Разуваева Елена Николаевна
Краткосрочный проект по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе «Сбережем природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе «Сбережем природу»
Опубликовала 20.12.2021.
МБДОУ Наушкинский детский сад
Разуваева Елена Николаевна
Публикация «Краткосрочный проект по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе „Сбережем природу“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Краткосрочный проект по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе «Сбережем природу»
НАШ ДЕВИЗ:
Берегите природу!
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!
Лена Зеленина.
Тип проекта :
познавательный
групповой
краткосрочный (1 месяц)
дети подготовительной группы
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу - значит охранять Родину». М. М. Пришвин.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Актуальность темы: расширить знания детей о заповедниках, заказниках о животном и растительном мире, о животных и растениях заповедников занесенных в Красную книгу, об озере Байкал.
Цель проекта :
Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры. Познакомить детей с уникальностью озера Байкал, и животным миром. Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего сибирского края.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с заповедниками, заказниками, озером Байкал.
2. Уточнить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
3. Формировать интерес к природоохранной деятельности, желание участвовать в ней.
4. Обогащать и активизировать словарь детей по теме (заповедник, заказник, егерь, эндемик, голомянка, омуль, соболь и др.).
5. Познакомить детей с озером Байкал, расположением на карте, и уникальностью. Расширить знания детей о фауне озера Байкал. Познакомить с животным миром Байкала.
6. Формировать экологическое сознание, воспитывать экологическую культуру.
7. Воспитывать чувство гордости, сопричастности к природным достопримечательностям своей страны, республики побуждать желание побывать в этих местах.
Гипотеза Если знакомить детей с уникальность озера Байкал, то дети усвоят нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; появится потребность в приобретении экологических знаний, дети будут испытывать потребность в общении с представителями животного мира, сопереживать им, проявлять доброту и чуткость.
Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет на Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, растительного и животного мира Байкала отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи нашего проекта выполнены.
Этапы проекта :
1 этап подготовительный :
1. Взаимодействие с детьми их родителями
2. Выбор темы проекта
3. Постановка целей, задач
4. Определение методов
5. Работа с родителями
2 этап планирование деятельности:
Воспитатель :
1. Беседа на тему «Что такое заповедник»
2. Беседа на тему «Давайте дружить с природой»
3. Занятие по ознакомлению с окружающим миром природы на тему «Голубые реки России» (озеро Байкал)
4. Занятие по лепке «Наша планета Земля»
5. Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Что я знаю о Байкале»
6. Просмотр фотографии, фотоальбомов
7. Чтение стихотворений, рассказов
8. Загадывание и разгадывание загадок
9. Художественное творчество
10. Подвижные игры
11. Дидактические игры
Дети:
1. Разучивание стихотворений о животных
2. Оформление альбома «Озеро Байкал»
3. Оформление альбома «Заповедники, заказники нашей страны».
4. Оформление альбома «Баргузинский заповедник».
Родители:
1. Поиск информации
2. Оформление фотоальбомов
3 этап заключительный
Ожидаемые результаты:
1. Формирование основ экологической культуры
2. Развитие у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.
3. У детей будут сформированы знания о животном и растительном мире озера Байкал, заповедников, заказников нашей страны и Республики Бурятия.
4. Установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания.
Реализация проекта в разных видах деятельности
Виды деятельности Интеграция образовательных областей ООД и совместная образовательная деятельность в режимных моментах
Игровая «Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие» Дидактические игры «Домашние животные», «Прогулка в зоопарк», «Кафе для зверей», «Дары природы», «Подбери листочек к дереву» ,«Чей хвост»
Двигательная «Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие» Подвижные игры: Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси - Лебеди», «Стадо и волк», «Охотники и зайцы»
Познавательное развитие «Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие» 1. ООД «Что такое заповедники»
2. ООД «Давайте дружить с природой»
3. ООД «Голубые реки России» (озеро Байкал)
4. Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Что я знаю о Байкале»
Чтение художественной литературы «Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие» 1. Рассматривание фотографий, фотоальбомов
2. Чтение стихотворений, рассказов
6. Чтение стихов, потешек, загадок о диких животных
Музыка «Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие» Прослушивание фонограмм: звуков разных птиц и животных
Художественно-эстетическое развитие «Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие» 1 .ООД Рисование «Ежик на полянке»
2. ООД по лепке «Наша планета Земля»
3. ООД Рисование. «Наряд для Волшебницы-природы»
4. ООД Лепка «Зайчонок»
Непосредственно образовательная деятельность:
Беседа по ознакомлению с окружающим с детьми подготовительной группы «Голубые реки России»
Цель: расширять представления детей о природе России, познакомить с названиями рек, с озером Байкал.
«Давайте с природой дружить!»
Цель: Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе.
Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли,необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека, о Красной книге. Расширять представления детей о многообразии форм охраны природы. Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.
Учить отвечать на вопросы разного уровня сложности, развивать психические процессы сравнения. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам. Учить детей самостоятельно составлять 2-3 строчки загадки по разным моделям. Развивать речь, внимание, умение давать полный ответ, слушать высказывания других, обогащать словарь; обогащать доброжелательную форму общения со сверстниками.
Тема: «Что такое заповедник?»
Цель: познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы
Викторина для детей старшего дошкольного возраста
«Что я знаю о Байкале»
Цель: развивать познавательный интерес к уникальному озеру Сибири – Байкалу.
Задачи:
1. закрепить начальные знания о реке Ангаре, природе Байкала;
2. развивать умения размышлять, высказывать свои предположения;
3. воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.
Нетрадиционное рисование. Подготовительная группа.
"Ежик на полянке"
Цель:Закрепление изученных ранее способов нетрадиционного рисования на бумаге; закрепить знания детей о внешнем виде ежа, уточнить понятие «дикое животное»; развивать умения у детей воплотить в рисунке характерные признаки ежа, творчески дополнять изображение деталями, передавать цвет, пропорции между частями; развивать восприятие, наблюдательность, воображение, творчество; развивать мелкую моторику кистей рук, двигательную активность детей, воспитывать сочувствие, заботливое отношение к животным, желание рисовать и получать удовлетворение от выполненной работы.
Тема: «Наряд для Волшебницы-природы» Нетрадиционное рисование в подготовительной группе.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: «Солевое рисование».
2. Развивать интерес к изобразительной деятельности.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
«Зайчонок». Занятие по лепке в подготовительной группе
Программное содержание.
Образовательные задачи: учить детей лепить зайца, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище, округлую (голова, цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы); учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем "примазывания" одной части к другой.
Воспитательные задачи : воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.
«Наша планета Земля» Занятие по лепке в подготовительной группе
Цель: Познакомить детей с глобусом — моделью земного шара, дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному; воспитывать бережное отношение к Земле-своему дому.
Развивать мелкую моторику и стимулировать речевое развитие путем активных движений пальцев.