Екатерина Дубровина
Краткосрочный проект «Не смотрите с высока на простого червяка»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж
Не смотрите свысока на простого червяка
Экологический проект
Специальность 44.02.01. Дошкольное образование
Исполнитель:
Дубровина Е. В.,
студентка группы №301
Преподаватель:
Ванюкова Т. В
Екатеринбург 2017 г
Паспорт проекта
Автор проекта : Дубровина Екатерина Владимировна
Публикация «Краткосрочный проект „Не смотрите с высока на простого червяка“» размещена в разделах
Вид проекта : краткосрочный- исследовательский.
Краткосрочный проект : «Не смотрите свысока на простого червяка.»
Срок реализации: 1 неделя
Участники проекта :
Воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Дата проведения итогового мероприятия: лето 2017года
Целевая аудитория: дети 5-6 лет
Актуальность проблемы:
Во время прогулки детей летом, после дождя, большой интерес и массу противоречий вызвали дождевые черви.
Цель:
• Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе;
• Выяснить, какова роль дождевых червей в природе;
• Какую пользу они приносят окружающей среде;
• Как человек использует их в своих интересах.
Задачи:
• Знакомить детей с особенностями строения дождевого червя, способом его передвижения и питания;
• Продолжать развивать познавательный интерес к миру живой природы;
• Раскрыть роль дождевого червя в формировании почвы;
• Стимулировать познавательную активность детей;
• Воспитывать интерес и любовь к природе;
• Развивать творческие способности и коммуникативные навыки;
• Повышать степень участия родителей в формировании экологической культуры детей.
Ожидаемый результат
• - знание особенностей строения дождевого червя, способом его передвижения и питания;
• - знание о роли дождевого червя в формировании почвы;
• - повышение интереса к миру природы.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
• Узнать как можно больше о дождевом червяке с помощью взрослых, из наблюдений, опытов и экспериментов;
• Организовать службу спасения дождевых червей после дождя;
• Обустроить компостную яму, где будут жить червяки;
• Разработать знаки, предупреждающие о том, что нельзя наступать на дождевых червей, надо перенести червей в безопасное место;
• О результатах рассказать взрослым и малышам;
• Подбор детской художественной литературы для чтения;
• Подбор презентация для просмотра;
• Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Основной
• Проведение с детьми бесед
• Проведение дидактических игр
• Чтение художественной литературы детям
• Рассматривание картин, рисование рисунков, просмотр видеофильмов и презентаций
• Слушание музыки
• Рисование рисунков
• Проведение подвижных игр
• Конструирование червяка
Работа с родителями:
• Ознакомление родителей с целями и задачами проекта – объявление.
• Оформление папки – передвижки по теме.
• Совместная экскурсия с родителями к ближайшему водоему.
• Выполнение домашнего задания, родителями, вместе с детьми (изготовление запрещающих знаков).
• Приготовление совместных презентаций с детьми по данной теме.
3 этап - заключительный,
На заключительном этапе проекта, дети пригласили детей из младшей группы и родителей и рассказали о своей деятельности.
Узнавая новое,размышляя над тем,что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему, решают самые различные познавательные задачи, помогают друг другу. У детей формируется подлинная активность и самостоятельность. Участие воспитателей и родителей в создании и реализации проектов улучшает микроклимат в детском саду, повышает их компетентность в области воспитания дошкольника.
Используемая литература:
«Как очаровать червя?» (Е. В. Марудова – экспериментирование стр. 37)
«Чем нюхает червяк?» (Е. В. Марудова – экспериментирование стр. 105)
«Любят ли дождевые черви яблоки?»
- наблюдение за дождевыми червями
Чтение художественной литературы
- чтение сказок и рассказов «Сказка про червяков» Т. Н. Мизина
«Большое чудо» Н. Павлова
«Куча - домик»
«Дождевой червяк»
«Почему плакал дождевой червяк»
- стих-я «Мне попался дождевой червячок под ноги…» Ю. Богодист
«Немного о дождевых червяках» А. Кропотин
«Дождевой червячок»
- рассматривание иллюстраций, Художественное творчество - рисование рисунков «дождевые червячки»
Социализация - беседы «Как живёт червяк»
«Удивительный мир подземных пахарей»
,детско-родительские презентации о дождевых червях
Системная «Паутинка» по проекту космос.
Изобразительная.
- рисование рисунков «дождевые червячки»
Игровая
П/И –Земляные червячки
Коммуникативная.
- беседы «Как живёт червяк»
«Удивительный мир подземных пахарей»
- просмотр видеофильмов, презентаций о дождевых червях
Музыкальная.
-Звуки разных насекомых
Тема
«Не смотрите свысока на простого
червяка»
Двигательная.
- Д/И –Толстый, тонкий
-Гимнастика после сна «Мы сегодня червячки»
Восприятие худож. литер. и фольклора.
- чтение сказок и рассказов «Сказка про червяков» Т. Н. Мизина
«Большое чудо» Н. Павлова
«Куча - домик»
«Дождевой червяк»
«Почему плакал дождевой червяк»
- стих-я «Мне попался дождевой червячок под ноги…» Ю. Богодист
«Немного о дождевых червяках» А. Кропотин
«Дождевой червячок»
- рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий
Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
-трудовые поручения к подготовке к занятиям
-совместно с воспитателем учить детей рыхлить почву в цветнике. Познавательно иследов. деятельн.
- проведение опытов, экспериментов
«Как очаровать червя?» (Е. В. Марудова – экспериментирование стр. 37)
«Чем нюхает червяк?» (Е. В. Марудова – экспериментирование стр. 105)
«Любят ли дождевые черви яблоки?»
- наблюдение за дождевыми червями
Конструирование
-Конструирование червяка
Приложение
Сначала мы сказали детям, будто бы к ним в гости хочет прийти дождевой червяк, но боится людей, потому что многие люди после дождя неосторожно ходят по асфальтовым дорожкам и могут на него наступить. Дождевой червяк прислал нам письмо.
Письмо дождевого червя
Здравствуйте!
Я бы очень хотел сказать: «Здравствуйте, дорогие друзья!», но боюсь, вам это не понравится: ведь не всем хочется дружить с обыкновенным подземным червяком! А мне очень хочется найти друзей. Смею вас заверить: мы, дождевые черви, заслуживаем если не любви, то глубокого уважения за свой неустанный труд. Мы помогаем вам, людям, вырастить урожай, рыхлим почву, съедаем старые листья.
Некоторые говорят, что им не нравится наш внешний вид: «Скользкий, как червяк»; «Извивается, как червяк». А что тут плохого? Мы скользкие и длинные, потому что это помогает нам ползать под землей. Не можем же мы летать! Если бы мы не извивались, мы не смогли бы ползать.
Дорогие дети! Если вы хотите со мной дружить, то я приду к вам в гости.
С уважением, подземный житель — дождевой червяк.
Мы спросили детей, хотят ли они дружить с дождевым червяком. Дети обрадовались: «Да!» Для того чтобы с червяком подружиться, необходимо как можно больше узнать о нем.
Дети создали группу исследователей, изучающих дождевых червей, и наметили с помощью взрослых план работы группы:
1) узнать как можно больше сведений о дождевом черве : расспросить взрослых о дождевых червях, найти материал в энциклопедиях, спросить в библиотеке, есть ли какие-нибудь стихи, сказки и пословицы о червях; понаблюдать за живыми дождевыми червями;
2) организовать службу спасения дождевых червяков после дождя;
3) обустроить компостную яму, где могли бы жить дождевые черви, и приносить им «лакомства»;
4) результатами своих исследований поделиться с взрослыми и малышами.
На следующей встрече дети сообщили много интересных сведений о жизни дождевых червей, об их внешнем виде, особенностях строения, питании и даже размножении. Мы решили, что сведений очень много: надо их как-то зафиксировать. У детей уже имелся опыт оформления результатов своих исследований, и они решили составить альбом о дождевых червях и украсить его своими рисунками.
Вместе дети отобрали сведения, которые решили поместить в альбом. К следующему заседанию в группе дети вместе с воспитателями и родителями оформили альбом «Мои друзья — подземные жители дождевые черви».
В дождливую осеннюю погоду дети собирали дождевых червей с асфальтовых дорожек и «поселяли» их в компостную яму, куда в дальнейшем приносили любимые червями лакомства : лук, капустные листья, картофель, морковь.
Поздней осенью в экологической лаборатории поселили несколько дождевых червей. Дети наблюдали, как они перемешивают различные слои земли и перерабатывают сухие листья. Наши малыши собственными глазами увидели, как дождевые черви создают почву, плодородную землю.
Во время наблюдений дети внимательно рассмотрели дождевого червя : как он выглядит, как передвигается, что есть у него на тельце. Несложные и безболезненные для червя эксперименты помогли убедиться в правильности сведений, полученных из различных источников.
Можно:
• положить червя на бумагу и понаблюдать, как он движется: вот медленно вытягивается вперед головной конец. К нему подтягивается середина, а задний конец пока неподвижен. Он служит упором, расслабляется, а затем подтягивается. Так червь продвигается вперед;
• положить червя на мокрое стекло : здесь он никак не может продвинуться вперед. В чем дело?
Для того чтобы это выяснить, нужно переложить червя на бумагу с тонким слоем песка или осторожно погладить его от головного конца к заднему, а потом наоборот. Дети почувствуют, что тельце покажется сначала гладким, а затем слегка шероховатым. На самом деле по телу проходят щетинки. Получается, что дети гладили червя сначала «по шерстке», а потом «против шерстки». Так обнаруживается приспособление, с помощью которого дождевые черви передвигаются, проникают вглубь земли. Подтвердить предположение поможет след, который оставляет после себя дождевой червь на тонком слое мокрого песка, и рассматривание дождевого червя под увеличительным стеклом.
А такой опыт позволит детям выяснить, почему дождевые черви выползают из своих норок в дождливую погоду. Для этого необходимо налить воду в стакан с камешками, пока их не скроет вода. Дети решают проблему: откуда берутся пузырьки воздуха и почему они потом перестают появляться?
Во время наблюдений дети выбирали имя для «своего» дождевого червя, рисовали ему рисунки, сочиняли о нем сказки, рассказы, загадки, стихотворения, пословицы, поговорки, записывали их в альбом, который затем показали своим друзьям, взрослым, малышам.
Во время заключительного этапа проекта дети рассказали о полученных знаниях малышам и взрослым, которые, в свою очередь, поздравили детей с окончанием работы над проектом, задали вопросы о дальнейших планах.