Виктория Нурмуханова
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Фольклор для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в первой младшей группе
Муниципальное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №3 г. Маркса Саратовской области им. Л. Г. Венедиктовой Структурное подразделение детский сад-школа №8.
Проект «Фольклор для малышей»
Разработали: Нурмуханова В. С.
Яшкина Н. О.
г. Маркс 2020
Название проекта: "Фольклор для малышей"
Тип проекта: познавательный, игровой, творческий.
Публикация «Краткосрочный проект в первой младшей группе „Фольклор для малышей“» размещена в разделах
Продолжительность: краткосрочный (12.10.2020г - 30.10.2020г)предназначен для детей 2-3 лет
Авторы проекта:
Нурмуханова Виктория Сергеевна, воспитатель, первая квалификационная категория.
Яшкина Наиля Омаровна, воспитатель.
Актуальность проекта
В век высокой технологии, компьютеризации, в речь внедряются все больше иностранных слов, компьютерных терминов. А язык компьютера лишен окраски, образности. Да и русский язык постепенно теряет свою красоту, свою звучность, эмоциональность.
Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений - речевое развитие.
Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.
Кроме того, нами было проведено анкетирование для родителей "Фольклор в жизни детей". Результаты анкетирования указывают на недостаточную компетентность родителей в вопросах значения фольклора в жизни детей. К сожалению, есть родители, которые не применяют в воспитании детей народный фольклор. Выяснилось, что более 50% анкетируемых не используют в воспитании и развитии детей народные сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки и другое. Более 70% анкетируемых ответили, что употребляют фольклорные формы лишь во время купания, перед сном (колыбельные песенки, потешки при купании). С учетом результатов данного анкетирования, необходимо вести просветительскую работу с родителями о важности фольклора в жизни детей, о том что, ознакомление детей с фольклором и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, скудные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка.
Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.
Цель проекта: Создать оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи:
Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
Развивать у детей интерес к произведениям устного народного творчества, активную речь, мелкую моторику, двигательную активность;
Воспитание нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность;
Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приемы с родителями.
Основные формы реализации проекта: работа в режимных моментах, организованной образовательной деятельности педагога с детьми, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной детской деятельности.
Ожидаемые результаты проекта.
• Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом.
• Заучивание детьми потешек, умение их узнавать и рассказывать.
• Обыгрывать потешки и русские народные сказки.
• Получить знания о русских народных музыкальных инструментах.
• Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста.
• Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам.
• Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству.
• Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, пестушки, загадки и объяснять им их смысл.
Краткое описание проекта по этапам:
1 этап – подготовительный (с 12.10. 2020г -16.10.2020г)
Подбор методической литературы.
Планирование основных мероприятий с детьми и родителями.
Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, организованной образовательной деятельности педагога с детьми, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной детской деятельности.
Анкетирование для родителей на тему: "Фольклор в жизни детей"
Изготовление дидактического пособия по русским народным сказкам:"Теремок сказок"
Создание альбома: "Фольклор для малышей"
2 этап – основной (с 19.10.2020г - 28.10.2020г)
Реализация проекта согласно плану. Совместная деятельность с детьми: чтение, обыгрывание, рассказывание сказок, потешек, пестушек, загадок, беседы по содержанию. Заучивание потешек вместе с детьми. Рассматривание альбома «Фольклор для малышей». Театральная деятельность. Работа с родителями по теме проекта.
3 этап – заключительный (с 28.10.2020г - 30.10.2020г)
Подведение результатов проекта.
Развлечение: "Сундучок сказок"
Создание презентации по итогам работы над проектом.
Основной (с 19.10.2020г - 28.10.2020г)
Дата Мероприятия Участники
19.10.2020г Рассказывание р. н. с. "Курочка ряба" Разучивание потешек: "Киска, киска, киска брысь…", "Водичка, водичка…", "Ладушки, ладушки…", "Ножки, ножки, где вы были…"
Рисование по потешке: "Водичка, водичка. "
Предложить родителям пополнить пальчиковый театр героями русской народной сказки Воспитатели
Воспитанники
Родители
20.10.2020г Подвижная игра "Бегите ко мне"
Пальчиковая игра: «Пальчик - мальчик», «По грибы…»
Лепка: «Яичко» по сказке «Курочка Ряба»
Предложить родителям создать центр в группе "Русское народное творчество" Воспитатели
Воспитанники
Родители
21.10.2020г Экскурсия в мини-музей детского сада "Русская изба"
Дидактическая игра: "Собери и расскажи сказку" (По сказке Курочка Ряба) - по пособию "Теремок сказок"
Разработка буклетов для родителей "Фольклор в жизни детей" Воспитатели
Воспитанники
Родители
22.10.2020 Рассказывание р. н. с. "Колобок"
Пальчиковая игра: "Семья","Сорока-белобока"
Игра-хоровод "Каравай"
Обыгрывание потешки: "Ножки-ножки, где вы были?"
Предложить родителям совместно с детьми нарисовать иллюстрации к русским народным сказкам
Воспитатели
Воспитанники
Родители
23.10.2020 г Игра «Собери матрешку»
Игра-шнуровка «Матрешки»
Потешки: «Шла лисичка по мосту», "Кисонька-мурысонька"
Лепка: «Пирожок» по потешке «Пошел котик на торжок…»
Привлечь родителей к созданию народных музыкальных инструментов своими руками Воспитатели
Воспитанники
Родители
26.10.2020 г Д/и: "Найди героев сказки "Колобок""
(по пособию "Теремок сказок")
Лепка: «Мисочки для медведей» по сказке: «Три медведя»
Предложить родителям пополнить книжный уголок русскими народными сказками Воспитатели
Воспитанники
Родители
27. 10.2020 г Рассказывание р. н. с. "Теремок"
Аппликация: "Украсим домик" по сказке "Теремок"
Колыбельные: «Уж ты, котинька-коток…», «Баю, баю, за рекой…»
Привлечь родителей к созданию совместно сдетьми книжек-малышек по русским народным сказкам Воспитатели
Воспитанники
Родители
28.10.2020 г Потешки: «Еду-еду к бабе, к деду","Наши уточки с утра…",
Раскрашивание петушка по потешке: «Петушок, петушок.»
Дать рекомендации родителям по домашнему чтению детей Воспитатели
Воспитанники
Родители
Заключительный этап (28.10.2020г - 30.10.2020г)
Проведено развлечение: "Сундучок сказок"
Создан альбом "Фольклор для малышей"
Изготовлены книжки-малышки по русским народным сказкам.
Создан центр в группе "Устное народное творчество"
Организована выставка "Русские народные музыкальные инструменты"
Создание родителями пальчикового театра по сказкам:"Колобок", "Теремок"
Создание электронной презентации по итогам работы над проектом.
Список использованных источников:
Зуева Т. В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 2000
Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание, 1995, №9.
Считалки, потешки, загадки, заклички / худож. Н. Кудрявцева. – М. : Дрофа-плюс, 2006. – 62 с.
Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.
http://dohcolonoc.ru/,
http://koshki-mishki.ru/
Итоговое мероприятие по теме проекта «Фольклор для малышей»
«Сундучок сказок»
Цель: Создать условия для закрепления у детей представлений о русских народных сказках.
Задачи: Формировать знания об окружающем мире, умение угадывать название сказки, отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Продолжать оптимизировать, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь, развивать мелкую моторику, мышление, творческое воображение, двигательную активность детей,обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность. Формировать интерес к художественному слову, воспитывать желание играть и заниматься вместе, воспитывать любовь к народным сказкам.
Предварительная работа: работа про проекту "Фольклор для малышей", чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр кукольных театров, участие в драматизации сказок, настольные игры и другое.
Ход мероприятия:
Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная часть
Много сказок есть на свете.
Сказки эти любят дети.
А вот как они их знают,
Мы сейчас узнаем с вами! Дети заходят в зал под музыку.
Основная часть
Входит кукла Машенька:
- Здравствуйте, ребята!
Я из сказки к вам пришла,СЛАЙД 1. «СУНДУК»
Сундучок вам принесла,
Сундучок-то не простой,
Он волшебный, не пустой!
Много сказок в нем живет,
Надо взять их на учет. А знаете ли вы сказки?
Да вот беда, сундук то на замок закрыт, давайте детки вместе дружно его откроем.
Пальчиковая игра "Замок"
На двери весит замок. Пальцы рук сомкнуты в замок (сложены)
Кто его открыть бы смог?
Постучали, Сомкнув пальцы стучат ладонями
Покрутили, Крутят сложенными ладонями
Потянули Сомкнув пальцы тянут ладони в стороны
И открыли! Разводят руками в стороны
(Игра проводится два раза)
Игра "Угадай сказку"
СЛАЙД 2
Маша: (открывает сундучок и произносит):
- Ой, какой здесь беспорядок!
Срочно помощь мне нужна.
Вы, ребята, помогите,
Сказки все мне разберите.
СЛАЙД: «КОЛОБОК»
- Дети кто это? (Колобок)
- Кто испек колобок?
- Куда покатился колобок?
- Кого встретил по дороге колобок?
СЛАЙД 4, 5,6,7
- Кто съел колобка?
СЛАЙД «КУРОЧКА»
- Дети кто это? (Курочка ряба)
- Как начинается сказка?
- Какое яйцо снесла курочка ряба?
- Кто разбил яйцо?
- А как она его разбила?
- А что курочка ответила деду и бабе? Ребята, посмотрите, какая красивая курочка к нам пришла, а давайте мы с ней поиграем. (Воспитатель одевает маску Курочки Рябы)
Подвижная игра: «Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать
А за ней цыплятки, жёлтые ребятки
ко - ко - ко, ко - ко - ко Не ходите далеко
Лапками гребите, зёрнышко ищите
Съели жёлтого жука Дождевого червяка
Выпили водицы, полное корытце.
Маша: ммо с Курочкой.
Давайте дальше поможем наводить порядок в ее сундучке.
СЛАЙД «ТЕРЕМОК».
-Ребятки, а это что за домик стоит.
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок не высок.
- Кто жил в теремке? Кто разломал теремок?
Маша:
-Ребятки,а это что за сказка? СЛАЙД «РЕПКА»
Инсценировка сказки «Репка»
Детям надевают атрибуты (шапка, платок, передник, шапочки «Собака», «Кошка», «Мышка». Далее дети исполняют свою роль под слова сказки, которую рассказывает воспитатель.
Посадил Дед репку. (дед выходит и сажает репку).
Ребята давайте поможем деду посадить репку!
(Выходит (дед) и дети, сажают репку).
Физминутка «Посадили репку»
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом (ходьба)
Перед нами огород (руки вперед)
Дед на помощь нас зовет (машем руками)
Вот мы репку посадили (наклон)
И водой ее полили (имитировать движение)
Вырастала репка хороша и крепка (руки вверх)
А теперь ее потянем (имитировать движения)
И из репки кашу сварим (имитировать движения).
Воспитатель: Выросла репка большая- пребольшая.
Стал Дед (Матвей) репку из земли тащить: тянет- потянет- вытянуть не может. Позвал Дед на помощь Бабку.
Выходит Вика (бабка, помогает деду).
Воспитатель: Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут- вытянуть не могут. Позвала Бабка Внучку.
Выходит внучка (Каролина, помогает деду и бабе.
Воспитатель: Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку : тянут – потянут- вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку (Захар). А как собака лает? (гав-гав)
Воспитатель: Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут – вытянуть не могут. Позвала Жучка Кошку.
Выходит (кошка- Саша) и помогает остальным. А как она мяукает? (мяу-мяу)
Воспитатель: Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут- вытянуть не могут. Позвала Кошка Мышку (Катя).. А какие звуки издает мышка? (пи-пи-пи)
Выходит (мышка) и все начинают тянуть.
Воспитатель: Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут- вытянули репку.
СЛАЙД: «МАШЕНЬКА»
Маша: Ребятки, а вы узнали, что это за сказка?
- Как я попала к медведю?
- Что говорил медведь, когда нес короб?
- А я что отвечала?
- Как закончилась сказка?
Дети: Да, знаем
Выполняют пальчиковую игру с Машей
Помогают Маше: отвечают на вопросы.
Играют с Курочкой Рябой
Прощаются с курочкой.
Отвечают на вопросы.
Выполняют физминутку с Машей
Дети исполняют свою роль под слова сказки, которую рассказывает воспитатель
Заключительная часть
Машенька : Какие же вы молодцы. Мне очень понравилось бывать у вас в гостях. Много вы сказок знаете. А самое главное вы помогли навести порядок в моем сундучке. И за это я угощу Вас пирожками (Достает пирожки, передает воспитателю)
Воспитатель: Ребята, давайте скажем Машеньке спасибо.
Маша: А теперь мне пора самой возвращаться в свою сказку, потому что меня бабушка с дедушкой ждут. До свиданья ребята! Под музыку дети благодарят и прощаются с Машенькой и со сказками.
Анкета для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей»
• Имеют ли значение в воспитании детей малые фольклорные жанры (сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, былины)
___
• При чтении детям художественных произведений, уделяется ли внимание малым фольклорным жанрам?___
• Используете ли вы образцы фольклора в общении с ребенком?___
• Как вы считаете, следует ли в детском саду знакомить детей с произведениями устного народного творчества? Какие малые формы фольклора Вы знаете?
___
• Какие, используете с детьми? С какой целью?
___
• Загадываете ли детям загадки? Как часто?
___
• Какие потешки Вы знаете?
___
• Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?
___
• Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?___