Гасанова Руслана
Краткосрочный проект «Дружные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 общеразвивающего вида» г. Сургут
Краткосрочный проект в группе «Карусель», по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений
«Дружные пальчики»
Воспитатель: Гасанова. Р. Т.
г. Сургут
Актуальность проекта
Публикация «Краткосрочный проект „Дружные пальчики“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования. Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, внимание может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Кисть руки имеет самое большое «Представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза» имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Цель: провести для родителей мастер класс. Учить родителей проводить с детьми речевые пальчиковые игры.
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр. Сформировать у родителей знания о значении мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста
Задачи: подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;
Для детей: Активизация речи детей, развитие пальцевой моторики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Для родителей: Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
Предполагаемый результат: дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Средства достижения поставленных задач: применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;
информационные листы для родителей;
разучивание стихов, потешек;
использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук;
Пение песенок с движениями пальцев на музыкальных занятиях.
Этапы проекта :
Подготовительный:
Изучение литературы по теме:
· Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
· Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
· Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»
· Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»
· Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»
• Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Основной этап
Реализация проекта в соответствие с планом.
Заключительный этап
Анализ проведенной работы
Пальчиковая гимнастика
Проводится как часть занятия, используется как физкультминутка на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке.
Работа с родителями с целью развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста
Основной этап:
Мероприятие
Участники
Примечание
Консультация для родителей на тему «Влияние мелкой моторики на речь детей»
Воспитатели, родители
Приложение 1
Консультация для родителей «Играем пальчиками»
Воспитатели, родители
Приложение 2
Дидактическая игра «Надень колечки»
Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать Знакомить с цветом.
Воспитатели, дети
Приложение 3
Игры с разрезными картинками – предложить сложить ребенку картинку (овощ, фрукт, растение, предмет, игрушку и т. д.).
Воспитатели, дети
Рисование на манке «Узоры»
Воспитатели, дети
Приложение 4
Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «У оленя дом большой.
Воспитатели, дети
Сказка на ладошках «Теремок»
Воспитатели, дети
Самомассаж с карандашом
Воспитатели, дети
Приложение 5
Заключительный этап:
Мероприятие
Участники
Примечание
Фотовыставка «Маленькие чистюли»
Воспитатели, дети
Стенгазета
Оценка результатов и отчетность
Виды игр для развития мелкой моторики.
Мелкую моторику рук развивают:
различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;
рисование карандашом (пальчиками, кистью и т. д.);
застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторную
Неделя
1. Дидактическая игра «Надень колечки»
Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать Знакомить с цветом.
2. Сказка на ладошках «Теремок»
3. Дидактическая игра «Цветные вкладыши»
Цель: Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом и величиной.
4. Самомассаж с карандашом. Рисование пальчиком. «Игрушки для елочки»
5. Пальчиковая игра с элементами самомассажа «Ежик».
6. Игры с разрезными картинками – предложить сложить ребенку картинку (овощ, фрукт, растение, предмет, игрушку и т. д.).
7. Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «У оленя дом большой.
8. Рисование на манке «Узоры»
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
-Маму, дочка, слушайся.
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катенька, ноженькой.
Как растаял месяц - золотые рожки
Как у нашей Тани солнышко в окошке,
Яркие у солнышка лучики горят,
Русые у Танюшки косыньки весят.
Сидит белка на тележке,
Продает орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси - в гусли,
Утки - в дудки,
Овцы - в донцы,
Тараканы - в барабаны.
Ваня, Ваня - простота
Купил лошадь без хвоста
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Сергей приди, и Матвей приди.
А Никитушка - ну, пожалуйста!
Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин, и Степану блин,
И Сергею блин, и Матвею блин,
А Никитушке - мягкий пряничек.
Заключение
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает мозг ребёнка.
О том, как важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребёнка, педагоги и психологи говорят уже давно. Все они сходятся во мнениях, что развитию интеллекта и речи малыша, подготовке к обучению в школе, а также положительному воздействию на весь организм ребёнка в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Список литературы
1. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
2. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
3. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»
4. Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»
5. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»
6. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Виды пальчиковых игр :
-Пальчиковые игры с предметами.
-Игры со стихотворным сопровождением.
-Игры-манипуляции.
-Пальчиковые игры с элементами самомассажа.
-Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Игра с музыкальным сопровождением
«У оленя дом большой» У оленя дом большой, Он глядит в свое окно. Зайка по лесу бежит, В дверь к нему стучит: «Тук, тук, дверь открой Там в лесу охотник злой» «Зайка, зайка, забегай, Лапу мне давай»
Пальчиковая игра с элементами самомассажа.
Катится колючий ёжик Нет ни головы, ни ножек. Мне по пальчикам бежит И пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда Мне щекотно Да-да-да! Уходи, колючий ёж, В темный лес, где ты живешь!
Самомассаж с карандашом
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.
Рисование пальчиком
Сказка на ладошках «Теремок»
Игра со стихотворным сопровождением «Ёжик»
Вот иголки и булавки, Выползают из под лавки. На меня они глядят, Молочка они хотят
В результате работы у детей повысился уровень развития мелкой моторики рук. Игры по данной теме были направлены развитие внимания, памяти, мышления. Развивается усидчивость, терпение, интерес к данным видам игр. Самое главное развивается речь детей. Было разучено с детьми множество потешек, песенок, Задействованы в данной работе и родители. Проведена консультация с родителями о значении пальчиковых игр. Родители охотно играют в игры и дома совместно с детьми. Работа по развитию речи посредством пальчиковых игр и упражнений продолжается.