Светлана Владимировна Повесьма
Краткосрочный проект в средней группе «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательный
Вид проекта : краткосрочный, семейный, групповой
Участники: дети средней группы, родители воспитанников.
Сроки реализации: 4 неделя ноября- 2 неделя декабря.
Актуальность
Дети считают, что птицы улетают на юг, потому что боятся холода. Дети не знают названия птиц, которые прилетают к нам зимой, не знают, какой корм предпочитают те или иные птицы. Поэтому одной из важных задач в воспитании детей является развитие у них чувства сопереживания, желания заботиться о слабых, стать им защитой и опорой. Дошкольники с удовольствием наблюдали за птицами весной и осенью, они любознательны и активны, поэтому мы решили привлечь их внимание к проблеме птиц в зимнее время.
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Кормушка для птиц. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Цель проекта :
Формировать представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта :
Обучающие:
• Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц
• Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.
Воспитательные:
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
• Укреплять детско-родительские отношения
Предварительная работа:
- подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц;
- подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок.
Форма проведения: Беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности.
Реализация проекта :
№ П / П Вид деятельности
1 Познавательное развитие
Наблюдение «Птицы зимой» - ежедневно на прогулке. (Приложение 1)
Задачи:
-Организовать наблюдение за птицами, предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду.
- Организовать кормление.
-Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе.
-Учить детей выявлять особенности передвижения различных птиц, учить рассказывать о том, что делают птицы.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Беседы:
«Каких птиц я видел, гуляя с родителями»
«Как живут наши пернатые друзья зимой»,
«Чем кормить птиц»,
«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Организованная образовательная деятельность. Ознакомление с миром природы «Птицы – наши друзья!» (Приложение 2)
Задачи:
- Познакомить с внешними особенностями птиц нашей местности : у синичек желтый животик, у снегирей – красный; воробьи коричневые, ворона серая, крылья черные; у сороки бока белые, а голова и хвост – черные.
- Рассказать, что любят есть птицы.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, интерес к живой природе.
Решение проблемной ситуации:
«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»
2 Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Птицы на кормушке» (Приложение 3)
Задачи:
- учить детей лепить птицу, раскатывая пластилин прямыми движениями рук, выгибать палочку (туловище, оттягивать носик, сплющивать конец палочки, формируя хвостик. Раскатывать маленькие кусочки пластилина и сплющивать их, прикрепляя с двух сторон к туловищу (крылья). С помощью стеки делать глазки.
-Познакомить детей с особенностями внешнего вида птиц (ворона, сойка большие, клюв тоже большой; синичка и воробей маленькие). Закрепить представления детей об особенностях поведения птиц (летает, важно ходит, пугливый, осторожный, ловкий, прыгает, клюёт).
-Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах.
- Воспитывать аккуратность и внимательность.
Непосредственно образовательная деятельность. Рисование: «Птички на ветке» (Приложение 4)
Задачи:
- Учить детей рисовать птиц, передавать в рисунке их внешние сходства (тело, голова, хвост, крылья) и различия (у снегиря красная грудка, у синички желтая, воробей коричневый, свиристель с хохолком, сойка светло-коричневая, а на крыльях синие, черные, белые полоски). Закрепить умение рисовать круг, овал, прямые и наклонные линии, знание основных цветов и их оттенков.
- Учить рисовать крупно, на весь лист. Закреплять умение правильно держать карандаш. Закрашивать аккуратно, в одном направлении.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, любовь к природе.
Раскрашивание силуэтов птиц.
Задачи:
-развитие мелкой моторики рук
-учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц.
3
Речевое развитие
Организованная образовательная деятельность. «Птицы – наши друзья!» (Приложение 5)
Задачи:
- Способствовать развитию умений детей составлять небольшие описательные загадки про птиц, опираясь на наглядный материал.
- Следить за грамматической правильностью речи, упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
- Развивать речевое дыхание, четкое произношение шипящих и свистящих звуков, продолжать работу над словарем.
- Воспитывать любовь к природе.
Чтение художественной литературы о птицах (Приложение 6) :
А. Яшин «Покормите птиц зимой»
С. Маршак «Где обедал воробей?»
Ю. Никонова «Зимние гости»
Р. Новикова «Поможем птицам»
Г. Ладонщиков «Каждый день.»
Отгадывание загадок по теме.
4 Игровая деятельность (Приложение 7)
Подвижные игры: «Ворона и воробьи», «Воробушки и автомобиль»
Пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Воробей»
Дидактические игры:
«Большой – маленький»,
«Один – много»,
«Угадай, что за птица»,
«Что в мешочке?»,
«Какая птичка улетела?»
Разрезные картинки.
Конструирование из мягких модулей: «Домик для птиц»
(Приложение 8)
5 Работа с родителями (Приложение 9) :
- Оформление папки-передвижки «Покормите птиц зимой»
- Оформление памятки «Из чего можно сделать кормушку»
- Задание: совместно с детьми изготовить кормушку для птиц.
- Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.
- Просмотр мультфильма «Серая шейка»
Продукты проекта :
1. Выставка творческих работ.
2. Выставка кормушек.
3. Распределение кормушек для птиц на площадке группы и пополнение их кормом.
Результаты реализации проекта.
• Расширен кругозор детей о зимующих птицах и обогатился словарный запас.
• Обогащен словарный запас речи детей.
• У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
• Родители с воспитанниками приняли участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. При этом укрепились детско-родительские отношения.
• Дети приобрели первоначальные навыки кормления птиц.
• Все поставленные цели и задачи были выполнены.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект занятия «Наблюдение за птицами на прогулке».
Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах.
Задачи: узнавать птицу, называть части тела
Обучающие:
• Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках.
• Научить детей правильно называть части тела птицы.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.
• Развивать физическую активность детей.
Воспитательные:
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Ход занятия.
Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, на то что зимой холодно и голодно маленьким птичкам.
Обращает внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают, только люди могут помочь – покормить их. Затем воспитатель предлагает отгадать загадку:
Чик- чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Дети хором отвечают воробей. Правильно! Дети вместе с воспитателем повторяют «Здравствуй, птичка невеличка, мы пришли тебя угостить».
Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их крошками хлеба, семечками, салом.
На участке у нас тоже есть кормушка. Воспитатель предлагает детям покормить птиц. Воспитатель задает вопросы, кто из птичек прилетает к нам в детский сад, что птицы делают.
Рассказывает детям, что птицы очень пугливые, и наблюдать можно только издалека.
На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички, а затем поиграть в игру «Кошка и воробьи».
Одного из детей выбирают кошкой, а остальные дети воробышки. Дети имитируют характерные движения птиц. По команде воспитателя воробышки летают, чирикают, клюют корм. Когда появляется кошка, воробышки улетают в гнездышки. (2-3 раза)
Загадывает загадку.
Серая птица,
Меня не боится
Моргнет удивленно,
Ведь это… (Ворона)
Игра «Вороны»
Как под елочкой зеленой
Скачут весело вороны
Кар! Кар!
Вместе весело летали,
Спать ребятам не давали:
Кар! Кар!
Только к ночи умолкают,
Вместе с нами засыпают:
Кар, кар…
Сначала дети бегают и прыгают, размахивая руками. После последних строчек дети замолкают и замирают, стараются не шевелиться.
Итог занятия: Дети научились называть части тела птицы : клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Знают, что надо заботиться о зимующих птицах, подкармливая их, насыпать корм в кормушки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект занятия по Лепке: «Птички на нашей кормушке»
Лепка: «Птички на нашей кормушке»
Цель: Учить раскатывать пластилин между пальцами.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей лепить птицу, раскатывая пластилин прямыми движениями рук, выгибать палочку (туловище, оттягивать носик, сплющивать конец палочки, формируя хвостик. Раскатывать маленькие кусочки пластилина и сплющивать их, прикрепляя с двух сторон к туловищу (крылья). С помощью стеки делать глазки.
- Познакомить детей с особенностями внешнего вида птиц (ворона, сойка большие, клюв тоже большой; синичка и воробей маленькие). Закрепить представления детей об особенностях поведения птиц (летает, важно ходит, пугливый, осторожный, ловкий, прыгает, клюёт).
Развивающие:
- Развивать у детей творческие способности, чувства прекрасного.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах.
- Воспитывать аккуратность и внимательность.
Материал и оборудование: кормушка, веточки рябины, зернышки, пластилин, салфетки.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за птицами, чтение стихотворения Ю. Никонова "Зимние гости".
Ход занятия
На фланелеграфе развешаны картинки с изображением птиц : снегири на ветках деревьев, синички и воробьи в кормушке.
Дети вместе с воспитателем рассматривают картинки, воспитатель уточняет какие части есть у птиц, какой формы голова, туловище, хвост. Обращает внимание, что голова не отделена от туловища. Показывает готовую птичку. – Как вы думаете, с чего я начала лепить птичку? Какой должна быть палочка: толстая или тонкая, длинная или короткая? (Длинная и толстая)
- Как надо лепить палочку? (Показ)
- Как сделать, чтобы из палочки получилось тело птички? (Показ)
- Как сделать клюв? (Показ) Крылья?
- Куда посадим наших птичек? (внести кормушку)
2 часть. Работа детей. Воспитатель помогает тем, кто испытывает затруднения, использует напоминания, указания.
Рассказ воспитателя.
На улице зима, вся земля покрыта снегом, стало совсем холодно и маленьким птичкам, зимой под снегом не найти себе еды, и поэтому взрослые люди строят вот такие кормушки, куда насыпают различный корм для голодных птиц. Это и зёрнышки, и кусочки хлеба, и семечки. Давайте и мы покормим наших птичек.
Снегири сидят на ветке,
Канарейка поёт в клетке,
Прилетели две синицы,
Жёлтобокие сестрицы.
И сороки-белобоки,
Стрекотать не устают.
У окошка на пенёчке,
Мы поставили кормушку,
И зимой для малых пташек,
Здесь застолье и уют.
Физкультминутка "Снегири"
Снегири летят, крыльями машут.
Им на месте не сидится,
Завертелись как волчок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Полетели пообедать,
Но кругом лишь снег да снег.
Хорошо, что им кормушку,
Сделал добрый человек!
Итог занятия:
Какие вы молодцы! Какие красивые птички у вас получились! Какую птичку слепил ты, Сережа? А ты, Юля? Вам понравилось лепить птичек? Что было легко? Что было трудно? Давайте еще раз на них посмотрим и улыбнемся друг другу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект занятия по рисованию в средней группе
Тема: «Птички на ветке»
Задачи:
- Учить детей рисовать птиц, передавать в рисунке их внешние сходства (тело, голова, хвост, крылья) и различия (у снегиря красная грудка, у синички желтая, воробей коричневый, свиристель с хохолком, сойка светло-коричневая, а на крыльях синие, черные, белые полоски). Закрепить умение рисовать круг, овал, прямые и наклонные линии, знание основных цветов и их оттенков.
- Учить рисовать крупно, на весь лист. Закреплять умение правильно держать карандаш. Закрашивать аккуратно, в одном направлении.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, любовь к природе.
Развивающие:
- Развивать у детей творческие способности.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность и желание заботиться о птицах.
- Воспитывать аккуратность и внимательность.
Материал: гуашь, кисти, банки с водой, салфетки на каждого ребенка.
Ход занятия:
1. Перед воспитанниками лежит подготовленный лист бумаги с нарисованной кормушкой (пустой).
Воспитатель рассказывает детям о птицах, которые зимой нуждаются в питании, но зимой нет возможности добывать корм самим птицам, поэтому люди ставят кормушки для птиц, и насыпают в них корм (зерно, семечки, хлеб).
2. Давайте нарисуем птиц на нашей кормушке. Посмотрите, как будем рисовать. Показ рисования с объяснением.
Я нарисую синичку. Для этого возьму желтую краску и нарисую кружок – это животик синички. Аккуратно раскрашу. Тщательно сполосну кисть, лишнюю воду отожму край баночки. Теперь возьму синюю краску и нарисую головку, спинку, хвостик и крылышки. Аккуратно раскрашу. Снова сполосну кисть, отожму о край баночки, чуть-чуть возьму черную краску, нарисую глазик и лапки. А теперь – зернышки, пусть клюет. Пальчиковая игра «Воробей»
Шустро скачет воробьишка (Стучат пальцами по столу,
Птичка – серая малышка (Сжимают и разжимают пальцы в кулак).
По двору шныряет (Пальцами «ходят» по столу,
Крошки собирает (Стучат пальцами по столу).
3. После того как дети нарисуют птиц и корм (по желанию) в кормушке, воспитатель показывает настоящую кормушку и предлагает рассмотреть ее.
Итог занятия:
Ребята, посмотрите какие разные птички у нас получились! Какую птичку нарисовал Денис? Кто нарисовал синичек? Как вы узнали? Какой корм нарисовал Егор? Для кого ты нарисовал ягоды рябины?