по изготовлению карнавальных костюмов для детей;
7. Оформление новогодних подарков детям.
III этап - Заключительный
1. Участие старшей группы в конкурсе новогодних поделок «Елочноя игрушка»«Пятачок на удачу»
2. Участие старшей группы в конкурсе «Лучшее новогоднее оформление группы»
3. Новогодний праздник.
4. Обсуждение с детьми результатов коллективной работы, релаксация.
5. Подведение итогов проекта. Презентация проекта.
Информация для проведения тематических бесед.
«Кто. же первый придумал праздновать Новый год? Никто не знает точно! Ведь этот день празднуют все народы с древних времён. Правда, к каждому народу Новый год приходит в своё время. Кроме того, существует множество разных традиций и обычаев.
Долгое время древние славяне праздновали Новый год 1 марта. Они подарили нам традицию зажигать огоньки на новогодних ёлках. Зажигание огня обещало хороший урожай.
А 1 сентября устраивали праздник урожая, просили у царя справедливых решений споров, проводились массовые гуляния, пиры и состязания.
Царь Петр I, который много путешествовал по Европе, увидел, как празднуют Новый год европейцы.
Ему понравилось, что в Европе зимой, 1 января, наряжают ёлочку и кладут под неё подарки для своих родных. И с 1700 года в России люди стали в домах ставить колючую ель, а не покрытую бело-розовыми и нежными лепестками вишню, как раньше.
Празднование Нового года начинается в день рождения солнышка, в пору зимнего солнцестояния – 25 декабря. Святые праздники, Святые вечера – так называют эти дни наши бабушки, потому что в эти дни, по преданию, случилось чудо - родился младенец Иисус, он улыбнулся ели, пришедшей вместе со всеми животными и растениями к нему в пещеру, чтобы поприветствовать его, и на верхушке ели засияла звезда как символ рождества Христова.
В эти дни в России не грешно и “почудить” : люди наряжаются в чудные костюмы, пляшут, веселятся и гадают. В старые времена гуляния на Новый год были массовыми.
Сейчас это семейное торжество, когда в морозную зиму все родные собираются за красиво накрытым праздничным столом, общаются и делятся событиями и историями из своей жизни за весь прошедший год. Дети в эти дни много отдыхают, радуются, ходят на праздничные елки и общаются с родителями, у которых тоже рождественские каникулы. Возможность побыть вместе всей семьей помогает укреплять семейные узы и находить друг у друга поддержку.
Главный волшебник Нового года – Дед Мороз.
Дед Мороз — это добрый дедушка, который приезжает из далекого края. Он везет с собой огромные мешки подарков для детей, которые он заготавливает целый год.
Прототип Деда Мороза отыскали в русских сказках – Дед Мороз Красный нос, Дед Трескун, Морозко – царь всех зимних месяцев – облачённый в тулуп деревенский старик с красным носом.
Считалось, что Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк.
В средние века в деревнях даже «кормили» Мороза, чтобы задобрить. Сам глава семьи выходил на крыльцо с ложкой киселя.
Сейчас Дед Мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область).
Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес: 162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу.
Вместе с дедушкой приезжает его внучка — Снегурочка.
Она приходит на все праздники вместе с Морозом и тоже поздравляет малышей. В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер.
Дедушка Мороз приходит к деткам домой и дарит подарки. Но так как малышей очень много, то ко всем он прийти, к сожалению, не успеет. Если дед Мороз не придет днем, то он обязательно придет ночью и положит подарки под елку.
Кроме Снегурочки дедушке помогают снеговики.
Они участвуют во всех приготовлениях к празднику. Перед самым наступлением нового года родители накроют красивый стол, на котором будет много еды. Можно выбрать себе что-нибудь вкусное. В каждом доме на новый год есть вкусный фрукт мандарин — символ Нового года.
31 декабря ровно в 12 часов ночи пробьют куранты — это большие часы, которые показывают по телевизору на каждый Новый год. Звон этих часов говорит о наступлении Нового Года. В это время надо загадать желание — оно обязательно сбудется!
На Руси верили, что как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому на Новый год нельзя заниматься тяжелой работой. Зато нужно украшать свой дом, накрывать изобильный стол, одевать все самое новое и красивое и, конечно, дарить подарки!
«Коллеги» Деда Мороза
В России — Дед Мороз, а в США — Санта Клаус и т. д. В каждой стране есть свой персонаж, свой новогодний волшебник. Многие их отождествляют, не зная истории образов, а это не совсем правильно. Это «коллеги», которые не просто внешне отличаются друг от друга, но и имеют абсолютно разную историю.
"Санта-Клаус» — США.
Седые волосы, опрятная борода и усы, красные куртка, штаны и шапка-колпак, на носу очки. Полный животик обтягивает тёмный кожаный пояс. Исторически — это эльф-жизнелюб. Ездит в оленьей упряжке и подбрасывает подарки в башмаки и чулки, оставленные возле камина. Имя «Санта-Клаус» произошло от имени Святого Николая.
«Синтер Клаас—Нидерланды, Голландия.
Приплывает на праздник на пароходе, в сопровождении чернокожих слуг. Дарит подарки.
Святой Николай — Бельгия, Польша и Западная Украина.
Как гласит легенда, он оставил в приютившей его семье золотые яблочки, подбросив их в башмачки стоявшие у камина. В рождественскую ночь он появляется верхом на коне, в сопровождении верного слуги-мавра по прозвищу «Чёрный Питер». Именно в руках слуги и находится волшебный мешок с подарками для ребятишек.
Корбобо — Узбекистан.
В преддверии новогоднего праздника он приезжает к своим юным друзьям на ослике, в сопровождении внучки Коргыз. Вместо шубы на Корбобо надет полосатый халат.
Микулаш — Чехия, Словакия.
Приходит в ночь с 5 на 6 декабря, накануне дня Святого Николая. Внешне очень похож на нашего Деда Мороза: та же длинная шуба, шапка, посох с закрученным в спираль верхом. Только вот подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. Да и сопровождает его не Снегурочка, а ангел в белоснежной одежде и лохматый чертёнок. Хороших и послушных детей Микулаш всегда рад одарить апельсином, яблоком или какой-нибудь сладостью, а вот «рождественские сапоги» хулиганов или бездельников вполне могут пополниться картофелиной или куском угля.
Юль Томтен (Юль Темтен, Йолотомтен) — Швеция.
Живёт в заповедном лесу, окружённом живописными озёрами и долинами. В сотворении рождественских чудес ему помогают снеговик Дасти, озорные мыши, принц с принцессой, ведьмы, Король со Снежной Королевой и, конечно же, вездесущие эльфы. Последним, кстати, приходится особенно несладко: в своей маленькой шахте они постоянно добывают золото для ёлочных украшений и подарков. Тех же, кто заедет в гости к Томтену, предупреждают: «Смотрите под ноги! По тропинкам постоянно снуют маленькие тролли. Не наступите на них!».
Встреча Нового года в разных странах
Всегда интересно знать: А как встречают Новый год в других странах? Сильно ли отличаются новогодние традиции других стран от наших традиций. Мы предлагаем вам прочитать информацию о том, как встречают Новый год в разных странах. Эта интересная информация будет полезна и взрослым и детям.
Новый год — праздник, которого ждут все, связывают с ним свои надежды, заранее готовятся к его встрече. Именно для 31 декабря не жалко потраченных денег, времени, убитого на кухне и в беготне по магазинам. Ведь все прекрасно знают: как встретишь Новый год, так его и проведешь.
Новогодние загадки для детей
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник?.
(Новый Год)
Елка в праздник Новый Год
Взрослых и детей зовет.
Приглашает весь народ
В новогодний … (хоровод).
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(зимой)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(зима)
Всюду в этот праздник грохот!
Взрыв, за ним веселый хохот!
Очень шумная игрушка -
Новогодняя… (хлопушка.)
Он рисует на стекле
пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
а шалит, как маленький.
(мороз)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(мороз)
Без рук рисует, без зубов кусается.
(мороз)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(снег)
Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.
(снег)
Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
(снег)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(снег)
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(снежинки)
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.
(cнег)