Наталья Морозова
Краткосрочный проект «Мои Друзья»
Проект
социально - коммуникативной направленности
Тема: «Мои друзья»
(средняя группа)
Разработал:
Воспитатель
Н. Л. Морозова
Балахна
2022 г.
Идея проекта :
Дружеские отношения – это особые для ребенка отношения, отличные от всех других. Возникнув, они расширяют его возможности, обогащают чувства и переживания. Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Следовательно, в дружбе постоянно идет процесс нравственного совершенствования.
Публикация «Краткосрочный проект „Мои Друзья“» размещена в разделах
Дружеские отношения возникают в процессе общения, а общение – основной фактор развития ребенка. При наблюдении за детьми во время общения было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и ссор. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.
Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают значимость и ценность дружбы, а ее значение для формирования личности очень велико.
Взрослым необходимо сформировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
Дружеские отношения – это особые для ребенка отношения, отличные от всех других. Возникнув, они расширяют его возможности, обогащают чувства и переживания. Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Следовательно, в дружбе постоянно идет процесс нравственного совершенствования. Дружеские отношения возникают в процессе общения, а общение – основной фактор развития ребенка.
Паспорт проекта
Автор проекта : воспитатель Н. Л. Морозова
Тип проекта : социально-личностный, краткосрочный.
Сроки реализации: краткосрочный
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители детей
Возраст детей: 4-5 лет
Методическое обеспечение: методическая литература, художественная литература, интернет источники.
Оборудование: демонстрационный материал, информационный материал, худ. литература, видео- материалы, ноутбук, интерактивная доска.
Методы:
Словесные: Беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, загадки.
Наглядные: Рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг, просмотр видео- материала.
Практические: Продуктивная деятельность, творческая и игровая деятельность.
Игровые: Дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, хороводные игры.
Предполагаемый результат:
у детей: создание благоприятной дружеской атмосферы среди детей, сплочение детского коллектива, проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи
У родителей: вызвать интерес к проблеме дружеских взаимоотношений между детьми, повышение знаний в области детской педагоги и психологии, включение родителей в жизнедеятельность группы.
У педагогов: обратить внимание педагогов на проблему детских взаимоотношений, с целью дальнейшего включения в свою практическую деятельность. мероприятий направленных на создание благоприятной и дружеской атмосферы в группе, сплочение детского коллектива.
Цель проекта : воспитание дружеских чувств: доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений в группе,
Задачи направленные на воспитанников:
- формировать представления детей о дружбе между людьми;
-учить детей дружеским формам взаимодействия;
- учить считаться с желаниями сверстников, ограничивая свои желания;
- расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми.
- развивать социально-коммуникативные качества;
- развивать эмоциональную сторону детской личности;
- развивать творческие и речевые способности детей.
- воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
- воспитывать здоровый дух соперничества и способствовать сплочению коллектива.
Задачи направленные на родителей:
-расширить кругозор родителей о культуре поведения и развитии взаимоотношений в детской среде.
-обратить внимание родителей на значимость дружеских взаимоотношений между детьми для гармоничного развития ребенка.
- участие родителей в реализации проекта.
Задачи направленные на педагогов:
-вызвать интерес к изучению и дальнейшему внедрению в свою практическую деятельность данной темы.
Ожидаемый результат:
Для детей: Сплочение коллектива, проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи.
Для родителей: повышение уровня знаний в вопросах детской педагогики, активное участие родителей в жизнедеятельности группы.
Для педагогов: включение в свою педагогическую деятельность мероприятий направленных на создание благоприятной и дружеской атмосферы в группе и сплочение детского коллектива.
Этапы проекта :
I этап – подготовительный
II этап – организационно - практический
III этап – заключительный
Первый этап – подготовительный (информационно-накопительный)
- сбор информационного материала,
- видео- материала, подготовка необходимой худ. литературы по теме проекта,
- планирование деятельности,
- информирование родителей
- привлечение их к реализации проекта.
Второй этап- организационно-практический
- реализация проекта согласно планирования
Третий этап- заключительный
- подведение итогов деятельности по проекту
- анализ деятельности
План мероприятий по реализации проекта
Работа с детьми
Познавательное развитие Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Дидактическая игра «Хорошо- плохо»
Просмотр мультфильма с последующим обсуждением «Лебедь, рак и щука»
Беседа на тему: «Умеем ли мы дружить? Хотим ли мы научиться дружить?»
Пальчиковая игра: «Дружат в нашей группе».
Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы».
Рисование гуашью «Дерево дружбы»
Игровая ситуация «В гостях у куклы Маши»
Игровая ситуация «Строим городок»
Подвижная игра «Лиса и колобок»
Подвижная игра «Сороконожка»
Просмотр мультфильма «Крошка Енот»
Дидактическая игра «Назови друга ласково» Беседа на тему «Дружба начинается с улыбки»
Чтение сказки «Ох и Ах»
Слушание и пение песни «Дружба начинается с улыбки».
Игровая ситуация «Готовим суп и компот»
Игровая ситуация «Парковка для машин» Подвижная игра «Волшебный стул».
Просмотр мультфильма: «Мой друг зонтик».
Дидактическая игра «Добрые поступки и вежливые слова».
Беседа «Вместе тесно, а врозь скучно»
Чтение стихотворения: «Про дружбу» Ю. Энтина, «Подарок» Благининой
Заучивание мирилки: «Подкралась ссора» Танец «Если нравится тебе, то делай так…» Игровая ситуация «Мишка и кукла поссорились»
Игровая ситуация «Зверям нужен зоопарк» Подвижная игра «Раз, два, три - пару себе найди»
Дидактическая игра «Магазин вежливых слов».
Дидактическая игра «Чему можно научить друга»
Пальчиковая игра «Дружные пальчики»
Чтение «Сказка про поросенка Чуню» Е. Каргановой
Пословицы о дружбе и друзьях Слушание и пение песни «Настоящий друг»
Рисование цв. карандашами «Подарок для друга»
Коллективный труд на участке (уборка игрового материала)
Коллективный труд в группе (у каждой игрушки свое место) Подвижная игра «Передай другому»
Просмотр мультфильма «Уроки Доброты» тетушки Совы
Дидактическая игра «Загадки добавлялки»
Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.
Чтение худ. Литературы «Яблоко» Сутеев В. Г.
Пальчиковая игра су-джок «Апельсин
Заучивание мирилки: «Тёплый лучик» Инсценировка театрализация сказки: «Заюшкина избушка» Игровая ситуация «Детский сад» Игровое упражнение «Коврик примирения»
Игра- соревнование «Дошколята- дружные ребята»
Взаимодействие с родителями
Консультация на тему: «Помогите ребенку научиться дружить. Общение ребенка со сверстниками»
Памятка на тему: «Детей учит то, что их окружает»
Папка- передвижка: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».
Список материала (сказки, худ. литература, видео- материал, мультфильмы, игры и т. д.) на тему детская дружба в соответствии с возрастом детей 4-5 лет
Размещение информации о работе с детьми по проекту через соц. сети в личную группу, выставки творческий работ.
Продукт проекта : инсценировка по сказке «Зающкина избушка».
Вывод: проект способствует формированию позитивных изменений в поведении дошкольников в повседневной жизни. Окажет помощь детям в понимании значения дружбы, испытывать чувство гордости за свои поступки. Дети в своих поступках будут руководствоваться желаниями других и ориентированы на дружбу, как нравственную норму. Педагогам поиск путей совершенствования работы по формированию дружеских взаимоотношений в группе.
Список литературы:
1. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я / О. В. Хухлаева, – М. : Генезис, 2014. – 175с.
2. Шипицина Л. М. Азбука общения / Л. М. Шипицина, – СПб. : Детство – Пресс, 2015. – 384с.
3. Авдеева Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет/ Ю. В. Авдеева, - М. : Сфера, 2012.-63 с.
4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет/ В. И. Петрова, - М. : Мозаика-Синтез, 2017.-75 с.
5. Журавлева Е. Н. Развиваем творческое воображение дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый Ветер, 2015.
6. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
7. Нечаева В. Г., МарковаТ. А., Жуковская Р. И., Година Г. Н., Козлова С. А., Виноградова Н. Ф., Буре Р. С., Загик Л. В., Виноградова А. М. Нравственное воспитание в детском саду. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1984.
8. Новикова И. В. Объемная аппликация в детском саду. Художник: Е. А. Афоничева. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.
9. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/05/15/kratkosrochnyy-proekt-druzhba-nachinaetsya-s-ulybk