юлия зеленчук
Краткосрочный проект тематической недели во второй младшей группе «Оранжевое настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта : воспитатели, дети второй младшей группы, родители.
Актуальность проекта :
У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т. д. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.
Публикация «Краткосрочный проект тематической недели во второй младшей группе „Оранжевое настроение“» размещена в разделах
- День оранжевого цвета, рыжая неделя
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Пояснительная записка: Данная разработка представляет собой проект тематической недели во второй младшей группе «Оранжевое настроение», рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.
Программное содержание: Создать условия для актуализации и закрепления знаний и представлений детей о осени,как о времени года, об основных её признаках;
расширять знания о наиболее типичных особенностях осени, об овощах, фруктах, цветах;
стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного; воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к объектам при-роды.
Ожидаемые результаты:
У детей будут сформированы элементарные представления об осени, как о времени года; расширяться знания об овощах, фруктах, цветах;
Пополнится словарный запас, возрастет интерес к наблюдениям за явлениями приро-ды, сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе де-тей.
Оборудование : картинки "Времена года", картинки "Осень". дидактические картинки к игре "с какого дерева лист?", настоящие осенние листья с разных деревьев, вырезанные листья из бумаги. Сказки Сутеева ’’Под грибом",
" Мешок яблок",иллюстрации с изображением грибов, сенсорная коробка. Тыква, наглядные картинки тыквы, сказка Виталия Злотникова "А что ты умеешь?". соленое тесто, цветочный горшок с землей.
Перспективный план проекта
1день: «Здравствуй, осень золотая!
Дидактический материал: картинки "Времена года", картинки "Осень".
Беседа: "Наступила осень" (Воспитатель сопровождает наглядными картинками)
Какая бывает осень? Какие цвета осени? Солнце стало светить реже? Идет дождь? Какой бывает дождь? Какие звуки издает дождь? Дует сильный ветер, который разгоняет тучи, срывает листья с деревьев. Воспитатель показывает, как капает дождик: указательным пальчиком стучит по ладошке кап-кап-кап, дети повторяют сами, показывает, как раскачиваются деревья (поднимаем высоко руки и плавно машем). Прослушиваем аудиозапись "Звуки дождя".
Воспитатель: отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (осень)
Дети, давайте немного поиграем и изобразим осень под музыку.
(Музыкально-ритмическое упражнение «Осень, осень наступила»)
Осень, осень наступила,
Листья осыпаются. (открытыми ладонями делаем как будто отпечатки в воздухе)
Солнца нет и потемнело, (пожимаем удивленно плечами)
Дождик начинается. (машем кистями рук вверх-вниз)
Кап-кап на дорожки, (ладошками стучим по ножкам)
Кап-кап на ладошки. (пальчиком стучим по ладошке)
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются, (ладони к лицу, как будто играем в "ку-ку"
И в далекую дорогу
Птички собираются. (скрещиваем кисти рук и машем)
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
Воспитатель: Осень - это деревья красных, желтых, бурых оттенков. Это очень красиво. Поэтому мы сделаем первую осеннюю поделку «Осеннее дерево».
(Можно сделать аппликацию из листьев, нарисовать рисунок или сделать целый осенний лес! Можно использовать разнообразные нетрадиционные методы рисования: отпечатки листьев, ватные палочки, выдувание из коктейльной трубочки, пальчиковое рисование, отпечатки ладошек, губкой для мытья посуды) .
День 2. Осенние листочки.
Дидактический материал: картинки "осень", дидактические картинки к игре
"с какого дерева лист?", настоящие осенние листья с разных деревьев, вырезанные листья из бумаги.
1. Дидактическая игра " С какого дерева лист?" (вместе с детьми воспитатель рассматривает листочки, обращает их внимание на форму, цвет; предлагаем угадать с какого же дерева листочки)
2. Физкультминутка "Листья".
Листья осенние тихо кружатся (кружимся, расставив руки в стороны) Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседаем).
И под ногами шуршат, шелестят (ладошки трем друг о друга, создавая характерный звук,
Будто опять закружится хотят (кружимся на носочках)
Физкультминутку можно делать под спокойную музыку, в руках можно держать лис-точки.
3. Игра -сортировка. Понадобятся заранее приготовленные шаблоны.
Для игры нужно распечатать и наклеить на картон несколько комплектов листьев, вырезать их.
Воспитатель раскладывает на столе и просит ребёнка, найти все листики желтого цве-та, красного, оранжевого, бордового, зеленого, собрать такие листики, какие покажет. (листик клена, дуба, березы и тд, например, просим найти все листики желтого цвета, красного, оранжевого, бордового, зеленого.
4. Рисование "Осенние листочки
Используем листья в своем творчестве (настоящие). Сделать это можно разными способами. Например, можно ставить отпечатки: берем листья, смазываем их краской и штампуем. Можно листья приклеивать, а потом свободное пространство закрашивать красками, отпечаток листьев на фольгу (под фольгу кладем лист и проводим рукой сверху, отпечатки листьев восковым карандашом (под лист бумаги (не толстой, а обычной офисной) подложить листики, а сверху провести восковым мелком, держа его плашмя, и тогда на бумаге проявится рисунок со всеми прожилками) А теперь немного волшебства — надо просто взять белый мелок и провести им по белой бумаге, и потом дать ребёнку закрасить лист при помощи губки.
День 3. Дары осени (каштаны, желуди, рябина, грибы)
Дидактический материал: сказка Сутеева ’’Под грибом", иллюстрации с изображением грибов, соленое тесто, цветочный горшок с землей.
Воспитатель: Сегодня у нас урожайный день! Но только не для фруктов -овощей, ведь они у нас круглый год, правда? Мы будем собирать, рассматривать и играть с желудями, каштанами и рябиной и грибами! С ними можно придумать просто невероятное количество игр и поделок.
1. Желуди бывают только осенью. Ни в какое другое время года их не добудешь. И осенью они становятся предметом охоты и предметом поделок. А что нам мелочиться? Предлагаю вам посадить в горшок дуб! Да-да, берем желудь и просто сажаем в цветочный горшок, он взойдет! (Вместе с детьми сажаем в землю желудь)
2. Игра -сортировка "Определи размер". Определяем размер на глазок. Вместе с детьми воспитатель берет картонную коробку и делает в ней аккуратные округлые прорези разного размера. Предлагает детям определить, в какое отверстие пролезет желудь, каштан, ягодка рябины. Это занятие тренирует понимание "большой-средний-маленький", развивает мелкую моторику рук ребенка, образное и логическое мышление.
Игра. "Чудесный мешочек".
Правила: берем мешочек из ткани, либо из плотной бумаги, кладем в него рябину, желуди, каштаны, можно шишки, камешки, фасоль и любой другой природный материал, ребенок не глядя должен ручкой залезть в мешочек, взять предмет и назвать, что он взял, а потом достать и посмотреть, угадал или нет.
Игра ’’кузовок’’. Делаем на полу грибную полянку из картинок с изображениями гри-бов (а можно и продумать хорошо, спрятать под столик, стульчик и тд, берем машинку и поехали собирать грибочки, можно перемешать съедобные и несъедобные (Попросить насобирать сначала съедобные, потом несъедоные)
3. Воспитатель вместе с детьми готовит самый настоящий осенний пирог из соленого теста вместе детьми и угощаем любимые игрушки. А начинкой для нашего пирога и послужат собранные желуди, каштаны, палочки, листья (заодно и разовьём моторику ручек)
4. Воспитатель рассматривает вместе с детьми иллюстрации (муляжи) с изображением грибов, дети называют сами. Уточняют какие съедобные, какие нет.
5. Поделка из крупы ’’Грибок"
День 4. Яблочный аромат
Воспитатель: сегодня мы с вами продолжаем создавать настроение. Что может быть лучше запаха яблочного пирога с корицей? Осенью лучшего и не придумаешь. Поэтому сегодня мы будем заниматься выпечкой пирога с яблоками и читать сказки про яблоки
Дидактический материал: сказка Сутеева" Мешок яблок"
1. Чтение сказки В. Сутеева " Мешок яблок". Рассматриваем иллюстрации, беседуем по сказке.
2. Лепка: «Яблочко наливное»
Воспитатель предлагает детям слепить много яблок, чтобы всем героям сказки хватило. Еще раз рассматривают яблоко, его форму и цвет. Предлагает скатать шарик из красного и желтого цветов пластилина круговыми движениями между ладонями. Затем сделать в яблоке пальчиком ямку и прикрепить «веточку» (можно использовать веточки от настоящих яблок.)
Воспитатель: - Какие красивые, разноцветные яблоки получились у вас, ребята! Как настоящие. Молодцы!
3. Пальчиковая гимнастика «Яблонька»
Яблонька, яблонька,
где же твои яблочки? (пальчики вверх, пошевелить - будто веточки)
Заморозил их мороз? (кулачки)
Или ветер их унес? (Плавные движения кистями)
Или молния спалила? (закрыть глаза ладошками)
Или градом их побило? (постучать подушечками пальцев по столу)
Или птицы поклевали? (изобразить, как птицы клюют зернышки со стола)
Не морозил их мороз, и не ветер их унес. (Повторить все движения по порядку)
Не спалило их огнем,
града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Дети оборвали! (Показать круглые ладошки, будто в них лежит яблочко)
4. Домашнее задание родителям испечь яблочный пирог вместе с детьми.
День 5 Осенняя сказка
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем наслаждаться ароматами, звуками, текстура-ми и вкусами осени, а еще окунемся в самую настоящую осеннюю сказку.
У меня для вас сюрприз - волшебная сенсорная коробочка. (можно сделать её самим- как сюрприз для детей, а можно и вместе с ними)
1. Делаем осеннюю сенсорную коробку
Для её наполнения берем различный материал (например, листья разных пород де-ревьев, веточки, отрез легкой ткани для имитации реки, губка от пыли для имитации полянки, чайная заварка, бобовые, пшено и другие крупы, деревянные брусочки, мох, сухая трава, ягоды, ясеневые вертолётики, камни, ракушки, шишки, каштаны, кора, береста, жёлуди, перышки (лучше искусственные) физалис, вата (имитация снега, фигурки фруктов, овощей, грибы, животные и многое другое).
2. Воспитатель: начинаем играть.
Игры с сенсорной коробкой:
- игра на развитие органов чувств "Как я чувствую осень" : предложите ребенку найти то, что у вас в коробке лёгкое, что шуршит, что ароматное, что грубое, что гладкое, что пушистое, что тёплое, что хрупкое, что вкусное, что яркое, что мелкое и т. д.
- игра на формирование элементарных математических представлений (с кубиком) : бросаем кубик, считаем количество выпавших точек и выбираем из сенсорной коробки такое же количество орешков (зёрнышек, каштанов и т. д).
- игра на развитие внимания " Мемори" (ребенок закрывает глазки, в это время вы убираете из коробки какую-то вещь, конечно же, перед этим вы обязательно вместе с ребенком внимательно рассматриваете наполнение вашей коробки, обращая внима-ние, как на крупные предметы, так и на мелкие, а потом просите свое чадо внима-тельно посмотреть и сказать, чего не хватает) .
3. Задание простое и не сложное - делаем сказку в нашей осенней сенсорной коробке, например, лепим героев сказки, их можно слепить из пластилина, из природного материала, а может у вас есть необходимые фигурки животных, строим домики и обыгрываем сюжет. Существует довольно много осенних сказок. Взять, хотя бы тех же "Трех поросят". Эта сказка не только о том, что нужно строить крепкий дом и не лениться, но также о том, что осенью становится холодно. Собственно затем и нужен дом. (это не обязательно должна быть сказка о трех поросят, есть много других)
День 6. Оранжевое настроение
Воспитатель: Тыква - эта королева осени, без неё и осень - не осень. Поэтому сегодня предлагаю вам устроить тыквенный день.
Дидактический материал: Тыква, наглядные картинки тыквы, сказка Виталия Злотни-кова "А что ты умеешь?"
1. С чего начнем мы этот день? Все просто, ребята, предлагаю вам, начать с самого простого: давайте рассмотрим тыкву (цвет, форму и тд, разрежим ее и рассмотрим изнутри (пробуем на вкус, нюхаем, достаем и изучаем семечки).
Помните, как в сказке " Золушка" тыква превратилась в карету? А мы с вами превра-тим тыкву в. Да во что угодно, полет фантазии не ограничен. (варианты детей).
(Если по тем или иным причинам вам не получится раздобыть тыкву, то вы можете её слепить из пластилина, либо нарисовать или же сделать интересную аппликацию, выбор за вами.)
3. Физкультминутка "Тыква"
Посадил дед тыкву (садится на корточки)
Тыква росла, росла (потихоньку поднимаемся)
Солнышко на неё светило (руки вверх, перебираем пальчики)
Дождик её поливал (руки в стороны и кружатся)
И выросла тыква большая - пребольшая (руки вверх и через стороны вниз)
Стал дед урожай собирать (наклоны вниз)
Складывать в тележку.
Собрал весь урожай, посмотрел внимательно (руку к козырьком)
- ничего не забыл? (Смотрим по сторонам)
И повез тележку домой (вытянутые руки вперед, идем)
А тележка тяжелая (потихоньку маленькими шажочками идем вперед)
И привез урожай домой (вытерли пот рукой со лба)
4. А давайте почитаем добрую, хорошую сказку Виталия Злотникова "А что ты уме-ешь?" про маленького тыквенка.
День 7. Осенние развлечения
Не знаете, чем осенью на улице занять своих детей (ведь прогулки никто не отменял, потому что песочницы мокрые, а спортивное оборудование на детских площадках скользкое?
На прогулке:
1. Игра " осенняя охота" или "игра- находилка". Задача любой охоты с находилками - найти требуемые объекты, руководствуясь листом с подсказками. Воспитатель распечатывает находилку, идем на прогулку и ищем все то, что нарисовано на нашей находилке. Находилку можно скачать. Если нет возможности распечатать, то можно надо сделать зарисовки. Можно подготовить небольшой сюрприз в качестве подарка за все найденные "сокровища". Детишки будут в восторге.
2. Идет дождик или только что прошел? Не беда! Обуваем резиновые сапожки на маленькие ножки, дождевики, берем зонтики и вперед топать по лужам и весело прыгать. Восторг обеспечен детям.
А что можно еще? А можно в луже порыбачить, ну так, по- игрушечному, а можно камешки побрасать, а еще можно глубину лужи измерить, да-да, а можно и кораблики запускать, кстати, их можно сделать из природного материала, а можно. А это можно безгранично- ваша фантазия- раздолье вашим деткам.
3. А вы пробовали сделать салют из осенних листьев? Нет! Тогда вперед собирать и шуршать осенней листвой.
4. Ну и как же мы без опытов? Да никак! поэтому немножко побудем маленькими ис-следователями:
- опыт " ткань, бумага, целлофан" (посмотреть с детками как вода влияет на эти разные материалы, из бумаги лучше взять салфетку)
А если по каким – то причинам не сможем выйти на улицу, мы вполне эти задания можем воплотить и в группе : сделать и запустить кораблики, провести опыт, поиграть в игру " холодно и горячо", заранее приготовив предметы из осенней охоты.