Юлия Мальцева
Краткосрочный проект в старшей группе «Страницы осени»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г. Волгодонска
Творческий, познавательный проект
«Страницы осени…»
Разработала воспитатель:
Ю. Н. Мальцева
г. Волгодонск, 2017г
Актуальность
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Страницы осени“» размещена в разделах
Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации, в связи с этим возник проблемный вопрос: как сформировать у детей представление о признаках осени не путем заучивая материала, а путем приобретения знаний детьми во время бесед, речевого творчества детей, наблюдений в природе, занятий художественным творчеством (лепка, аппликация, рисование, изготавливая с родителями поделки из природного материала, участвуя в осеннем праздниках и бале - маскараде, наряд для которого плод труда и фантазии детей и их родителей.
Интеграция содержания дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, – один из ведущих принципов построения образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому». В дошкольном детстве ребенок обладает огромным багажом возможностей, задача взрослых – помочь раскрыть ему эти возможности. Развивая творческие способности детей, мы даем им возможность танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки и т. д. Создавая предметно-развивающую среду, накапливаем опыт художественно – эстетической (творческой) деятельности в различных ее видах.
Типичными моделями интеграции содержания в дошкольном образовании являются тематические проекты. Наш проект интегрирует следующие образовательные области программы: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие. В ходе проекта дети получили знания экологической направленности и ответили на вопрос «Как подарить вторую жизнь желтым листочкам с детьми были организованы походы и экскурсии по сбору природного материала. Разучены стихи, песни, танцы на данную тему, изготовлены коллективные и индивидуальные работы из природного материала, проведены детско-родительские праздники и досуги.
В завершение работы по проекту был организован праздник детско-родительских творческих работ «Осенние фантазии» и проведена процедура награждения детей призами за выполненные ими работы. Обобщение знаний об осени обыгрывалось на музыкальном материале, в стихах. Продуктами деятельности явились: работы детей, выполненные на занятиях и мастер-классах на осеннюю тематику, был организован «Парад шляп» и «Дефиле» из бросового материала. Совместная деятельность по изготовлению поделок, участие в творческих играх родителей и детей развивает не только творческие способности ребенка, но необходима и для достижения эмоционального контакта, взаимопонимания в семье.
Информационная карта проекта.
Составитель проекта : воспитатель: Ю. Н. Мальцева
Вид, тип проекта : краткосрочный, совместный, творческий.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, художественный руководитель.
Продолжительность проекта : сентябрь, октябрь, ноябрь.
Цель проекта : Развитие совместной творческой деятельности взрослого и ребенка через следующие образовательные области программы: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. Повышение статуса семьи, творческого союза детей и родителей; воспитание чувства любви к родной природе.
Задачи: расширить представления детей об окружающем мире, учить их внимательно вглядываться в различные природные формы. Формировать представления о состояниях природы. Заинтересовать детей процессом созидания, вселить уверенность, что они смогут выполнить задуманное. Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем, путем речевого творчества детей. Расширять кругозор детей, знакомить с разновидностями растительного материала. Приучать к аккуратности и внимательности в процессе работы. Учить находить неожиданные решения для осуществления самых невероятных проектов.
Ожидаемые результаты:
• закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
• расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
• применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
• отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
• заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
• Полученный результат: в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров, экологической культуре и круговороте временных связей в природе (дети узнали, что всему свое время);
• на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
• появилось желание самостоятельно заняться творчеством – рисовать, лепить, иллюстрировать свои работы, делать совместные групповые и коллективные работы, работать сообща над общим проектом;
• большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта, проявили свою фантазию и творчество, вместе с ребенком придумали свой индивидуальный «продукт» на осеннюю тему.
Мотивация детей:
Постановка проблемы:
К детям в группу приходит осень : «Ребята, меня все ругают, обзывают, говорят, что я плохое время года. Я убиваю деревья, цветы, заставляю животных, птиц, насекомых заснуть. Из – за меня мало выходит солнышко, а небо мрачное и хмурое, и постоянно идет дождь». Воспитатель предлагает детям доказать осени, что она хорошее время года, которое готовит природу к зиме и приносит с собой много даров и подарков.
Решение: Дети пытаются доказать Осени свою правоту, но не могут этого сделать, понимая, что у проблемы них недостаточно знаний об этом времени года. Совместно с воспитателем ставят себе цель больше узнать о данном времени года.
План реализации проекта
Первый этап – подготовительный.
1. Разработка плана проекта, подбор материала, продумывание мероприятий и тематический занятий, экскурсий и походов.
2. Сотрудничество с родителями, специалистами ДОУ.
3. Непосредственная образовательная деятельность детей в рамках проекта, фотокорреспонденция мероприятий, подготовка к итоговым мероприятиям
4. Составление сценария развлечения.
Второй этап – основной, организационно-практический
Деятельность педагогов Деятельность родителей Деятельность детей
Проведение бесед, занятий на осеннюю тематику. Цикл занятий по всем видам деятельности. Активное участие всех специалистов в составлении культурного плана мероприятий (развлечений и досугов, праздников). Организация походов, экскурсий, прогулок.
Оформление коллективных поделок из природного материала.
Подготовка презентаций и видео просмотров про осень. Экспериментирование.
Активное участие в проведении групповых экскурсий в парковую зону, дендрарий. Помощь в сборе бросового материала. Помощь в оформлении «Книги осени», творческое участие в осеннем бале-маскараде, детских утренниках и развлечениях.
Участие в мастер-классах, творческих группах.
Активное участие в занятиях, заучивание стихов и песен на осеннюю тематику, исполнение ролей в праздничных мероприятиях.
Третий этап – презентация.
Организация выставки детско-родительских творческих работ из природного материала, подведение итогов проекта, оформление презентации по проекту, оформление книги «Страницы осени», организация бала-маскарада для детей и родителей.
Продуктом деятельности детей в данном проекте являются : работы, выполненные во время занятий; поделки, изготовленные совместно с родителями; участие в развлечении и награждении призами за выполненные работы, речевое творчество детей, бале-маскараде в наряде изготовленном родителями и ребенком.
Продуктом деятельности педагога являются: оформление презентации по проекту; организация выставок работ детей, выполненных во время занятий художественным творчеством (лепка, аппликация, изобразительная деятельность, оформление книги «Страницы осени».