Розалия Ишьярова
Краткосрочный проект «Югра — это ты и я»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : краткосрочный
(с 1.12.2019 г. по 28.02.2020г.).
Возраст детей: воспитанники группы «В» общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет
Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность:
Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Темочки:
Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Цель: Создание условий для детей ознакомления с историей и особенностями родного края через познавательно-исследовательскую деятельность (региональный компонент).
Задачи:
1. дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;
2. познакомить с фольклором народов ханты-манси: загадки, пословицы, приметы;
3. формировать основы экологической культуры: правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные, посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;
Предварительная работа:
1. Подбор литературы, иллюстраций.
2. Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».
3. Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».
4. Показ изготовления куклы акань.
5. Беседа с родителями о содействии в пополнении уголка «Мой край- Югра».
6. Загадывание загадок, прочтение стихов о животных и растениях нашего края.
7. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.
8. Подбор материалов для родителей (конспекты, памятки и. т. д).
Ожидаемый результат:
• дети получат первичные представления о коренных народов Севера, а именно Ханты и Манси;
• научатся играть в подвижные игры: «Важенка и оленята», «Охота на волка», «Птицелов» и т. д.
• во время прочтения художественной литературы узнают некоторые особенности животных (почему у медведя нос черный, почему гуси шипят, почему у зайца хвост маленький и т. д.);
• расширят словарный запас: орнамент, чум, малица, морда, лук, лабаз, люлька и т. д.
Этапы работы:
1 этап: подготовительный. Формулируем проблему, цель проекта. Ставим перед детьми в игровой форме задачи.
2 этап: практический. (Или этап реализации проекта.) Проводим запланированные мероприятия для реализации проекта.
3 этап: итоговый. Итоговое мероприятие - изготовление плакат гиганта «Мой край родной», тематических папок на темы: «Животные крайнего Севера», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки, описание».
План проекта «Югра-это ты и я»
Формы работы с детьми Тема, содержание Сроки
Трудовое поручение (домашнее задание). Изготовление совместно с детьми буклетов, тематических папок на тему: «Животные нашего края», «Растения: стихи, загадки (описание)», «Фольклор народов ханты-манси». В течении недели
Слушание Хантыйские мотивы 09.12.19г
Знакомство с подвижными играми. «Полярная сова и евражка», «Ловля оленей», «Льдина, ветер и мороз», «Охота на волка» и т. д. 10.12.19г. - 28.02.2020г.
Беседа. «Дети и детство» (народы ханты-манси). 10.12.13г.
Аппликация
познание (с элементами рисования). «Узор на варежке».
«Ханты и манси - жители Севера».
Раскраска на тему» ханты и манси» (пастель)
2.12.19г.
15.12.19г.
10.02.2020г.
НОД, презентация «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси».
Презентация «Дикие животные нашего края».
10.12.19г.
Сюжетно-ролевая игра «Поездка в тундру».
Создание картотеки хантейских подвижных игр и его пополнение в течение проекта
Показ настольного театра хантыйской сказки «Клюковка»
Весь период
07.02.2020г.
Виртуальная экскурсия в экомузей «Жизнь хантейских жителей». 22.01.2020г.
Чтение сказок Лиса и гуси (хантыйская сказка).
Зайчишка (хантыйская сказка). 17.02.2020г.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы на темы: «Кто такие ханты и где они живут», «Традиции и обычаи народов Севера».
2. Чтение художественной литературы: Г. Слинкина «Сказка про Мозым Ики-Пох», «Лиса и гуси» (хантыйская сказка, «Не бойся пурги» стихи поэтов малых народов крайнего севера, Конькова А. «Сказки бабушки Анне», «Отчего у зайца длинные уши» (хантыйская сказка).
3. Художественно-творческая деятельность:
• НОД (аппликация) «Узор на варежке».
• Выставка рисунков на тему: «Национальный костюм народов севера».
• Изготовление тематических папок, буклетов, по следующим темам: «Животные нашего края», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки (описание)» (родители совместно с детьми).
• Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».
4. Игровая деятельность:
• Подвижные игры: «Важенка и оленята», «Льдинки, ветер и мороз», «Ловля оленей».
• Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в хантыйское селение».
• Дидактические игры: «Обитатели природы», «Национальная одежда».
6. Экскурсии: Виртуальная Экскурсия в детскую художественную школу, тема «Жизнь хантейских жителей»;
7. Методическое обеспечение:
Подбор методической и художественной литературы.
8. Изготовление тематических папок:
• «Подвижные игры народов крайнего севера».
Формы работы с родителями:
Консультации:
• «Обычаи и праздники ханты и манси».
• «Югра- мой край родной…».
• «Традиционное мировоззрение о почитаемых народами ханты и манси животных».
• «История земли югорской».
Папка-передвижка на тему:
• «Ханты-мансийский автономный округ-Югра».
• Пополнения уголка «Мой край-Югра» (пошив куклы, одетой в национальный костюм).
Творческая мастерская:
• «Изготовление куколки «Клюковки»»;
Родительский урок:
• «Волшебные ягоды нашего края»
Изготовление плаката гиганта «Мой край родной» буклеты по следующим темам: «Животные крайнего Севера», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки, описание».
Рефлексия:
Таким образом, проведя последовательную, плановую работу, дети получили первичные представления о жителях коренных народов Севера, об их национальных традициях и обычаях. Ребята нашей группы научились играть в подвижные игры «Охота на волка», «Птицелов», особенно полюбилась игра «Сова и евражка». Так же познакомились с некоторыми сказками и рассказами народов ханты-манси, узнали некоторые особенности животных (у медведя нос черный, у зайца длинные уши, гуси шипят и т. д.) У детей расширился словарный запас, точно знают, что такое чум, лук, люлька, орнамент
Цель и задачи проекта реализованы. Итоговое мероприятие- изготовление плаката гиганта «Мой край родной», тематических папок на темы: «Животные крайнего Севера», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки, описание», выполнены.