Виктория Каргина
Краткосрочный проект «Перелетные и зимующие птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: в процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми нами было выявлено, что дети недостаточно знают о птицах родного края, путают перелетных и зимующих птиц, у многих детей не сформировано чувство заботы о птицах.
Тема проекта: "Перелетные и зимующие птицы" выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, приносят пользу людям и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о перелетных и зимующих птицах, их повадках и бразе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Формировать представление о жизни зимующих и перелетных птицах можно с помощью разных видах деятельности, но предпочтительно организовывать эту работу с помощью педагогической технологии «Метод проектов». Данная технология является актуальной, так как позволяет детям принять участие в разные виды деятельности по реализации проекта, как бы «прожить» одну тему комплексно. Также «Метод проектов» позволяет включить родителей в активную деятельность, сделать их участниками образовательного проекта.
Актуальность: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель проекта: создать условия для формирования расширения представлений об особенностях жизни перелётных и зимующих птиц.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах родного края.
• Учить узнавать птиц по внешнему виду и называть их.
• Учить анализировать влияние смены времени года на жизнь птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
• Расширять знания о правильной подкормке птиц в зимний период.
• Дать представление о значении птиц для окружающей природы.
Развивающие:
• Развивать познавательно – исследовательскую деятельность.
• Развивать познавательную активность.
• Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.
• Развивать и обогащать словарный запас по теме проекта.
• Развивать детское творчество через продуктивную деятельность.
Воспитательные:
желание заботиться о птицах в зимний период.
Новизна: комплексный Прививать любовь и бережное отношение к пернатым.
Формировать подход к теме проекта вызовет интерес у детей к различным видам деятельности, что в свою очередь способствует развитию речи, умению работать самостоятельно и в коллективе.
Вид проекта: групповой, познавательно - информационный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Продолжительность: краткосрочный
Срок реализации проекта: декабрь 2 недели 2024г.
Ожидаемые результаты проекта:
В процессе проекта у детей сформируется позитивное отношение к живой природе и в частности к птицам.
Классифицируют птиц на перелетных и зимующих.
Дети самостоятельно составляют небольшие рассказы о птицах.
Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой)
Материалы и оборудование:
Иллюстрации перелетных и зимующих птиц, аудиозапись голосов и пения птиц, слайды, видеофильмы, книги и энциклопедии.
Принципы реализации проекта:
Принцип учета возрастных особенностей;
Принцип научности;
Принцип доступности изучаемого материала;
Принцип интегративности.
Методы и приемы:
НОД, ООД;
Игры (дидактические, подвижные).
Чтение художественной литературы.
Целевые прогулки.
Трудовая деятельность.
Наблюдения.
Беседы.
Рассматривание иллюстраций.
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный (разработка проекта)
- определение проблемы и актуальности проекта;
- постановка цели и задач;
- определение технологий, форм и методов работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
2 этап: практический (реализация проекта)
Образовательная область Вид деятельности Форма организации
Физическое развитие Двигательная 1. Подвижные игры:
«Коршун и наседка»
«Перелет птиц»
«Цапля на болоте»
«Лиса и куры»
«Совушка»
«Птички и кошка» "Гуси- лебеди", "Птички в гнездышках", "Воробьи и ястреб".
Физкультминутки:
«Перелетные птицы «,
«Скачет шустрая синица»,
«Птицы»,»Снегири».
1. Дыхательная гимнастика: «Журавли», «Птички полетели», «Кукушка», «Дятел»
2. Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка», «Птичья кормушка», «Сел на ветку снегирек»
Социально-коммуникативное развитие Игровая 1. Дидактические игры : "Чей след?", "Кто как поет?", "Узнай по описанию", "Четвертый лишний", "Кого не стало", "Кто лишний", "Чей хвост?", "Кому какой корм?", "Перелетные и зимующие птицы", "Назови ласково". 2. Игра-загадка «Я расскажу о ком-то, а ты отгадай»
Самообслуживание и элементарный бытовой труд «Покорми птиц»
Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность 1. Рисование «Синичка» https://nsportal.ru/kargina-viktoriya
2. Аппликация. «Снегири на ветке»
https://nsportal.ru/kargina-viktoriya
3. Лепка с помощью природного материала «Птичка». https://nsportal.ru/kargina-viktoriya
Музыкально-художественная Слушание «Пение птиц», «Птичьи голоса»
Восприятие художественной литературы и фольклора 1. Отгадывание загадок, чтение художественной литературы– по теме проекта
Конструирование конструирование «Птичка», «Кормушка для птиц»
Познавательное развитие Познавательно – исследовательская 1. НОД «Перелетные и зимующие птицы»
2."Покормите птиц зимой!"
3. Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных и зимующих птиц.
4. Просмотр презентаций «Перелетные и зимующие птицы»
Речевое развитие Коммуникативная Беседы:
«Птицы родного края»
«Зимующие, перелетные птицы»
«Птицы наши друзья»
«Что ты знаешь о птицах»
«Чем питаются птицы зимой?»
«Пернатые помощники»
Словесные игры:
Игровое упражнение "Назови ласково"
на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воробей – воробушек,
скворец – скворушка,
соловей - соловушка,
журавль - журавушка.
Разучивание стихотворений: Н. Рубцов "Воробей", А. Барто " Свиристели", А. Прокофьев "Снегири", А. Яшин "Покормите птиц зимой!";
Работа с родителями:
Познакомить родителей с темой проекта Привлечь родителей:
к совместной работе с детьми и воспитателем.
Конкурс «к изготовлению кормушек для зимующих птиц (повесить во дворе детского сада)
Изготовление угощений для птиц
Закрепить знания детей о птицах Совместно с детьми найти зимующих и перелетных птиц в журналах, интернет ресурсах.
Пропагандировать родителей к заботливому отношению к птицам Консультации в информационный уголок:
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». https://28176.maam.ru/upload/maps/news682070/konsultacija-kak-i-ischego-mozhno-sdelat-kormushku_7e5i4.docx
3 этап: заключительный (обобщающий)
Результат проекта:
1) Выставки детских работ.
2). Изготовление кормушек для птиц.
3) изготовление родителями угощения для птиц
Вывод:
Знания детей о птицах расширились. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих, умеют их классифицировать.
На протяжении реализации проекта «Зимующие и перелетные птицы» у детей сформировался активный словарь по данной теме. Дошкольники умеют описывать и рассказывать о внешнем виде птиц, их повадках, места обитания. Пользуются грамматически правильной речью.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки, культура межличностного общения. Дошкольники стремились поделиться полученной информации.
Литература:
1. Беме Р. Л., Динец В. Л., Флинт В. Е., Черенков А. Е. Птицы. Энциклопедия природы России. М. : ABF, 1998. С. 126.
2. Зверева-Адреевская Е. Г., Монтазери О. Н., Игошина М. А., «Окружающий мир»: «ЮВЕНТА», 2006г.
3. Киреева Л. Г., Бережнова С. В. «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград 2008г.
4. Чернякова В. Н. «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г.
6. Фесюкова Л. Б., Григорьева О. О. «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.
7. "Энциклопедия для детей", изд. "Аванта+", Москва, 2010 г.