Наталья Сотова
Краткосрочный проект в разновозрастной группе детского сада «Почему нельзя есть снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в разновозрастной группе детского сада «Почему нельзя есть снег»
Проблема: дети во время прогулки едят снег и лижут лёд.
Публикация «Краткосрочный проект в разновозрастной группе детского сада „Почему нельзя есть снег“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
Тип проекта : познавательно-исследовательский Вид проекта : краткосрочный. Продолжительность: 13.01.20 – 28.01.20 Участники проекта : дети разновозрастной группы, родители, воспитатель. Цель: Узнать через познавательно-исследовательскую деятельность детей, почему нельзя есть снег и лёд. Задачи: Для детей
1. Способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений со сверстниками при выполнении совместных действий. 2. Развивать познавательный интерес в неживой природе, любознательность, наблюдательность. 3. Вовлекать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяют ранее скрытые свойства изучаемого объекта. 4. Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни. Для родителей: 1. Способствовать активному участию родителей в совместной деятельности с ребенком в рамках данного проекта. 2. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей дошкольного возраста. 3. Повысить уровень участия родителей воспитанников в деятельность ДОУ. Для педагога: 1. Повысить уровень творческой инициативы. 2. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества. 3. Обогащение воспитательно-образовательного процесса новыми формами. Ожидаемые результаты: В ходе данного проекта дети узнают, почему нельзя есть снег, о свойствах снега и льда, разовьётся интерес к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса. Родители станут активными участниками проекта. Повыситься уровень информированности родителей о деятельности ДОУ. Воспитатель повысит компетентность по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий. Создаст атмосферу доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Продукт проектной деятельности :
Папка-передвижка «Почему нельзя есть снег»
Реализация проекта :
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный:
1. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
2. Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта. 3. Подготовка материала для реализации проекта :
• Подбор методической, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;
• Подготовка материалов для продуктивной деятельности;
• Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
II этап - основной
Реализация проекта по комплексно-тематическому планированию.
Приложение №1
III этап - Обобщающий этап:
1. Презентация проекта «Почему нельзя есть снег?»; оформление папки передвижки «Почему нельзя есть снег».
2. Выставка работ по теме проекта.
3. Информирование родителей о результатах проекта.
Работа с родителями:
1. Беседы с родителями с целью участия их в проекте.
2. Консультация в родительский уголок «Как объяснить ребёнку, почему нельзя есть снег»
3. Рекомендации по чтению и заучиванию стихов о снеге.
Работа с детьми по календарно-тематическому плану (см. приложение).
Результаты работы над проектом :
1. Все участники проекта заинтересовались темой проекта. 2. Дети проявляют самостоятельную инициативу: участвовать в беседах, экспериментах, опытах; задают вопросы по данной теме. 3. В ходе данного проекта дети узнали, почему нельзя есть снег. 4. Родители с увлечением и пониманием отнеслись к работе над проектом, приняли активное участие в чтении и заучиванию стихов. (80% родителей стали участниками проекта). 5. Воспитатель повысила компетентность по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
Ознакомление с художественной литературой. Задачи: Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения; соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знание о явлениях природы, устанавливать взаимосвязи.
Просмотр мультфильма «Почему снег белый» Профессор Почемушкин.
Просмотр мультфильма «Зимняя сказка» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4463902677127117160&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80+%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD+%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83+%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3+%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1086284732578283522&text=%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BA&path=wizard&parent-reqid=1586266888331442-849970911664870571000155-prestable-app-host-sas-web-yp-77&redircnt=1586266918.1
Цель: Вовлечь детей в разговор после просмотра мультфильма; объяснить поступки персонажей и последствия их поступков.
Опыт 1 «Лепка из рассыпчатого снега».
Опыт 2 «Лепка из сырого снега» Цель: подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха, из рассыпчатого снега лепить нельзя.
Цель: уточнить свойства сырого снега.
Эксперименты
«Чистый снег или
грязный?»
«Что произойдёт с бананом?» Цель: Формировать исследовательский и
познавательный интерес в ходе экспериментирования.
Рисование «Банан до и после эксперимента». Программное содержание. Учить детей передавать в рисовании итог эксперимента, выбирать средства рисования по своему желанию.
Приложение №2
Чтение художественной литературы.
«Снежинка».
Т. Шарыгина
Села мне на руковичку
Легкая снежинка
И нахохлила как птица,
Ледяную спинку.
Замерла тихонько я,
Чтоб не улетела
Скоро варежка моя
Станет белой, белой
Е. Груданов
Здесь зима в снежки играла,
Много снега накидала,
Нет совсем теперь пути,
Ни проехать, ни пройти!
В снежной пуховой постели
Тонут сосны, тонут ели.
Всем в снегу теплее стало,
Снег для всех как одеяло!
Снегопад
Н. А. Кононенко
Посмотри в окно дружок:
Мягкий падает снежок.
Кружит белый он и чистый,
Раскрасавец серебристый.
Пухом ласково ложится
И растаять не боится.
Побелело всё вокруг -
Выходи играть, мой друг.
Ты бери скорей салазки
И катайся, будто в сказке.
Снег бывает разный.
Т. Второва
Снег бывает разный :
Чистый, невесомый,
Снег бывает грязный –
Липкий и тяжёлый.
Снег летит пушистый,
Мягкий и приятный,
Снег бывает рыхлый,
Снег бывает ватный.
Снег такой колючий,
Как хвоя у ёлки,
На морозе жгучий,
Как укусы пчёлки.
Снег тепла боится,
На морозе в скрип,
Снег сухой искрится,
Мокрый к нам прилип!
«Снежинка».
М. Садовский
Хотел я снежинку
Домой принести,
Ее положил на ладонь,
Она мне шепнула тихонько:
«Прости, но лучше меня ты не тронь!»
Как будто бы я
Ничего не слыхал,
Снежинку колючую нес,
Она мне ладошку
Кольнула слегка
И сделалась
Капелькой слез!
Со снежной слезинкой
Пришел я домой
И долго потом горевал:
Зачем согревал ее
Снежной зимой,
От снежных подруг оторвал!
Соколов-Микитов «Зима вьюжная»
1
Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег — пришла зима.
Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья — ждали зимней одежды. Ели и сосны стали ещё зеленее.
Много раз большими хлопьями начинал падать снег, и, просыпаясь, люди не узнавали поля — такой необыкновенный свет светил в окно.
По первой пороше охотники пошли на охоту. И целыми днями слышался по лесу заливистый лай собак.
2
Стоит охотник на краю леса, ждёт. Колобок не колобок — катится через дорогу серый. Свистнул охотник. Остановился серый, встал на задние лапы, поднял уши — слушает, далеко ли собаки. Поднял охотник ружьё…
3
Звонко стучат на морозе топоры. Вздрогнув вершиной, грузно валятся на землю высокие, покрытые инеем деревья. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей.
У большого соснового пня жарко полыхает костёр, синий, пахучий стелется дым.
Греются у огня озябшие лесорубы, громко смеются:
— Ай да мороз!
4
Едет лесоруб в лес, а борода у лесоруба белая, на усах сосульки, на шапке пушистый снег. Лошадёнка косматая в инее. Бежит лесоруб позади саней, валенками скрипит, рукавицами прихлопывает:
— Ай да мороз!
А в лесу Мороз кружева развесил. Ни пером описать, ни в сказке сказать. Зацепишь дугою — летит за воротник снежная лёгкая пыль.
5
Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий разгонистый след. Лисий, строчёный, лапка за лапкой, вьётся вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, вздрогнув пушистым хвостом, махнула на ёлку.
Скрыть объявление
На вершинах ёлок грозди тёмно-лиловых шишек. Прыгают по шишкам бойкие птички — клесты. А внизу, на рябине, рассыпались грудастые краснозобые снегири и, сполохнувшись, всей стаей слетели и, точно бусы, уселись на ветвях голой берёзы, стряхнув серебряный иней.
6
На улицах ходит ночью Мороз; темно в окнах, а в комнате тепло и уютно, горит светлая лампа, старая бабушка вяжет чулок.
Кот Васька забрался на печку.
Зимой и игры зимние: вечером — дома, а утром в погожий день ребята катаются с гор, а в оттепель лепят бабу.
А кто постарше — в школу.
7
Ходит Мороз по двору, постукивает, погромыхивает. Ночь звёздная, окна синие, на окнах Мороз ледяные цветы нарисовал — никому таких не вырисовать.
— Ай да Мороз!
Ходит Мороз: то в стену стукнет, то по воротам щёлкнет, то отряхнёт иней с берёзы и вспугнёт задремавших галок. Скучно Морозу. От скуки пойдёт на реку, стукнет по льду, станет звёзды считать, а звёзды лучистые — золотая озимь.
Утром затопят печи, а Мороз тут как тут — замороженными столбами стали над деревней голубые на позолотевшем небе дымы.
— Ай да Мороз!
Л. Воронкова «Снег идет» (из книги «Солнечный денек»).
Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу:
«Я иду-у-у. Я бреду-у-у.»
Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная – и дорога, и избы, и огород, и лес… Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:
– Вот и снежок пошёл!
Таня подбежала к окну:
– Где снежок пошёл?
За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:
– Снег идёт!
Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок… Таня подставила ладонь – они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резные, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой – острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось – снежинки растаяли на тёплой ладони.
Бабушка понесла пойло овцам в хлев и раскрыла дверь. А белая корова Милка думала, что её в стадо выпускают. Обрадовалась, замотала головой и вышла из хлева. Но вышла и остановилась. Где же трава? Где же лужайки?
– Что смотришь? – сказала бабушка. – Думала куда-нибудь в клевер убежать? Или в кусты запрятаться? А вот и нет ничего. Иди-ка лучше обратно в хлев, там хоть тепло.
Бабушка отнесла ей охапку зелёного сена, но Милка всё стояла и глядела кругом. Тогда Таня взяла хворостину и погнала её в хлев:
– Ступай, ступай! Что вышла уши морозить? Тут тебя снегом занесёт!
А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый…
А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алё нке и застучала в окно:
– Алёнка, выходи скорее – к нам зима пришла.
Приложение №3
Опыт 1 «Лепка из рассыпчатого снега»
Задача: подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха, из рассыпчатого снега лепить нельзя.
Содержание опыта:
Предложить детям в морозный день вылепить куличики.
Результат: Снег легко рассыпается, лепка не получается.
Вывод: В морозную погоду из снега ничего не лепится, потому что он лёгкий, пушистый, сухой, рассыпчатый.
Опыт 2 «Лепка из сырого снега»
Задача: уточнить свойства сырого снега.
Содержание опыта:
Во время оттепели предложить детям слепить из снега куличики.
Результат: Снег лепится, получаются куличики.
Вывод: Снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой.
Приложение №4
Экспериментальная деятельность
«Чистый снег или грязный»
Простые убеждения, что снег грязный, детей убедить не могут, и вот, тогда мы решили провести исследования: «Почему же нельзя есть снег?». Исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность.
Цель эксперимента: Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования.
Задачи эксперимента:
1. Расширять представления детей об особенностях снега, устанавливать взаимосвязь (снег в тепле тает, превращаясь в воду).
2. Закреплять культурно-гигиенические навыки (снег нельзя есть, он грязный).
3. Формирование у детей эмоциональной заинтересованности.
4. Поддерживать стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение.
Ход эксперимента:
Во время прогулки воспитатель предлагает детям набрать снег в ведёрки в разных частях площадки детского сада. (Где снег не расчищают, рядом с дорожкой и перед воротами детского сада). Дети набирают снег и приносят в группу, оставляем его в ведёрках на время сна детей.
Воспитатель: А как вы думаете, что произошло со снегом, который мы принесли с прогулки?
Дети: (Он растаял. Превратился в воду.)
Воспитатель: А как вы думаете, почему снег в группе быстро растаял, а на улице снег лежит и не тает.
Дети: (В группе тепло, а на улице холодно.)
Воспитатель: Да на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а в группе тепло и он растаял. Затем воспитатель приглашает детей пройти к столу:
Посмотрите, что я вам принесла (Прозрачные стаканчики, воронки и ватные диски). Давайте рассмотрим воду, которая получилась в ведерках после того как снег растаял. Чистая ли водичка?
Дети: В первом ведерке чистая, а в других нет.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами посмотрим, какой же снег на улице : грязный или чистый? Мы сейчас с вами нашу воду, которая получилась из снега, профильтруем и увидим, что у нас получиться.
Для этого возьмём ватный диск, положим ее в воронку и перельём воду в стаканчики.
Воспитатель: Посмотрите, ватные диски остались такие же чистые?
Дети: Нет!
Воспитатель: Самый чистый диск, где мы фильтровали воду, получившуюся из сугроба, второй диск, где вода из снега у дорожки, там есть маленькие камешки и грязь, третий диск очень грязный, это вода из снега перед воротами садика.
Дети: Грязь! Там есть даже камешки и иголки от ёлки.
Воспитатель: Скажите ребята, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? (Нет, эту воду пить нельзя, она грязная). А кто теперь будет на прогулке кушать снег? (все говорили «я не буду»).
Эксперимент «Что произойдёт с бананом?»
Цель: Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования.
Задачи:
1. Расширять представления детей о снеге, устанавливать взаимосвязь (снег холодный, банан тропический фрукт, снег испортит кожицу банана).
2. Формирование у детей эмоциональной заинтересованности.
3. Воспитывать стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение.
Ход эксперимента:
Воспитатель: Дети, посмотрите, что я взяла с собой на прогулку. Показывает жёлтый банан.
Дети: (Банан).
Воспитатель: Правильно. Где растут бананы?
Дети: (Бананы растут в странах, где тепло.)
Воспитатель: А как вы думаете, у нас в горлышке тепло?
Дети: (Да.)
Воспитатель: Правильно. Теперь, давайте положим банан на снег и немного его закопаем снегом. Оставим до конца прогулки.
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что же произошла с бананом. Достаёт банан из снега. Что изменилось?
Дети: (Кожица банана потемнела.)
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: (Потому что снег холодный.)
Воспитатель: Правильно, снег холодный и он заморозил наш банан, вот и когда в наше тёплое горлышко попадает снег, горлышко начинает болеть. Вы хотите, чтобы ваше горлышко болело? Будите есть снег? (все говорили «я не буду»).