Ольга Александровна Тимошенко
Краткосрочный проект «Берегите лес» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Берегите лес» (информационно-творческий, краткосрочный)
Название проекта: «Берегите лес!»
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)
Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта: информационно - творческий
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Публикация «Краткосрочный проект „Берегите лес“ в старшей группе» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
Место проведения: группа детского сада.
Срок реализации проекта: краткосрочный 2 дня (03.08.2021г. - 04.08.2021г.)
У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!
Введение
Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т. д.
В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой.
Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей. Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Роль леса в жизни человека очень велика. Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник жизни на земле.
Почти все, что растет в лесу, и все, кто живет в лесу, используются в пищу как человеком, так и представителями фауны леса – грибы, ягоды, орехи, листья, лесная дичь и животные. Лес богат лекарственными растениями, которые используются и животными и в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива. Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.
Актуальность проекта
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой.
Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. Это формирует у них антропоцентрическое экологическое сознание. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей, что человек сам является частью природы.
После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров.
Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.
С этой целью мы разработали экологический проект «Берегите лес!», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о роли леса для существования жизни на Земле, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе.
На прогулках, обращая внимание детей на красоту нашей природы, мы заметили, что дети с большим интересом знакомятся с окружающей средой, но практически не замечают деревьев, кустарников, не обращают внимания на поломанные ветки.
Это и определило тему проекта «Берегите лес!».
Цели проекта:
- Формирование у детей экологической культуры поведения в окружающей нас природе;
- Расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого, через различные виды деятельности.
Задачи проекта:
1. Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано.
2. Формировать понимание последствий экологически безответственного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев и т. д.) через ознакомление с правилами поведения на природе.
3. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту леса, бережное отношение к лесу и его лесным жителям.
5. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, развивать мышление, фантазию, воображение и творческие способности.
6. Привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе.
Формы работы над проектом:
Консультации для родителей;
Наблюдения;
Беседы по теме;
Чтение художественной литературы;
Проведение дидактических игр;
Исследовательская деятельность;
Изобразительная деятельность (аппликация, рисование).
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта:
Дети:
- у детей сформируется культура поведения, направленная на сохранение природных ресурсов;
- расширятся представления о лесе, его значении для жизни всего живого;
- укрепится познавательный интерес и любознательность; способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- осознают необходимость бережного отношения к растительности леса, к его лесным жителям.
Родители:
- Повышение интереса к познанию природы родного края;
- Расширение кругозора экологических знаний
Этапы проекта
Подготовительный этап:
1. Проведение беседы с целью выявления личного опыта детей по теме проекта;
2. Разработка плана мероприятий;
3. Введение в тему проекта родителей воспитанников;
4. Подбор иллюстрированного материала, художественной литературы, речевых и дидактических игр.
Основной этап (реализация проекта):
Теоретическая часть:
- Составление плана мероприятий, разработка конспектов бесед и мероприятий.
Практическая часть:
1. Беседа с детьми: «Что такое лес?»
2. Целевые экскурсии к деревьям на территории детского сада;
3. Спортивное занятие на прогулке «По лесу к речке»;
4. Чтение литературы по теме исследования художественного и познавательного характера;
5. Дидактические игры и настольно-печатные игры;
6. Разучивание физкультминуток: «Отправляемся в поход», «Ветер дует нам в лицо».
7. Работа с родителями: Папка-передвижка (Консультация для родителей «Правила поведения ребёнка в лесу»); Буклет "Давайте вместе научим детей беречь и любить природу!" (памятка для родителей)
8. Итоговое мероприятие: Изобразительная деятельность на тему: «Берегите лес!» (изготовление экологической стенгазеты с элементами рисования и аппликации, коллективная работа).
Заключительный этап (защита проекта):
1. Оформление мини-выставки литературы художественного и познавательного характера;
2. Выставка дидактических и настольно-печатных игр по теме проекта;
3. Проведение итогового мероприятия: коллективное изготовление экологической стенгазеты с элементами рисования и аппликации на тему «Берегите лес!».
Результаты проекта:
Дети:
- Дети имеют элементарные представления о лесе, его обитателях. Расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий существования жизни на Земле;
- Знают правила поведения в природе;
- Имеют представления о последствиях неправильного отношения к природе и сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
- Проявляют познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше узнать об особенностях своего края, леса.
- Развита связная речь, обогащен словарь детей.
Родители:
- Повышен интерес к познанию природы родного края;
- Понимают важность бережного отношения к лесу.
- Понимают необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.
- Расширен кругозор экологических знаний.
Продукты проекта:
Мини – музей литературы художественной и познавательной направленности.
Методический материал (дидактические и настольно-печатные игры по возрасту на темы: «Лес и его обитатели»;
Конспекты проведённых мероприятий в процессе реализации проекта, как средство экологического образования детей дошкольного возраста:
- Беседа «Что такое лес?»
- Спортивное занятие для детей старшей группы: «По лесу к речке»;
- художественная деятельность дошкольников старшей группы: Коллективная работа «Берегите лес!»;
Перспектива:
- В целях закрепления воспитательной ценности проекта, планируется в течение учебного года продолжить работу по наблюдению за деревьями и кустарниками, птицами, насекомыми и различными явлениями природы на территории ДОУ.
- Развивать предметно-пространственную среду в группе, посредством изготовления различных дидактических игр для дошкольников и макетов познавательного содержания экологической направленности;
- Разнообразить книжный уголок в группе художественной и учебно-познавательной литературой для расширения и углубления у дошкольников имеющихся знаний на темы экологического содержания.