Борина Елена Вадимовна
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Апрель! На дворе звенит капель!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Апрель! На дворе звенит капель!"
Проект предназначен для детей подготовительной группы
Актуальность проекта:
Все дети ждут весну и тепло, но не все имеют глубокие знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, о том, почему наступила весна, о жизнедеятельности животных и растений весной, о необходимости беречь природу и заботиться о ней. Для всестороннего развития ребенка очень важно формировать у него знания о природе. Идеей создания проекта послужило желание предоставить детям-дошкольникам возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Темочки:
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Апрель! На дворе звенит капель!» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, рассказы, пересказы, чтение художественной литературы и т. д., проект помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.
Цель проекта: уточнение и закрепление знаний детей о живой и неживой природе весной; расширение представлений о жизнедеятельности животных и растений в это время года; воспитание любви к природе родного края, бережного отношения к ней; создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Апрель! На дворе звенит капель!».
Задачи проекта:
- Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, почвы; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы;
- Расширять представления о весенних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность;
- Продолжать знакомить с весенними явлениями неживой природы (увеличение продолжительности светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега, весенняя капель, дожди);
- Уточнять и расширять знания об образе жизни диких животных весной (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о перелетных птицах (грачи, жаворонки, зяблики, ласточки, стрижи, соловьи, иволги и др.) способах добывания ими пищи, приспособлении к весенним условиям жизни;
- Расширять знания о весенних пословицах, поговорках и народных приметах;
- Развивать любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников;
- Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности;
- Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой;
- Воспитывать желание помочь нашим крылатым друзьям весной.
Предполагаемый результат:
- У детей сформировано умение устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе, правильное отношение к растениям и животным;
- Расширены знания о природе весной, укреплен исследовательский интерес к природе;
- У детей расширены знания о весенних пословицах, поговорках и народных приметах;
- Участие семей группы в выставке поделок «Весенний перезвон»;
- Участие семей в акции «Кормушка для птиц»;
- Оформление групповой комнаты в весеннем стиле;
- Проведение досуга «Вечер весенних загадок».
Этапы реализации проекта «Апрель! На дворе звенит капель!»
Подготовительный этап:
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических материалов.
- Создание развивающей среды.
- Подбор художественной литературы по теме.
- Разработка мероприятий.
Тип проекта:
По числу детей — групповой (коллективный).
По доминирующему методу — игровой, познавательно-творческий.
По предметным областям — познание, социализация, художественное творчество, физическое развитие, безопасность, музыкальное развитие, коммуникация
Объект проекта: времена года.
Предмет проекта: весна.
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Апрель! На дворе звенит капель!»
Образовательные области. Формы работы с детьми.
Познавательное развитие.
1 «Апрель! Апрель! На дворе звенит капель»;
2. «Грач на горе – весна на дворе».
Художественное творчество. Рисование.
- «Весенняя капель»;
Аппликация.
- «Прилет птиц».
Лепка.
1. «Веточка яблоневого цвета» (пластилинография)»;
2. «Весенние цветы — тюльпаны» (пластилинография).
Беседы: «На дворе апрель!», «Прилет птиц», «Почему наступила весна?», «Природные явления весной», «Как меняется жизнь диких животных весной», «Жизнедеятельность растений весной».
Цикл наблюдений:
- за весенними природными явлениями во время прогулок, за изменениями в природе весной (за солнцем, небом, силой ветра, дождем, капелью, проталинами, почками);
- сравнительное наблюдение за жизнью птиц весной: за воробьем и синицей, за трясогузкой и вороной;
- за хвойными и лиственными деревьями, растущими на территории детского сада;
- за веточками вербы.
Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов с почвой, песком, глиной.
Ситуативная беседа: «Как меняется природа весной», «Пословицы и поговорки о весне», «Приметы апреля».
Мультимедийные технологии:
Демонстрация электронных изображений по темам: «Весна пришла!», «Перелетные птицы», «Как меняется жизнь диких животных весной», «Весенние цветы».
Речевое развитие.
Рассматривание картин и иллюстраций о весне и составление по ним описательных рассказов:
- «Перелетные птицы»;
- «Весенняя капель»;
- «Весенние цветы»;
Рассматривание картин художников с изображением весенних пейзажей: И. Левитан «Весна. Большая вода», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Остроухов «Первая зелень».
Ситуативный разговор:
- «Какие весенние природные явления вы знаете?»;
- «Как мы заботимся о природе?»;
- «Почему важно беречь природу?»
Словесные игры: «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Назови весеннее слово», «Добавь слог», «Послушай и расскажи».
Дидактические игры: магнитная игра «Времена года», «Зимующие и перелетные птицы», «Сложи из палочек», «Найди ошибку художника», «Разрезные картинки».
Чтение художественной литературы:
Стихотворения: С. Я. Маршак «Апрель!», П. С. Соловь ва «Подснежник», Е. А. Благинина «Одуванчик», С. М. Городецкий «Весенняя песенка», С. А. Есенин «Черемуха», А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает.», Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Рассказы: В. Бианки «Синичкин календарь. Апрель», «Разговор птиц весной», Г. Скребицкий «Сказка о весне», «Счастливый жучок», К. Ушинский «Весна», М. Пришвин «Весна в лесу», Н. Сладков Весенние ручьи».
Русские народные сказки: «Как весна зиму поборола», «Ручей и камень», «Весенушка».
Литературные сказки: Э. Шим «Всему свой срок», Н. Сладков «Чья проталина?», «Медведь и солнце».
Выставка книг о весне.
Стихи, загадки, пословицы, поговорки, приметы о весне.
Социально – коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры: «Весенний праздник», «Животные весной».
Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Что сначала, что потом», «Весна-хорошо, весна-плохо».
Трудовая деятельность: изготовление «Кормушек для птиц» совместно с родителями, заготовка корма для птиц, подкармливание птиц; уборка листочков и палочек на территории участка во время прогулки; посадка, полив растений в «Огороде на окне».
Беседа: «Труд людей весной», «Безопасность весной».
Ситуативный разговор: «Мое любимое весенне развлечение с семьей», «Ты любишь весну? За что, почему?».
Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения весной.
Самостоятельная художественная деятельность: изготовление корабликов, птиц ласточек; рисование по замыслу по теме «Весенний перезвон», «За что я люблю весну», раскраски по теме «Весна», «Перелетные птицы», «Весенние цветы».
Слушание музыкальных произведений:
«Апрель. Подснежник» П. И. Чайковский, романс «Жаворонок» М. Глинка (фрагмент, А Вивальди «Времена года. Весна», «Пришла весна», муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой.
Досуги, развлечения:
Досуг «Вечер весенних загадок».
Физическое развитие.
Дыхательная гимнастика: «Подуй на одуванчик».
Пальчиковая гимнастика: «С крыши капает капель.», «Мы лепили куличи.», «Солнышко, золотое донышко.».
Подвижные игры: «Перелет птиц», «Ручеек», «Горелки», «Гори-гори ясно», «Волк во рву».
Мероприятия по работе с родителями:
- Информирование родителей о необходимости одевать детей по погоде;
- Конкурс семейных поделок «Весенний перезвон»;
- Акция «Кормушка для птиц».
Результаты проектной деятельности:
- у детей сформировано умение устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе, правильное отношение к растениям и животным;
- у детей расширены знания о природе весной, укреплен исследовательский интерес к природе;
- расширены знания о весенних пословицах и поговорках, народных приметах;
- оформлена выставка творческих работ детей;
- оформлена выставка поделок «Весенний перезвон»;
- оформлена групповая комната в весеннем стиле;
- проведена акция «Кормушка для птиц»;
- проведен досуг «Вечер весенних загадок».
Заключение:
Дети получили новые знания о весне как об одном из времен года; расширили представления о весенних природных явлениях и о пословицах, поговорках, народных приметах о весне через познавательно-исследовательскую деятельность; приняли участие в оформлении группы в весеннем стиле; научились устанавливать связи между живой и неживой природой, анализировать, делать выводы; познакомились с явлениями неживой природы, составом почвы; расширили знания об образе жизни диких животных весной; расширили представления о разнообразии птиц, способах добывания ими пищи, приспособлении к весенним условиям жизни. Также дети получили эмоциональный отклик, участвуя и рассматривая выставку семейных поделок «Весенний перезвон», участвуя в досуге «Вечер весенних загадок». У ребят появилось желание ухаживать за животными и растениями, помогать птицам весной. Дети научились работать в команде, играть в весенние народные игры.
Родители поучаствовали в выставке весенних поделок и в акции «Кормушка для птиц», получили положительные эмоции, делая кормушки и поделки вместе со своими детьми.
Приложения:
- Лепка «Веточка яблоневого цвета» (пластилинография)
- Лепка «Весенние цветы — тюльпаны» (пластилинография)
- Выставка поделок «Весенний перезвон»
- Оформление групповой комнаты в весеннем стиле