Оксана Щемелинина
Краткосрочный проект «Разноцветная осень»
Тип проекта :
• по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги);
• по целевой установке – информационный.
Вид проекта – познавательно – игровой.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Участники реализации проекта
Педагог: Щемелинина Оксана Сергеевна
Воспитанники: дети средней группы.
Родители: средней группы
Срок работы по проекту : краткосрочный (1 неделя)
Публикация «Краткосрочный проект „Разноцветная осень“» размещена в разделах
Проблема: что на осень подарила?
Актуальность проекта : В настоящее время актуальна проектная деятельность детей дошкольного возраста. В условиях образовательного процесса в МБДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.
Паспорт проекта «Разноцветная осень»
Цели проекта : Активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в сентябре у детей средней группы «Божьи коровки», а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций.
Задачи проекта :
1. Углубить представления детей об изменениях в природе, об овощах и фруктах - дарах природы,
2. Вовлечь и поддерживать интерес детей к проектно – исследовательской деятельности: проведение опытов и наблюдений.
3. Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно – исследовательской).
4. Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.
Образовательные области:
- социально-коммуникативная;
- познавательная;
- речевая;
- художественно-эстетическая;
- физическая.
Продукты проекта :
• для детей: игра - инсценировка.
• для воспитателя: организация выставки детских работ, подборка игр на развитие двигательных способностей.
• для родителей: помощь в организации выставки детских работ, создание пособия «Шкатулка с осенними сказками».
Ожидаемые результаты по проекту :
1. Осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
2. Активизация исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
3. Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
4. Воспитание экологического сознания детей группы;
5. Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
6. оформление картотеки наблюдений;
7. Праздник Осени;
8. Ведение детьми календаря погоды.
Способы диагностики:
а) анализ продуктов детской деятельности;
б) проявление творчества.
Работа с родителями:
Формы и методы работы с родителями:
Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Оформление пособия «Шкатулка с осенними сказками».
Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
Участие родителей в изготовлении поделок из природного материала
Участие родителей в субботниках.
Содержание работы
Познавательное развитие
Беседы об осени.
Цель: Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным, существенным признакам и приметам. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.
Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно. Подвести детей к выводу, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных.
Принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из личного опыта, активизировать имеющиеся знания, самостоятельно рассуждать.
Закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; упражнять в подборе однокоренных слов, синонимов и антонимов.
Д\и «Мир животных», «Яблоки для ёжика», «Чьи листья» (Цели указаны в играх)
Задания на сравнения.
Цель: развитие операций сравнительного анализа; учить составлять сложные предложения; сравнивать признаки осени и лета; развивать внимание, память, чувство языка. Воспитывать любовь к природе.
Описание природы в сентябре. Цель: учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке.
Оформление папки-передвижки «Времена года».
Ежедневные прогулки
Подвижные игры:
1. «Листопад» Цель: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад». Материал: осенние листья.
2. «Найди пару» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.
3. «Найди листок, как на дереве» Цель: развивать умение находить часть по целому.
Речевое развитие
Творческое рассказывание детей по теме «Что я видел на прогулке». Цель: учить передавать свои наблюдения и впечатления; развивать память, речь, мышление, познавательные способности, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.
Рассматривание сюжетных картин. Составление описательных рассказов с помощью схем: "Что происходит в сентябре с природой?" Цель: учить составлять описательные рассказы с помощью схем. Учить наблюдать за явлениями живой и неживой природы,за жизнедеятельностью растений и животных,и в дальнейшем, составлять описательные рассказы по схемам.
«Шкатулка с осенними сказками» Цель: познакомить детей с рассказами и сказками об осени. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, внимание, познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к родной природе. Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
Загадки, пословицы, поговорки на тему осени (прилагаются в папке-передвижке).
Чтение художественной литературы. Пословицы, загадки, поговорки. Чтение стихотворений об осени. Чтение сказки «Царица осень и ее любимые туфельки» Д. Н. Мамин-Сибиряк «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев. и др.
Художественно – эстетическое развитие
Рисование красками «Разноцветная осень» Цель: Закреплять и расширять представления о приметах осени. Вызывать желание рисовать осенний лес. Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования (методом тычка). Развивать аккуратность при рисовании на листе бумаги, учить не выходить за контур рисунка.
Лепка «Дары осени» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество. Закреплять умение передавать в лепке образы овощей. Обобщить элементарные знания об овощах и фруктах, их цвете, закрепить знания о месте произрастания;
Салфеточная аппликация «Веточка рябины» Цель: Учить детей скатывать кусочек салфетки в шарик и с помощью клея приклеивать на лист бумаги. Формировать умение у детей аккуратно наклеивать детали аппликации. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, творческую инициативу детей, самостоятельность.
Создание поделки «Осенние деревья» из природного материала. Цель: создания коллективной работы объемных произведений декоративного искусства из листьев"Осеннее дерево" из природного материала. Закреплять представление о размере и цвете листьев. Развивать умение работать в команде, умение работать аккуратно. Воспитывать интерес к занятию художественным творчеством.
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии "магазин", а также знания об овощах и фруктах. Развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Игра – драматизация сказки «Репка». Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи посредством приобщения детей к народному фольклору. Развивать эмоциональную отзывчивость на содержание сказок в игре – драматизации. Продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказок. Формировать умение находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство товарищества, взаимопомощи, умение договариваться при организации игрового пространства.
Труд «Дары осени» - сбор природного материала на прогулке. Цель: закрепить знания детей о деревьях, листьях, семенах. Показать, как с помощью семян, листьев, палочек можно изготовить разные поделки. Продолжать учить собирать природный материал, засушивать для использования в дальнейшей работе.
Таким образом, ходе реализации проекта «Разноцветная осень» с детьми использовались разнообразные методы обучения : наблюдения, познавательное чтение, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно характера. В уголке природы были помещены дары осени - овощи, фрукты и ягоды (муляжи, осенние букеты из листьев, поделки из природного материала «Осенние деревья».
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: за ветром, за дождём, за листопадом. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд; солнце днём очень низко над горизонтом.
Эти наблюдения подтолкнули к необходимости создания в группе папки-передвижки «Времена года». Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает в октябре; дуют холодные ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Во время прогулок проводили беседы об осени и организовывали разнообразные дидактические и подвижные игры, упражнения с природными материалами – «Листопад», «Найди пару», «Найди листок, как на дереве».
Анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта. Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени в сентябре месяце у детей средней группы «Божьи коровки», а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей улучшилось развитие мелкой моторики рук, умение мыслить, фантазировать.