Дарья Николаевна Яцышена
Краткосрочный проект для дошкольников «Мы заботимся»
Краткосрочный проект на тему «Мы заботимся».
Подготовили воспитатели:
Яцышена Дарья Николаевна
Петросян Люсине Нориковна
Участники проекта : дети группы, воспитатели, родители.
Вид проекта : Информационно - исследовательский, групповой, краткосрочный, творческий, интегрированный.
Срок реализации проекта : с 10.10.2022 -14.14.2022
Проблема проекта : осознание детьми значения птиц в природе.
Публикация «Краткосрочный проект для дошкольников „Мы заботимся“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Актуальность проекта : дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние дети интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека, профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. Очень хочется, чтобы дети были способны уже с дошкольного возраста осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и уметь жить в относительной гармонии с природой.
Оснащение: развивающая среда группы, материал для изготовления кормушки.
Предполагаемый результат: Дети смогут использовать полученные знания в беседах со взрослыми, с другими детьми, делиться результатами наблюдений, участвовать в конкурсах рисунков, поделок, литературных конкурсах. Будет сформировано на этой основе нравственное и личностное отношения к окружающей действительности, бережного отношения к птицам. Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста.
Пополнится развивающая среда материалом о птицах. Повысится профессиональный уровень. Укрепится нравственное и личностное отношения к окружающей действительности, бережного отношения к птицам дошкольников. Укрепятся детско-родительские отношения.
Повысится педагогическая культура общения. Сформируется диалогическое взаимодействие взрослого и воспитанника. Повысится эффективность обучения и воспитания детей путем организации совместной деятельности. Раскрытие творческого потенциала семьи. Расширение коммуникативной сферы и практического совместного опыта ребёнка и родителей.
Цель: Формировать знания детей об особенностях жизни птиц.
Задачи
Познавательное развитие: Знакомить детей с жизнью птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания. Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.
Речевое развитие: Активировать в речи названия птиц и птенцов. Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову. Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем. Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах; запоминать небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.
Социально-коммуникативное развитие: Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности. Развивать ролевое взаимодействие.
Художественно-эстетическое развитие: Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц. Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
Физическое развитие: Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.
Список литературы: Материалы журнала «Воспитатель ДОУ» №10/2008, с53; Материалы журнала «Воспитатель ДОУ» №7/2013, с24; Материалы журнала «Музыкальный руководитель» «1/2009, с 46; Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). Интернет-ресурсы / https://nsportal.ru/ .
Этапы реализации проекта :
1. Организационный этап
- Рассматривание художественной литературы по данной теме. Наблюдение за птицами во дворе своего дома, на улицах города, на прогулочной площадке. Изготовление атрибутов для игр.
- Составление конспектов НОД познание, конструирование, рисование, лепка. Подбор дидактических игр. Составление конспекта прогулки. Определение проблемы. Постановка и определение целей и задач проекта. Подбор детской и научной литературы, презентаций, иллюстраций. Подбор пословиц и поговорок о птицах. Создание развивающей среды в группе. Оформление выставки продуктивной деятельности.
- Подбор информации для родительского уголка. Обсуждение с воспитателем и выбор наиболее эффективных и приемлемых методов для реализации проекта. Ознакомление с информацией в родителей.
2. Основной этап, планирование проекта
- Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной и научной литературы о птицах. Разучивание подвижных игр. Разучивание потешек, закличек о птицах. НОД Ознакомление с окружающим «Птицы». Составление описательного рассказа с использованием плана-схемы. Рисование «Раскрасим кормушку для птиц». Лепка «Птички-невелички».
- Рассматривание иллюстраций о птицах. Словесная игра: «Сравни птиц». Словесная игра «4-й лишний». Игра «Построй по образцу». Составление рассказов на тему: «Один день из жизни маленькой птички». Разучивание подвижных и дидактических игр. Чтение стихотворений о птицах. Чтение рассказов: В. Бианки «Подкидыш» Издательство «Стрекоза – Пресс», 2001. В. Бианки «Чей нос лучше?» Издательство «Малыш», 1984. М. Горький «Воробьишко» Смоленск: Русич, 2000.
- Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике: «Путаница», «Чей домик?», «Сравни птиц», «4-й лишний», «Узнай птицу по описанию», «Чего не хватает?». Проведение цикла занятий: «Птицы». Беседы: «Перелетные и зимующие птицы», «Сходство и отличительные особенности, среда обитания». Конструирование «Домик для птиц», «Кормушка для птиц».
- Разучивание с детьми потешек, закличек о птицах, стихотворения, подвижных и дидактических игр. Чтение рассказов,загадок о птицах. Пополнение развивающей среды новым наглядным и дидактическим материалом о птицах. Фотоотчёт о проведенном мероприятии.
- Подготовка заготовок кормушки, сборка их с участием детей и вывешивание на дерево.
Предварительная работа:
Чтение произведения о природе «Чей нос лучше?», «Воробьишко». Загадывание загадок, наблюдения на прогулках за изменениями в природе, за птицами. Демонстрационный материал: Иллюстрации 4 времён года, цветные карточки перелётных и зимующих птиц, аудиозапись со звуками птиц, мяч.
Продукт проекта : изготовление кормушки с участием детей, вывешивание на дерево группового участка.
Понедельник 10.10.2022
1. Наблюдение за птицами на участке.
2. Рассказывание на тему: «Птицы».
3. Чтение В. Бианки «Подкидыш»
4. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
5. Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»
6. Словесная игра с мячом «Подскажи словечко»
7. Сюжетно-ролевая игра «Птичка заболела»
8. Беседа «Сходство и отличительные особенности среды обитания»
Вторник 11.10.2022
1. Составление описательного рассказа с использованием плана-схемы
2. Физминутка.
В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, летит, кричит.
Совушка-сова, большая голова
На суку сидит, головой вертит
Во все стороны глядит, да вдруг, как полетит.
3. Дидактическая игра: «У кого кто?» с мячом.
(у совы-совята, у кукушки - кукушата, у скворца-скворчата, у галки-галчата, у вороны-воронята, у сороки-сорочата, у журавля-журавлята, у совы-совята и т. д.)
4. Загадки о птицах
Черный, проворный, друг лесов и полей, обожает червей, (грач)
Что за весенняя черная птица,
Трактору чуть ли на нос садится?
Кто за плугом носится вскачь (грач)
Гнездо свое он в поле вьет
Где тянуться растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья. (жаворонок)
Я выступаю перед вами
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня… (скворец)
Эта птица никогда не строит для себя жилья.
Соседкам яйца оставляет,
А о птенцах не вспоминает… (кукушка)
Прилетает к нам с теплом,
Пусть проделав длинный путь
Лепит домик под окном из песка и глины… (ласточка)
5. Рассматривание иллюстраций о птицах
6. Подвижная игра «Совушка»
7. Конструирование из лего «Домик для птиц».
Среда 12.10.2022
1. Беседа о пользе птиц
2. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию»
3. Составление описательного рассказа «Один день из жизни маленькой птички»
4. Пальчиковая игра «Птички зернышки клюют»
5. Чтение закличек, потешек о птицах
6. Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»
7. Рассматривание иллюстраций о птицах
Четверг 13.10.2022
1. Беседа «Перелетные и зимующие птицы»
2. Дидактическая игра «Путаница»
3. Словесная игра «Скажи ласково»
4. Лепка «Птички – невелички»
5. Подвижная игра «Птички и кошки»
6. Сюжетно – ролевая игра «Фермер, ухаживает за птицами»
7. Чтение и заучивание стихотворения
Лист желтеет тополиный, улетают птицы клином
След теряется в дали, до свидания, журавли.
Пятница 14.10.2022
1. Словесная игра «Прилетели птицы»
2. Дидактическая игра «Сравни птиц»
3. Подвижная игра «Птички в гнездышках»
4. Словесная игра «У кого, кто?»
5. Рисование «Раскрашивание деталей кормушки»
6. Конструирование «Кормушка для птиц»
7. Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника» (сюжет здоровье птиц мы - бережем)