Оксана Сальникова
Безопасность на железной дороге-консультация
▼ Скачать + Заказать документы
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан- маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защитить ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его ко встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Публикация «Безопасность на железной дороге-консультация» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность на железной дороге
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Железная дорога. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком- только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Правила бывают строгими и условными: одни исполнять обязательно, другие - просто желательно. И среди обилия чётких инструкций и рекомендаций дети теряются. Выход у них один: смотреть на взрослых и действовать так же! Нормальный путь обучения: маленький человек интуитивно повторяет всё за родителями, но, к сожалению, впитывает в себя не только полезные знания, но и ошибки, совершаемые мамой и папой. Иногда ошибки могут стать роковыми!
Впрочем, мы сами прекрасно знаем, как неосторожны бывают дети. В некоторых ситуациях они просто не осознают реальность опасности. Приходится постоянно твердить малышам о правилах безопасности, с этим никто не спорит, но с другой стороны- как много информации осядет в голове ребёнка? Вспомнит ли он предупреждение взрослых, когда окажется в опасной ситуации?
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье- каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.
Ежегодно на железных дорогах погибают или получают травмы дети… Это происходит из-за незнания или сознательного несоблюдения детьми правил безопасности, недисциплинированности, спровоцированной отрицательным примером взрослых.
Наше ДОУ на прямую связано с транспортом и профессиями на железной дороге. Поэтому, желательно, с раннего возраста детей нужно обучать всем тонкостям поведения на улице, включая правила поведения на железной дороге. Но как это сделать, чтобы малышам нравилось учиться, чтобы они легко усваивали нужную информацию и умели ею пользоваться? Вывод напрашивается сам собой- надо превратить процесс обучения в игру.
Теоретические занятия, проводимые, как правило, в игровой форме, ставят перед собой цель ознакомить, научить, сформировать те или иные навыки и умения. Очень важно научить ребят грамотно использовать полученные знания. На практических занятиях, а это чаще всего наблюдения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, закрепляются полученные знания. Очень важно научить дошкольников грамотно использовать полученные знания.
Например, ребёнок имеет представление о железнодорожном транспорте, его видах (пассажирский и грузовой) и оказывается перед проблемой выбора способа перехода через железнодорожные пути. В решении этой проблемы ребёнку помогут железнодорожные переходы : надземный (виадук) и подземный.
Обучая детей правилам безопасности на железной дороге, необходимо комплексное использование всех доступных форм и методов работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, настольные, дидактические игры. Работа должна проходить по всем разделам воспитания и обучения. Желательно, чтобы её проводили совместно воспитатель- психолог- родители - ребёнок. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Во время экскурсий дети наглядно знакомятся с передвижением на привокзальной площади, правилами безопасности на перроне и при посадке в вагон. В игровой форме, на занятиях, детей знакомят с правилами поведения в поезде. Для этого используются странички журнала «Весёлый этикет». Из этого журнала дети узнают о том, что нужно взять с собой в дорогу, как вести себя в общественном месте, т. е. поезде; что маленьким детям нельзя спать на верхних полках; знакомятся с расположением в вагоне посадочных мест и комнат гигиены. В ходе игры происходит плавный переход к знакомству с профессиями железнодорожников. В ДОУ проходят конкурсы «Юный железнодорожник» и «Моя железная дорога» в которых огромная роль отводится работе с родителями: Беседы, анкетирования, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов.
Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков культурного поведения на железной дороге, в железнодорожном транспорте в ДОУ проводятся специальные занятия по разработанному перспективному плану, блоки занятий по развитию речи, музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности. Воспитатели, в совместной деятельности, обсуждают интересные ситуации с детьми. В старших и подготовительных группах проводятся экскурсии на вокзал и в Музей железнодорожного транспорта, чтобы ребёнок освоил все необходимые понятия. Воспитатели создают проблемные ситуации на планшетах, схемах, при помощи атрибутов, целью которых является выяснение готовности ребёнка к правильным безопасным действиям в сложившейся ситуации.
Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определённый, порой жизненно важный, смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путём прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребёнок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребёнок снова может допустить ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребёнка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям, травмам.
Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман.
Научить дошкольника ориентироваться в проблемных ситуациях- ещё одна задача подготовки к вхождению в мир самостоятельных взрослых людей.