Воробьева Олеся
Краткосрочный проект развития речи у дошкольников «Конкурс чтецов»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ ЦО №5
«имени Героя России
Максима Сураева"
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель структурного
дошкольного образования
___\Бутузова Т. В. \
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
Художественно-эстетической направленности
«Ах ты, Зимушка-Зима.»
Учитель-логопед: Воробьева О. В.
г. Ногинск
Январь 2020
«Читайте детям стихи,пусть ухо их
Темочки:
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
приучится к гармонии русского слова,
сердце преисполнится чувством изящного.
Пусть поэзия действует на них,
так- же как и музыка. "
(В. Г. БЕЛИНСКИЙ)
Пояснительная записка.
Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, постигает его, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. И мы взрослые, должны быть помощниками малышам в этом. Яркие, радостные впечатления откладываются в детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.
На протяжении дошкольного детства одной из задач стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития, поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.
Дошкольники охотно заучивают стихотворения,однако, не всегда и не у всех есть возможность прочесть выученные стихи. Как правило возможность выступать на дошкольных праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Детям застенчивым, имеющим нарушение речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений.
К сожалению, не все дети находясь на пороге школьного обучения, четко и ясно произносят звуки родного языка. Дефекты речи можно исправить в работе со специалистом, а четкой, правильной дикции, выразительности можно добиться. При декламации стихов, дошкольники учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, эмоционально передавать текст. Кроме того, из опыта работы мы знаем, что нередко смысл заучивания стихотворений, как детьми, так и родителями понимается, как автоматическое запоминание и воспроизведения текста. Дошкольники запоминают стихотворения, однако не всегда умеют его передавать эмоционально, выразительно. Каждый ребенок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании.
Исходя из этой проблемы предлагаю конкурс чтецов, как одну из форм организации досуговой деятельности дошкольников, который дает каждому малышу возможность для самореализации.
Подготовка к конкуру позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того при организации конкурса объединяются разные виды искусств- музыка, живопись, литература, что воспитывает эстетический вкус, создает атмосферу праздника.
Подготовка к конкурсу предусматривает предварительную работу,в которую входят организация конкурса и подготовка конкурсантов. Стихотворения к конкурсу подбираются учителем-логопедом,родителями,по рекомендации педагогов. Кроме того, что стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту, быть высокохудожественными, одним из критериев оценки является их новизна, необычность.
Литературные конкурсы, досуги занимают важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у детей стойкого читательского интереса.
Предполагаемый результат:
• Обогащается словарный запас у детей
• Дети различают простое литературное чтение от художественного, умеют не просто заучить стихотворение, а преподнести слушающим весь его смысл.
• Поднимается уровень индивидуальных достижений у детей.
• Формируются основы словесного творчества.
• Сближение детей, родителей и воспитателей друг с другом, принимая участие в конкурсе
• Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.
Цель: совершенствование художественно – речевых, исполнительских навадыков детей при чтении стихотворений.
Задачи:
-Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме заучивания стихотворения.
-Обогащение словаря
-Развитие мелкой моторики и ОВД; певческих навыков и сценического мастерства
-Развитие артикуляционной моторики губ и языка через выполнение речевых упражнений. Продолжить работу над звукопроизношением.
-Отработка просодической стороны речи.
-Закреплять способность чувствовать через стихотворную форму, речь
и движение ритмическую выразительность речи.
-Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство. -Проявлять свои художественные и творческие способности
-Вызывать радостный эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.
Методы работы:
-индивидуальный
-наглядный
Основные формы реализации проекта:
• Выбор поэтического произведения
• Чтение и заучивание художественной литературы
• Практические упражнения для отработки артистических навыков
• Оснащение предметно-развивающей среды.
• Работа с родителями.
• Пальчиковые гимнастики.
• Артикуляционные гимнастики.
• Физкультминутки.
Работа по организации конкурса предусматривает репетиции по сценарию, оформление зала, подготовка костюмов и призов.
Организация конкурса должна соответствовать следующим требованиям:
-в программу включаются произведения, которые доступны, интересны детям, вызывают эмоциональный отклик
-необходима тщательная предварительная подготовка, слаженность действий педагогов, детей, родителей, узких специалистов
-тщательное продумывания сценария, оптимальное сочетание слушания стихов с двигательными,музыкальными, игровыми паузами, активное участие детей.
Положение о проведении конкурса чтецов.
Сценарий
Календарно-тематический план предварительной работы по подготовке детей к конкурсу
№ Планируемое мероприятие Цель Исполнитель Сроки проведения
1
Разучивание стихотворения Овладеть словесным творчеством Учитель-логопед, родитель 20-27 декабря
2 Театрализация стихотворения Способствовать успешному заучиванию через театральное творчество, помочь понять суть стихотворения Учитель-логопед 14-17
января
3 «Игра слогов» -артикуляционная гимнастика
Развивать речевой аппарат ребенка
Учитель-логопед
21 января
4 Знакомство с художественным чтением- презентация Учить конкурсанта выделять главного героя стихотворения, сопереживать ему, мысленно перевоплощаться Учитель-логопед 23 января
5
6
7 Наложение музыкального произведения на стихотворение (чтение стихотворения в сопровождении муз-ого произ-ия)
Репетиции
Конкурс чтецов создать благоприятную эмоциональную атмосферу, учить рассказывать стихотворение в сопровождении с музыкой
Способствовать проявлению желаемого результата Учитель-логопед, музыкальный руководитель
Учитель-логопед, музыкальный руководитель 27 января
28 января
30января
Литература:
• “Методические рекомендации» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой к «Программе воспитания и обучения в детском саду».- Москва, 2005.
• Т. Н. Зенина «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ»- ООО «Центр педагогического образования», 2008.
• Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2004.