Наталья Крутовская
Краткосрочный проект в средней группе «Народные традиции и обряды. Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в средней группе
Краткосрочный проект в средней группе «Народные традиции и обряды. Зимние забавы»
Воспитатель: Крутовская Наталья Александровна
Вступительное слово
:
Публикация «Краткосрочный проект в средней группе „Народные традиции и обряды, Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Зимние забавы и игры
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Данный проект позволяет познакомить детей с традиционными народными праздниками, развлечениями в зимний период; развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав; прививать любовь к красоте и мудрости русской речи; воспитывать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа; способствовать активному участию родителей в духовно-нравственном воспитании детей.
Вид проект
а: познавательно – творческий, групповой.
Продолжительност
ь: 1 неделя
Участники
: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Проблема
: отсутствие интереса у дошкольников к изучению культурных традиций своего народа.
Актуальность
Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. К. Д. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. "Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа", - писал К. Д. Ушинский.
Традиции - хранители народной культуры, заветов народа.
Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. Любое воспитание начинается в семье. Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья. Благодаря им, раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Цель
: Пробуждение интереса детей к народным праздникам и приобщение детей к ценностям русской народной культуры.
Задачи
:
Образовательные:
Познакомить с историей возникновения праздников, народных традиций. Познакомить детей с народным праздником «Масленица»
Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.
Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;
Познакомить детей с русской народной игрушкой;
Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.
Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа, интерес и любовь к русской и национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
Воспитывать патриотические чувства у детей.
Предполагаемый результат.
-знание детьми народных праздников, культуры и быта на Руси;
- понимание детьми значимости сохранения культуры русского народа;
- знание детьми русских народных сказок и песен, узнавание русских народных мелодий.
-Использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов.
-Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.
Вид проекта
: краткосрочный, 1 неделя.
Срок проведения:
12-16 февраля.
Интеграция областей
: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Содержание проекта: «Народные традиции и обряды. Зимние забавы».
I этап. Подготовительный.
Постановка проблемы, значимой для детей: какие праздники были у наших бабушек и дедушек, в какие игрушки и игры играли, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили? Чтение русских народных потешек, пестушек, русских народных сказок. Рассматривание матрёшки, дымковского коня, тряпичных кукол, просмотр презентации. Освоение игры на детских музыкальных инструментах.
II этап. Основной.
1. Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с темой проекта: предметы старого русского быта, матрёшки, дымковские игрушки, филлимоновская свистулька, куклы в национальных русских нарядах, книги с русскими народными сказками, русские народные музыкальные инструменты (детские).
2. Конструирование из ткани «Кукла Кувадка», изготовление поделки из бумаги «Блины».
3. Лепка из теста «Дорога ложка к обеду», «Матрешка», «Масленичное солнышко». Расширение представлений детей о посуде, народных игрушках.
4. Презентация «Русские народные праздники». Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
5. Рисование «Ковры и половики наших бабушек».
6. Раскрашивание «Ложки». Расширение представлений детей о народных промыслах (городецкая роспись).
7. Аппликация «Зимние забавы». Приобщение детей к традициям русского народа.
8. Кукольный театр «Морозко». Приобщение детей к русскому фольклору.
9. Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору.
10. Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору.
11. Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.
II этап. Заключительный
Спортивный праздник на улице «Зимние забавы»
Праздник «Масленица»
Оформление плаката «Зимние забавы».
Оформление альбома «Русская народная игрушка».
Организация выставки детских работ.
Выставка «Народные промыслы»
Основная часть
:[/i]
Перспективный план реализации проекта
1 день
- Рассматривание иллюстраций «Зимние развлечения». Расширить представления детей о зимних забавах (катание на санках, ледянках, лыжах, умение слепить и украсить снеговика, игра в снежки, игра в хоккей, способствовать формированию здорового образа жизни, развивать связную речь.
Рассказ воспитателя «Умей в гости звать и умей угощать».
- Разучивание дразнилок, скороговорок.
-Беседа: «Кто народ веселил (скоморохи, петрушки).
-Театрализованное представление: музыкальная игра: «Веселый Петрушка», «Веселый бубен».
-Беседа «Что такое потешки». Познакомить с потешным фольклором (дразнилки, скороговорки).
-Чтение колыбельных «Котик серый, Хвостик белый.», «Бай качи-качи.» Закреплять знания детей о колыбельных песнях. Развивать исполнительские умения детей.
-Слушание народных песен.
Игровая деятельность: дидактические игры: «На чем играю», «Подбери Петрушке шарик», «Снежинки и ветер».
Беседа «Весело зимой». Уточнять представление детей о зимних играх - забавах; расширять словарь за счёт имён существительных (санки, лыжи, коньки, лыжники, фигурист, каток, снеговик).
Индивидуальная работа по конструированию. «Зимний дворец». Закрепить название и цвет строительных деталей.
Коммуникативная игра «Рукавичка».
ООД Познавательное развитие Ознакомление с окружающим. «Рассказ о зимних забавах». Опорная схема для составления предложений, фонограмма «Времена года» П. И Чайковский, К. Д. Ушинский «Четыре желания», И. Демьянов «Снежная баба», П. И. Демьянова «Снежная баба», фонограмма «Времена года» пьеса П. Чайковский «Январь».
Подвижные игры на прогулке «Дед Мороз», «Снег кружится», «Два мороза».
Трудовая деятельность. Сгребание снега на участке в определенное место, продолжать строить крепость и горку из снега.
Оздоровительная пробежка по территории детского сада. Упражнять детей в непрерывном беге, способствовать формированию здорового образа жизни.
2 день.
Беседа о народных традициях и обычаях «В гостях у Василисы Премудрой».
Составление рассказа из опыта детей «Масленичная неделя».
Разучивание потешек, скороговорок, пословиц, поговорок.
Рассматривание картин Б. И. Кустодиев «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка».
Разучивание песни «Блины»
Дидактическая игра «Снежиночки-пушиночки». Развивать двигательную активность, умение ориентироваться в пространстве
Пальчиковая игры «Прогулка». Развивать мелкую моторику, координацию движений.
Русская народная игра «Ручеек». Цель: продолжать знакомить с русским народным фольклором, соблюдать правила игры.
Сюжетно ролевая игра «Семья ждет гостей на блины». Способствовать развитию нового сюжета, развивать умение выбирать роль, формировать умение выполнять роль до конца, воспитывать партнерские отношения.
Инд работа по лепке «Снеговика». Закрепить строением снеговика; закрепить знакомые приемы лепки.
Упражнение «Дорисуй». Предложить дорисовать снеговиков.
Проблемная ситуация: что может случиться с ребенком, если он кушает снег? Воспитания желания вести здоровый образ жизни.
Просмотр презентации «Зимние Забавы»
- Чтение художественной литературы
Русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Зимняя сказка» С. Козлов
ООД
Познавательное развитие. Ручной труд Изготовление Снеговика в нетрадиционной технике (ватные диски, синтепон, крупы). Аудиозапись «Кабы не было зимы», «Времена года».
3 день
Д/и «Когда это бывает?». Развивать умения детей ориентироваться в частях суток, временах года.
Беседа «Как не заболеть во время праздника!»
Игра со счетными палочками: «Печь», «Колодец». Развивать зрительное восприятие, мышление.
Дидактическая игра «Ледяные игрушки». Замораживание окрашенной воды в разных формочках.
Повторение стихотворения И. Сурикова «Зима», песни «Блины»
Музыкальные игры «Встречаем гостей», «Танец с платочками». Развитие слухового восприятия, чувства ритма, координации движений.
Лепка: «Дорога ложка к обеду». Развитие мелкой моторики руки.
Рассматривание деревянных ложек
Музыкальная деятельность: Игра на ложках
Театрализованная деятельность. Инсценирование с помощью деревянных ложек отрывка из сказки «Жихарка».
Индивидуальная работа по лепке «Матрешка». Познакомить со строением матрешки; закрепить знакомые приемы лепки.
Подготовка выставки «Народные промыслы»
- Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Зимовье зверей».
ООД. Познавательное развитие. «ФЭМП». «Путешествие в зимний лес»
Художественно- эстетическое развитие. Рисование «Снеговик»
Физическое развитие. Физкультура на улице Спортивный праздник «Зимние развлечения». Игровые упражнения «Санный поезд», «Перетягивание каната», «Попади валенком в цель», «Попади снежком в цель», хоровод «Змейка», подвижная игра «Снежная баба».
4 день.
Рассматривание иллюстраций о зимних видах спорта; беседа с детьми на тему «Если хочешь быть здоров!» Продолжать знакомить с зимними видами спорта; дать представление о значении физических упражнений для организма зимой.
Подвижные игры «Мороз — красный нос», «Мы — веселые ребята». «Метелица», «Скок-подскок».
Беседа: «Как вести себя во время проведения подвижных игр?». Учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиваться к мнению других, совершенствовать себя как личность через общение с людьми; учить согласовывать свои действия с действиями партнера.
Музыкальная игра: «Зимний хоровод», «Два Мороза», «Снежная карусель» «Мороз». Формировать мировоззрение на лучших традициях русской национальной культуры, побуждать к импровизации с использованием различных выразительных средств.
Лепка из солёного теста «Масленичное солнышко».
Коллективный труд. Изготовление куклы Масленицы, оформление выставки «Народные промыслы»
Кукольный спектакль «Морозко».
ООД
Речевое развитие. Развитие речи. Составление рассказа по картине «Зимние забавы», отгадывание загадок, работа в тетрадях по развитию речи.
Художественно эстетическое развитие. Развлечение «Масленица».
Песня «Блины», заклички, хоровод «Змейка», хороводная игра «Карусель» перетягивание каната, перепрыгивание через костер, катание на санках, сматывание клубочка, катание на метле, подушечные бои, хождение по канату (солнышку, подвижная игра с платочком, игра в народном оркестре на деревянных ложках, угощение блинами.
5 день
Беседа «Что Вы знаете о народных праздниках»
Загадывание загадок о зиме - развить аналитические способности; научить выделять яркие, характерные особенности предметов и явлений.
Слушание песни В. Шаинского «Кабы не было зимы».
Закрепление представлений об ориентировке в пространстве. (Расположение детей на картине «Зимние забавы»).
Игра-драматизация «Терем-теремок». Формировать умение выражать свои эмоции, произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству, развивать речь.
Индивидуальная работа рисование восковыми мелками «Зимние забавы».
Поделка из бумаги «Блины»
Музыкальная деятельность: Прослушивание русской народной песни «Пошла млада за водой»
-Чтение художественной литературы
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Солнце – на лето, зима – на мороз», «Береги нос в большой мороз», В. Шипунова «Модный снеговик»,
Книги и открытки по теме «Народные праздники и традиции».
Выставка «Народные традиции»
ООД. Художественно – эстетическое развитие. Коллективная аппликация «Плакат Зимние забавы»
Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в музей предметов национального быта и культуры разных народов».
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи: Расширение представлений о народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях разных народов; накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства; воспитание интереса к русскому фольклору, приобщение детей к народным играм, хороводам.
Взаимодействие с родителями.
Предложить родителям посмотреть иллюстрации, презентации «Как нам весело зимой!» Уточнять представления детей о зимних играх и забавах, о зимних видах спорта.
Предложить родителям выучить дома с детьми загадки о зиме и зимних видах спорта.
«Снежные сооружения» - совместная работа родителей и воспитателей с детьми по сооружению горки для катания и крепости с последующим поливом их водой.
Родительское собрание. Изготовление куклы куватки.
Мастер – класс от родителей «Печём блины на Масленицу»
Консультация «Приобщаем детей к народным традициям»
Наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках
Выставка детских работ «Масленица пришла»
Изготовление плаката для родителей «Зимние забавы».
Заключительная часть.
Спортивный праздник на улице «Зимние забавы»
Праздник «Масленица»
Оформление плаката «Зимние забавы».
Оформление альбома «Русская народная игрушка».
Организация выставки детских работ.
Выставка «Народные промыслы»
По окончанию реализации проекта были получены следующие результаты:
• Дети познакомились с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
• Продолжили знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.
• Познакомились с народными пословицами, поговорками;
• У детей сформировалось понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
• У детей расширились представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.);
• Продолжает воспитываться интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки;
• Совместно с родителями в группе организована выставка – музей предметов народного быта и культуры.
Используемая литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.
2. Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду». Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.
3. М. Ф. Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.
4. М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения». Издательство «Мозаика – синтез» 2014г.
5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Издательство «Просвещение» 1988г.
6. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство «Просвещение» 1988г.
7. «Хрестоматия для средней группы» Издательство «Самовар» 2015г.