Елена Чуканова
Краткосрочный проект в средней группе «День космонавтики»
Актуальность проекта :
Играя, дети погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры-путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
Публикация «Краткосрочный проект в средней группе „День космонавтики“» размещена в разделах
- День Космонавтики, 12 апреля
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Тип проекта : информационный, творческий, практический
Возраст детей: средняя группа.
Вид проекта : краткосрочный (1 неделя, групповой
Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители.
Цель проекта : Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю. А. Гагариным.
Задачи проекта :
1. Дать знания детям о российском празднике - День космонавтики, о космосе, о первом космонавте Ю. А. Гагарине. Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций о космосе. Обучать активности, коллективизму.
2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.
3. Воспитывать любознательность. Развивать чувство гордости к своей стране, умение слушать взрослых.
4. Активизировать словарь: планета, космос, созвездие, ракета, скафандр, луна, вселенная, космонавт.
Предполагаемые результаты проекта :
1. Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности.
2. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; конструируют из строительного материала, конструктора, ракеты по своему представлению, проявляют творчество и детальность в работе.
3. С удовольствием рисуют, лепят, играют.
4. Участие в совместной деятельности родителей – дети, рисунки к Дню космонавтике.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
- обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты;
- подбор материалов для реализации проекта;
- работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
- беседы с родителями, приглашение родителей принять участие в выставке рисунков.
2 этап. Организационный.
-создание предметно-развивающей среды для ознакомления с историей празднования «День космонавтики»;
-подбор детской художественной литературы;
-выполнение работ по изодеятельности, вырезание и наклеивание аппликаций;
-конкурс рисунков «Мой адрес-планета земля!»;
-проведение занятий, бесед, викторин;
-разучивание стихов, чтение рассказов о космосе, космонавтах;
-рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию;
- организация выставки совместных работ родителей и детей;
- оформление мультимедиа презентаций по теме проекта.
3 этап. Основной (практический)
Реализация проекта по образовательным областям в ходе индивидуальной, совместной, дополнительной, самостоятельной деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие».
-чтение рассказов: «Звездолётчики», «Дорога на космодром», «Незнайка на Луне», «Далеко ли до звёзд?»;
- подборка иллюстраций: «В далёком космосе», «Наш космодром», «Покорители космоса», «Планеты»;
-беседа: «Что такое космос», «Первый космонавт на Земле», «Какое бывает небо?»
-рассматривание сюжетных рисунков: планеты, созвездия;
Образовательная область «Познавательное развитие».
-наблюдение на прогулке за солнцем, описание его;
-наблюдение в дневное и вечернее время за небом;
- наблюдение на прогулке за летящим самолётом;
-познавательные рассказы «Праздник День Космонавтики» и «Юрий Гагарин- первый космонавт»;
-беседа «Какое бывает небо», «Что я могу увидеть в космосе», «Могут ли собаки полететь в космос?», «Солнце - источник жизни на Земле»;
-рассматривание иллюстраций о космосе, о пребывании космонавтов на орбитальной станции;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
-сюжетно-ролевые игры: «Полет в космос», «Космонавты», «Кругосветное путешествие».
-дидактические игры: «Найди лишнее», «Найди недостающую ракету», «Добавь словечко», «Куда летят ракеты».
-рассматривание фотографий космонавтов.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-Аппликация: «Ракета»
-Рисование : «Полет в космос».
-Лепка : «Космос».
-пальчиковые игры: «Метеоритный дождь», "Мы космический отряд", "Будем в космосе летать", Космонавтом хочешь стать?
-слушание песен «Облака- белокрылые лошадки», «Разукрасим все планеты»
Образовательная область «Физическое развитие»
-подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Космическая эстафета», «Ракетодром», «Солнышко и дождик».
Работа с родителями.
-папка- передвижка «12 АПРЕЛЯ-День космонавтики»
4 этап. Заключительный.
- выставка рисунков «Космос-мир фантазий!»
- обсуждение итогов и анализ работ.
-подведение итогов, вручение грамот.
Приложение
Познавательная беседа «Что такое космос?»
Цель: сформировать у детей понятия «космос»;
Задачи: выяснить, что есть в космосе; ввести понятия «звезды», «планеты»;
Оборудование и материалы: картинки на космическую тему
Содержание беседы
Что мы можем увидеть ночью и днем на небе? (Солнце, звезды, луну.) Все это находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «все на свете», «Вселенная» — это все, что существует. Земля — часть Вселенной, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звезды, облака газа и пыли — это тоже Вселенная.
Ученые используют телескопы и космические автоматические станции для изучения космоса.
На ночном небе мы видим звезды. Они очень разные и по размеру и температуре. Звезды — огненные шары, одни более горячие, другие — менее, поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие — белые, чуть менее горячие — голубые, потом желтые и красные.
А какая звезда к нам ближе всего? Солнце — это звезда. Она считается самой близкой к нам звездой во Вселенной. Солнце — шар, состоящий из раскаленных ярко светящихся газов. Оно дает нашей планете свет и тепло, без него не было бы жизни на Земле. Вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой планеты свой путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам поможет «Астрономическая считалка» (Пальчиковая игра)
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Кто не видит — выйди вон.
Познавательная беседа на тему «Первый космонавт на Земле»
Цель: познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос;
Задачи: воспитывать интерес к профессии космонавта;
подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;
воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине.
Оборудование и материалы:
Портреты Ю. Гагарина, В. Терешковой;
Ход беседы
12 апреля наша стана отмечает День Космонавтики. Этот праздник, прежде всего для космонавтов. Космонавты — люди, которые летают в космическое пространство на ракетах. А кто знает, кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ответы детей.)
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Детство Юрия прошло в деревне Клушино. Юрий Гагарин закончил с отличием училище летчиков. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток». Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. За этот подвиг Ю. А. Гагарину присвоено звание Героя Советского Союза. День полета 12 апреля был объявлен праздником – Днём космонавтики.
После полете Ю. А. Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины. Первая в мире женщина – космонавт – Валентина Терешкова.
Многие космонавты летали в космос не один раз. Сейчас совершаются совместные полеты космонавтов разных стран. Работа космонавтов, очень опасна. Труд их по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград.
Хотите ребята, я вам расскажу об испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле. Представьте, если бы вас посадили в большой шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом? А вот еще одно испытание – представьте, что вас посадили в кресло, пристегнули ремнями, и машина со страшной силой закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда. А еще ребята, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в вибромашину и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадает.
Испытания серьезные. А почему же все космонавты справляются с ними, как вы думаете? (тренированные, занимаются спортом). Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета). Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь).