Андриенко Татьяна Валерьевна
Краткосрочный проект «Разноцветная осень» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Разноцветная осень»
Воспитатель:
Андриенко Т. В.
Информационная характеристика проекта :.
Вид проекта – познавательно – игровой.
Участники реализации проекта
Педагог, дети средней группы, родители.
Срок работы по проекту : краткосрочный (1 неделя- 07.10. по 11.10.2019)
Публикация «Краткосрочный проект „Разноцветная осень“ в средней группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Проблема: что на осень подарила?
Актуальность проекта : В настоящее время актуальна проектная деятельность детей дошкольного возраста. В условиях образовательного процесса в МБДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.
Паспорт проекта «Разноцветная осень»
Цели проекта : Активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в сентябре у детей средней группы «Божьи коровки», а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций.
Задачи проекта :
1. Углубить представления детей об изменениях в природе, об овощах и фруктах - дарах природы,
2. Вовлечь и поддерживать интерес детей к проектно – исследовательской деятельности: проведение опытов и наблюдений.
3. Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно – исследовательской).
4. Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.
Образовательные области:
- социально-коммуникативная;
- познавательная;
- речевая;
- художественно-эстетическая;
- физическая.
Продукты проекта :
- для детей: -сбор природного материла и изготовление поделок «Дары осени»
- для воспитателя: организация выставки детских работ, подборка игр на развитие двигательных способностей.
- для родителей: помощь в организации выставки детских работ.
Ожидаемые результаты по проекту :
1. Осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
2. Активизация исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
3. Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
4. Воспитание экологического сознания детей группы;
5. Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
Способы диагностики:
а) анализ продуктов детской деятельности;
б) проявление творчества.
Работа с родителями:
Формы и методы работы с родителями:
Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
Участие родителей в изготовлении поделок из природного материала
Содержание работы
Познавательное развитие
Беседы об осени.
Цель: Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным, существенным признакам и приметам. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.
Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно. Подвести детей к выводу, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных.
Принимать участие в групповом разговоре : внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из личного опыта, активизировать имеющиеся знания, самостоятельно рассуждать.
Закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; упражнять в подборе однокоренных слов, синонимов и антонимов.
Д\и «Мир животных», «Яблоки для ёжика», «Чьи листья» (Цели указаны в играх)
Задания на сравнения.
Цель: развитие операций сравнительного анализа; учить составлять сложные предложения; сравнивать признаки осени и лета; развивать внимание, память, чувство языка. Воспитывать любовь к природе.
Описание природы в октябре. Цель: учить наблюдать за изменениями в природе.
Ежедневные прогулки
Подвижные игры:
1. «Листопад» Цель: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад». Материал: осенние листья.
2. «Найди пару» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.
3. «Найди листок, как на дереве» Цель: развивать умение находить часть по целому.
Речевое развитие
Творческое рассказывание детей по теме «Что я видел на прогулке».
Цель: учить передавать свои наблюдения и впечатления; развивать память, речь, мышление, познавательные способности, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.
Рассматривание сюжетных картин. Составление описательных рассказов с помощью схем: "Что происходит в октябре с природой?" Цель: учить составлять описательные рассказы с помощью схем. Учить наблюдать за явлениями живой и неживой природы,за жизнедеятельностью растений и животных,и в дальнейшем, составлять описательные рассказы по схемам.
«Шкатулка с осенними сказками»
Цель: познакомить детей с рассказами и сказками об осени. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, внимание, познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к родной природе. Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
Загадки, пословицы, поговорки на тему осени (прилагаются в папке-передвижке).
Чтение художественной литературы. Пословицы, загадки, поговорки. Чтение стихотворений об осени
Художественно – эстетическое развитие
Рисование красками «Разноцветная осень» Цель: Закреплять и расширять представления о приметах осени. Вызывать желание рисовать осенний лес. Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования (методом тычка). Развивать аккуратность при рисовании на листе бумаги, учить не выходить за контур рисунка.
Лепка «Дары осени» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество. Закреплять умение передавать в лепке образы овощей. Обобщить элементарные знания об овощах и фруктах, их цвете, закрепить знания о месте произрастания;
Создание поделки «Осенние деревья» из природного материала. Цель: создания коллективной работы объемных произведений декоративного искусства из листьев "Осеннее дерево" из природного материала. Закреплять представление о размере и цвете листьев. Развивать умение работать в команде, умение работать аккуратно. Воспитывать интерес к занятию художественным творчеством.
Труд «Дары осени» - сбор природного материала на прогулке. Цель: закрепить знания детей о деревьях, листьях, семенах. Показать, как с помощью семян, листьев, палочек можно изготовить разные поделки. Продолжать учить собирать природный материал, засушивать для использования в дальнейшей работе.
Таким образом, ходе реализации проекта «Разноцветная осень» с детьми использовались разнообразные методы обучения : наблюдения, познавательное чтение, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно характера. В уголке природы были помещены дары осени - овощи, фрукты и ягоды (муляжи, осенние букеты из листьев, поделки из природного материала
«Осенние деревья».
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: за ветром, за дождём, за листопадом. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает в октябре; дуют холодные ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Во время прогулок проводили беседы об осени и организовывали разнообразные дидактические и подвижные игры, упражнения с природными материалами – «Листопад», «Найди пару», «Найди листок, как на дереве».
Анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта. Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени в октябре месяце у детей средней группы,а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей улучшилось развитие мелкой моторики рук, умение мыслить, фантазировать.
Используемая литература:
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.
2. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. В. В. Гербова и др. -М. :Издательство- Оникс, 2011. - 336с.
3. Казакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольниками: Метод. пособие. М. : Сфера, 2008.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Планы занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Приложение 1
Беседы. Знакомство с приметами осени.
Сентябрь
Чтение стихотворения
Самуил Маршак "Сентябрь"
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря –
И открылась школа.
1. Знакомство с приметами ранней осени.
Вопросы: Какое время года сейчас? А месяц? (Сентябрь). Сентябрь – это первый осенний месяц. Сейчас ранняя осень. На улице жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди?
Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья начинают менять окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
2. Признаки «Золотой осени».
Вопросы: - Какой осенний месяц? Почему вы так думаете
Погода теплая или холодная? Почему вы так думаете? Какая одежда на людях?
люди? Что они делают? Какого цвета листья в сентябре? В сентябре часто идут дожди? Какое небо? Как светит солнце? Много ли фруктов и овощей в сентябре? Почему много листьев на земле!
Как называется явление природы, когда падают листья? Что делают птицы в сентябре?
Приложение 2
Сравнение.
Летом солнце яркое, а осенью? Летом небо светлое, а осенью? Летом день длинный, а осенью? Летом деревья зеленые, а осенью? Летом люди одеваются легко, а осенью? Летом колхозники растят урожай, а осенью?
Найдите ошибки:
В октябре дети носят легкую одежду.
В октябре набухают почки, распускаются листья.
В октябре солнце сильно греет.
В октябре се бывают заморозки и снег.
В октябре птицы прилетают из теплых краев.
В октябре идут дожди сильнее
В октябре начинают опадать листья
В октябре желтеют листья.
Приложение 3
1. Наблюдение за деревьями.
Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).
2. Наблюдение за дождём.
И/ д: Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает землю (испаряется на солнце и от ветра).
3. Наблюдение за птицами
И/ д : определить, на каких деревьях начинают быстрее желтеть листья?
4. Наблюдение за листопадом
5. Наблюдение за ветром
Приложение 4
«Шкатулка с осенними сказками»
1. «Царица осень и ее любимые туфельки» Д. Н. Мамин-Сибиряк
2. «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снегирев.
3. «Осень на пороге» Н. Сладкова.
4. «Листопадничек» И. С. Соколов-Микитов
5. «Кузька в лесу. Осенний праздник» Т. Александрова