Марина Ильева
Краткосрочный проект по изобразительной деятельности для детей старшей группы ДОУ «Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Гжель»
Тип проекта : познавательно - творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Проект будет реализован в течение 10 дней: с 10.11.16. г по 20.11.16. г
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Возраст детей : 5-6 лет.
Интеграция образовательных областей:
- Коммуникативно-личностное развитие
-Познавательно-речевое развитие
Публикация «Краткосрочный проект по изобразительной деятельности для детей старшей группы ДОУ „Гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
-Художественно-эстетическое развитие
-Физическое развитие
Актуальность. По мнению многих исследователей – корифеев педагогики – декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развить у них художественный вкус. В настоящее время, керамические изделия из Гжели перестали быть предметом дефицита. Практически в каждой семье можно увидеть посуду, изделия, сувениры - работу Гжельских мастеров. Кажется, бери, и учи детей воспринимать прекрасное, любуйся красотой.
Проблема.
На данный момент в ДОУ недостаточно уделено внимания и времени в непосредственно-образовательной деятельности вопросам по декоративному рисованию детей. Педагоги определили, анкетированием родителей, что и в семье практически не затрагивается тема приобщения детей к народному декоративному искусству. Поэтому была поставлена цель – расширить и углубить знания детей по декоративно-прикладному искусству (в частности по гжели). Задачи – изучить литературу, подобрать необходимый методический материал, создать условия для познания и экспериментирования с материалами, организовать выставку работ педагога и детей.
Цель:
Приобщение детей к народной культуре через самостоятельную творческую деятельность.
Задачи: 1. Познакомить детей посудой из гжели, и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества. 2. Сформировать навыки рисования ватными палочками. 3. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса. 4. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи гжельской посуды.
Планируемые результаты: На уровне педагога: создание предметно-развивающей среды в группе, оформление выставки гжельской посуды. На уровне детей : повышение интереса к декоративно-прикладному искусству, применение нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности. Обогащение словарного запаса детей. На уровне родителей: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития изобразительных умений детей. Помощь в оформлении выставки, в обогащении предметно-развивающей среды.
Методы реализации проекта : - метод наглядности - словесный (беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения). - практический, (обследование, самостоятельная деятельность при выполнении работы) - проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия) - сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе) - мотивационный (убеждение, поощрение). Нетрадиционные техники рисования: - рисование пальчиками - рисование ладошкой - рисование ватными палочками Этапы реализации проекта
Мероприятия Задачи Литература
Подготовительный этап
Изучение и анализ литературы, Интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Повысить компетентность педагога.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду часть1, часть 2. - М. : «Изд. «Скринторий 2003», 2007
К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М. : «Издательство Гном и Д», 2007.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты, занятия. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. : КАРО, 2014
Планирование на каждый день. Психолого-педагогическое сопровождение. Дошкольников по программе «Радуга» Вторая младшая группа. Январь –май. / авт. -сост. Н. А. Мурченко, Ю. П. Поминова. - Волгоград-Учитель 2015
Необыкновенное рисование Н. Г. Анцифирова, Дошкольная педагогика/сентябрь/2011, стр 39
Развитие игровой деятельности детей 2-8 лет : метод. пособие для воспитателей/ О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва. – М. Просвещение, 2015
Художественное творчество детей 2-8 лет : метод. пособие для воспитателей / Т. Н. Доронова. –М. : Просвещение, 2015, стр 27
Познавательное развитие детей 2-8 лет : мир человека: метод пособие для воспитателей/Т. И. Гризлик. – М. : Просвещение 2015
Первые поделки вашего малыша /Светлана Кантор. –М. : Айрис-пресс, 2013
Наглядно-методическое пособие «Сказочная Гжель» мозаика синтез, 2015
Ю. Г. Дорожин, «Рабочая тетрадь по основам народного искусства»
Ю. А. Межуева.
-альбомы для аппликаций «Вырежи и наклей», «Гжель».
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Комплексно-тематическое планирование по программе «Радуга» / и др. Волгоград: Учитель, 2013.
Консультация для родителей:
- «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей».
Наглядная пропаганда:
- папка-передвижка «Голубая Гжель» Познакомить родителей с решением задачи художественно- эстетического развития через знакомство детей с изделиями народного промысла Познакомить родителей с основами рисования нетрадиционными способами Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Пособия для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб. : КАРО, 2014
1 Знакомство с посудой. Рассматривание рисунка на посуде 2. Выставка изделий гжельской керамики, иллюстраций, альбомов, открыток: «Гжельский фарфор», «Гжель».
3. Беседа «Почему Гжель называют сине-голубой?»
Рассматривание элементов гжельской росписи.
4. Художественное слово о Гжели.
Сказка "Небесная лазурь Гжели", М. Боброва.
Стихи "Сине - белая посуда" С. Вахрушева.
"Взял мастер в руки кисть" Н. Савченко.
"Незатейливый узор"
Н. Радченко. Закрепить представление детей о посуде, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к изделиям Гжельской керамики
Познавательное развитие детей 2-8 лет : мир человека: метод пособие для воспитателей/Т. И. Гризлик. – М. : Просвещение 2015
Наглядно-методическое пособие «Сказочная Гжель» мозаика синтез, 2015
Дидактические игры «Найди лишнее», «Разрезные картинки «Собери посуду»». Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. Катаева А. А., Стребелева Е. А. / Дидактические игры для детей / Катаева А. А. - М., 2003.– 191 с.
Пальчиковая гимнастика Развивать мелкую моторику рук https://sibmama.ru/palchiki.htm
Физкультурные паузы Двигательная активность https://raguda.ru/sk/fizminutki-dlja-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
Просмотр видеофильма «Глиняное чудо».
Познавательное развитие ребёнка https://www.youtube.com/
watch?v=ErxBcxLCBK0
Основной этап
Непосредственно образовательная деятельность ««Укрась чашку синей краской»».
Продолжать учить детей рисовать кистью. Развивать чувство композиции и ритма.
Художественное творчество детей 2-8 лет : метод. пособие для воспитателей / Т. Н. Доронова. –М. : Просвещение, 2015, стр 27
Непосредственно образовательная деятельность «Чайник».
Продолжать учить рисовать орнамент Гжели, используя кисть и акварель. Первые поделки вашего малыша /Светлана Кантор. –М. :Айрис-пресс, 2013
Завершающий этап
Организация выставки «Синева из Гжели».
Развивать интерес к декоративно прикладному искусству, испытовать радость от результатов своего труда Наглядно-методическое пособие «Сказочная Гжель» мозаика синтез, 2015
Ю. Г. Дорожин, «Рабочая тетрадь по основам народного искусства» Ю. А. Межуева.
-альбомы для аппликаций «Вырежи и наклей», «Гжель».
Сюжетно – ролевая игра «Праздничное чаепитие» Помочь вступить во взаимодействие со сверстниками и взрослым, социальное развитие ребенка Развитие игровой деятельности детей 2-8 лет : метод. пособие для воспитателей/ О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва. – М. Просвещение, 2015
Анализ проделанной работы
Результаты мониторинга, проводимые мной в конце проекта, показали, что вся работа над проектом дала положительные результаты. Дети приобрели опыт эстетического восприятия: они стали узнавать работы Гжельских мастеров, творчески рассматривать посуду, находить разные оттенки, Увеличился объем знаний, возросла познавательная активность детей.
Работа над проектом повысила интерес у детей к и нетрадиционной технике рисования, тем самым расширила творческие возможности детей.
Работа над проектом способствовало социально – коммуникативному развитию. Детям было интересно играть, используя свои работы в сюжетно-ролевой игре «Праздничное чаепитие», им не хотелось уходить домой.
С огромным удовольствием родители принимали участие в создании выставки.
Выводы
В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес к работам гжельских мастеров : они усвоили цвета данной росписи, и научились составлять узоры на различных формах.
Ребята научились воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой. Я считаю, что данный проект был интересен детям.
В перспективе я планирую использовать данные наработки для последующего создания проектов, используя другие техники рисования.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что знакомство детей с предметами народного промысла «Гжель» оказывает благотворное влияние на развитие детского творчества. Знакомясь с работой народных мастеров по гжели, ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свои чувства, эмоции. Нетрадиционный подход, который мы использовали, дает толчок развитию детского интеллекта, двигает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Таким образом, изделия народного промысла «Гжель» стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей в области декоративного рисования.
Список литературы:
1. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. М., 2004.
2. Гризлик Т. И. Познавательное развитие детей 2-8 лет : мир человека: метод пособие для воспитателей/. – М. : Просвещение 2015
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду часть1, часть 2. - М. : «Изд. «Скринторий 2003», 2007
4. Доронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-8 лет : метод. пособие для воспитателей /. –М. : Просвещение, 2015, стр 27
5.. Кантор Светлана Первые поделки вашего малыша /. –М. : Айрис-пресс, 2013
6. Карабанова О. А., Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва Развитие игровой деятельности детей 2-8 лет : метод. пособие для воспитателей/. – М. Просвещение, 2015
7. Катаева А. А., Стребелева Е. А. / Дидактические игры для детей / Катаева А. А. - М., 2003.– 191 с.
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
8. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
9. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина, 1995.
10. Мурченко Н. А., Поминова Ю. П. Планирование на каждый день. Психолого-педагогическое сопровождение. Дошкольников по программе «Радуга» Вторая младшая группа. Январь –май. / авт. -сост--- Волгоград-Учитель 2015
11. Наглядно-методическое пособие «Сказочная Гжель» мозаика синтез, 2015
Необыкновенное рисование Н. Г. Анцифирова, Дошкольная педагогика/сентябрь/2011, стр 39
12. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Пособия для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб: КАРО, 2014
13. Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики для дошкольников», изд. Детство – Пресс, 2007 г.
14. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д, 2001.
15. Утробина. К. К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М. : «Издательство Гном и Д», 2007.
16. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
Электронные ресурсы:
3. Рисовать могут все (Ю. Г. Дорожин, «Рабочая тетрадь по основам народного искусства», Ю. А. Межуева. Альбомы для аппликаций «Вырежи и наклей», «Гжель»).
4. Видео https://www.youtube.com/watch?v=ErxBcxLCBK0
5. Физминутки -
6. Сказка «Небесное голубое чудо».
7. Стихи для пальчиковой гимнастики. https://sibmama.ru/palchiki.htm