Татьяна Битюкова
Краткосрочный проект по экологии «Отряд шестилапых»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Среди всех отраслей педагогики экологическое воспитание не зря занимает центральное место. Формируя у ребенка экокультуру, мы учим его сознанию, умению замечать красоту, любить и бережно относиться к окружающему миру.
Природа – лучший источник знаний, превосходный способ развить чувства, волю, ум и наиболее благоприятным возрастом для формирования ответственности, уважения к ней является дошкольный.
Публикация «Краткосрочный проект по экологии „Отряд шестилапых“» размещена в разделах
К сожалению, подрастающее поколение общается с природой эпизодически, очень часто можно наблюдать картину, как ребята ломают кустарники и деревья, мучают животных и насекомых. Это объясняется тем, что в свое время не был сформирован интерес к окружающему миру, на базе которого и происходит знакомство с флорой и фауной.
Однажды, прогуливаясь, дети увидели муравья, причем большинство из ребят испытали отвращение и захотели уничтожить его. В ходе беседы выяснилось, что представления у дошколят о насекомых, их особенностях жизни, развития весьма скудное. Отсюда вытекла проблема: «А нужны ли насекомые? Приносят ли пользу, вред? Какой станет жизнь без них?»
Все эти вопросы привели к созданию проекта о насекомых «Отряд шестилапых», а также позволили сформировать его основные цели и задачи.
Цель проекта :
Создать условия для развития познавательных, творческих способностей дошкольников в процессе реализации проекта о насекомых «Отряд шестилапых».
Задачи проекта :
Образовательные:
• Сформировать элементарные представления о насекомых, особенностях их жизни, питания, развития, роста, способах передвижения.
• Развивать познавательный интерес к жизни насекомых.
• Формировать азы исследовательской деятельности, умение делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
• Воспитывать реалистичное представление об окружающем мире, желание стать сторонником природы, охранять, беречь ее.
• Воспитывать эмоции, отзывчивость, чувство любви к насекомым.
Развивающие:
• Развивать детскую речь, учить составлению описательных рассказов, обогащать словарь, ввести понятие «Насекомые».
• Развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление.
Ожидаемые результаты:
сформированная база знаний о мире насекомых, знание о пользе и ущербе, которые они приносят;
бережное отношение к природе, насекомым;
развитие любознательности, познавательной активности.
расширение детского кругозора через чтение литературы;
развитие музыкально-творческих способностей;
развитие у детей умения коммуникативных навыков, работать в команде.
Участники проекта :
Дети, воспитатель, специалисты, родители.
Этапы реализации проекта
1 этап
Выявление проблемы:
- формируется проблема : «А так ли уж нужны насекомые? Что мы знаем о них? Пользу или вред они приносят? и т. д.»;
определение задач для решения проблемы.
2 этап
Организация работы над проектом, планирование:
составление плана реализации проекта;
подготовка необходимого оборудования и пособий, музыки, литературы;
поэтапное обсуждение с детьми плана реализации проекта.
3 этап
Реализация проекта :
организация работы;
проведение экологических акций.
участие в различных видах деятельности.
совместные мероприятия.
4 этап
Итоговый: Обобщение опыта, подведение итогов, установка причинно-следственных связей, определение результатов совместной практической деятельности.
Взаимодействие со специалистами:
Музыкальный досуг
Физкультурное развлечение
Пути реализации проекта :
• Наблюдения за насекомыми. Беседа на темы: «Мир насекомых». (Приложение 1)
Цель: выявить знания у дошкольников, их представления о насекомых, заинтересовать проблемой.
• Подборка литературы о насекомых: рассказы, сказки, стихи, пословицы, загадки, приметы, басни. (Приложение 2)
• Музыкальный досуг
Цель: воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.
• Рассматривание журналов, энциклопедий
Цель: познакомить детей с отличительными особенностями насекомых.
• Наблюдения за насекомыми (пчелами, муравьями) на прогулке
Цель: уточнить знания детей о среде обитания, способах передвижения, способах защиты насекомых.
• Логоритмические упражнения
• Пальчиковая гимнастика
• Мимическая гимнастика
• Дыхательная гимнастика (Приложение 3).
Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух
• Опытно-экспериментальная деятельность «Выделение муравьиной кислоты».
Цель: развивать познавательную активность
• Игра-драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Цель: закреплять знания детей о содержании сказки, развивать речь, актерские способности.
• Прослушивание музыкальных произведений
«Комаринская», П. Чайковский «Вальс цветов», Д. Жученко «Две гусеницы разговаривают», Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля»
• Инсценировка песни В. Иванникова «Пчел детей учила мать».
• Дидактические игры
«Соедини точки и увидишь, что получится», «Угости насекомое»
Просмотр мультфильмов по теме
«Стрекоза и муравей», «Пчелка Майя», «Под грибом», «Путешествие муравьишки»
• Викторина «Что мы знаем о насекомых» (Приложение 4)
Цель: закрепление знаний о насекомых
Чтение художественной литературы
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В. Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей».
Продуктивная деятельность
Объемная аппликация на тему: «Полосатая пчела»
Цель: Учить передавать характерные особенности пчел.
Рисование на тему: «Бабочка»
Цель: Учить рисовать бабочку, создавая ее из цветовых пятен, дорисовывая мелкие детали.
Приложение № 1
Тема: «Мир насекомых»
Несмотря на свои скромные размеры, насекомые остаются для нас удивительными, привлекательными и очень загадочными, да-да, ведь мы, люди, до сих пор очень мало знаем об этих существах.
Каждый день мы стараемся переделать кучу дел, нужно бежать в детский сад, школу, на работу. Порой мы опаздываем и нам некогда посмотреть вокруг, а ведь, каждое насекомое, неважно, приносит оно пользу или вред, по-своему уникально.
А знаете ли Вы, что пауки не являются насекомыми? Или, что божьи коровки, на самом деле хищники? Или что насекомые никогда не бывают «детьми»? А известно ли Вам, как общаются между собой муравьи и пчелы? Если нет, тогда предлагаю заняться изучением этих крохотных существ прямо сейчас.
Муха
Это, пожалуй, одно из самых надоедливых насекомых на планете Земля.
Если внимательно рассмотреть это существо, то первое, что мы заметим будут конечно же ее необычные глаза, благодаря которым муха имеет практически круговое зрение. Из-за хоботка насекомые питаются в основном жидкой пищей. Мухи чрезвычайно быстры, поэтому их непросто поймать в полете.
Откладывают яйца мухи повсеместно. Из них впоследствии вылупляются личинки, а затем появляется на свет уже взрослая особь.
Божья коровка
Эти насекомые очень нравятся и взрослым, и детям из-за своей яркой окраски.
А на самом деле эти маленькие насекомые приносят огромную пользу, ведь они поедают тлю, которая вредит растениям.
Врагов у них мало, так как в минуту опасности божья коровка выпрыскивает в воздух, плохо пахнущее молочко.
Приложение 2
Стихотворения о насекомых
Рано утром у пенька
Повстречались два жука.
Два известных хулигана,
Драчуна и грубияна.
Замер лес, замолкли птицы…
Ой, сейчас беда случится!
Слишком злющие жуки –
Им мириться «не с руки»!
Про таких, как говорится:
«Что им дома не сидится?»
Чай с вареньем пили бы,
Да баклуши били бы!
Так ведь нет, пришли сюда,
Значит, будет, как всегда:
Сломанные лапки,
Крылышки в заплатках.
А на брюшках гладеньких
Синяки да ссадинки…
В общем, лес решил, что скоро
У пенька назреет ссора.
Но жуки на самом деле
Драться вовсе не хотели –
На тропинке постояли,
Друг на друга пожужжали,
Наконец-то унялись
И, представьте, разошлись! Я. Сысоева
Загадки о насекомых
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
Я думал: ног не унесу,
Есть и у храбрости границы!
Сегодня встретилась в лесу
Мне помесь гуся и синицы.
(Гусеница)
Пословицы и поговорки о насекомых
• Слетелись как мухи на мед.
• Шуршат, как тараканы за печкой.
• Трудится, аки пчелка.
• Тащит в дом, как муравей.
• Одна пчела не много меду натаскает
• На всякий цветок пчелка садится, да не со всякого мед берет.
• На всякий цветок пчелка садится, да не со всякого мед берет.
Приметы
• Будет хорошая погода, если роем летают комары.
• Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе.
• Будет хорошая погода, если роем летают комары.
• Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе.
Приложение № 3
Пальчиковая гимнастика
Насекомые
Пчела
Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею - шмель-шмелёк
И веселый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожжужали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковёр)
Н. Нищева
Логоритмические упражнения
Дружные муравьи
От друзей муравьишка отстал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Опоздал он и очень устал,
Ай-ай-ай!
В муравейник скорей побежал, бег на месте.
Топ-топ-топ!
Но друзей он своих не догнал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Ну а солнце за лес уж зашло, присели.
Ох-ох-ох!
Стало страшно и очень темно, обхватили себя руками.
Ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли, берёмся за руки,раскачиваем их вверх – вниз.
Да-да-да!
Муравьишку домой принесли,
Да-да-да!
Мимическая гимнастика
Дети восхищаются красотой бабочки, испугались таракана, улыбнулись божьей коровке, удивились пчеле и т. д.
Дыхательная гимнастика
«Веселая пчелка»
Дети представляют, что превратились в трудолюбивую пчелу. Делаем глубокий вдох, на выдохе произносят долгое «з-з-з». затем представляют, что на нос села маленькая мошка, фокусируют взгляд на нос и направляют звук туда.
Заключение:
Благодаря проделанной целенаправленной работе, предполагаемые результаты были достигнуты. Педагоги совместно с родителями обогатили и обобщили опыт детей в сегменте экологического воспитания путем применения научных приемов и методов.
В период работы был собран обширный материал о насекомых, создана мультимедийная презентация.
Дошкольники обогатили словарь: если в начале проекта они знал 2 – 3 названия насекомых, то к концу – уже более десяти.
Благодаря экспериментальной деятельности дети развивали воображение, мышление. В ходе проекта у них сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.
Участники научились работать и передавать свои эмоции и чувства в рисунках и поделках.