Наталья Устюгова
Краткосрочный познавательно-творческий проект «Чтобы не было беды»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный познавательно-творческий проект
«Чтобы не было беды»
Выполнил:
Устюгова Наталья Валерьевна (ФИО)
воспитатель
(должность)
МАДОУ г. Нижневартовска ДС №45 «Искорка»
(место работы)
Анотация.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.
Публикация «Краткосрочный познавательно-творческий проект „Чтобы не было беды“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Актуальность проекта
Важнейшими задачами нашего общества являются: защита жизни и сохранение здоровья детей, обучение их правилам безопасного поведения, формирование гуманистических основ личности.
Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должна исходить от всех без исключения взрослых. Ведь пожарная охрана только своими силами не может в полной мере обеспечить предупреждение пожаров от шалости детей с огнем. Именно поэтому столь важна роль педагога, который своим кропотливым трудом, своим творчеством и умением заинтересовать каждого ребенка обеспечивает результат столь важной в наше время работы по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности и привитию им навыков правильных действий в случае пожара.
Творчество и фантазия педагогов неисчерпаемы. Осознавая свое педагогическое предназначение, они создают все условия, чтобы помочь, научить детей безопасному обращению с огнем. А при поддержке родителей и сотрудников Государственного пожарного надзора эта задача для них становится выполнимой и совсем несложной!
Для решения этих проблем были поставлены ряд задач:
учить детей безопасным правилам поведения, ведению здорового образа жизни;
добиваться постоянного снижения ущерба, наносимого жизни, здоровью и имуществу людей, окружающей среде поражающими факторами экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности является научно обоснованной необходимостью обеспечения безопасного развития человеческого общества в целом и должно занять прочное место в системе образования, обучения и воспитания будущих поколений России в ХХI веке.
Роль педагогов - формирование у детей правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения самостоятельно мыслить, разбираться в полученной информации и принимать конкретные решения.
Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Дошкольному учреждению и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Эффективным средством воспитания дошкольников являются правильно организованные воспитательные мероприятия по обучению детей поведению в чрезвычайных ситуациях. Проводя их, мы активизируем деятельность воспитанников путем использования разнообразных методов; используем дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитываем его способности и возможности. Воспитатель обязан быть психотерапевтом, а для этого ему надо знать ребенка, его душу, понимать и придавать значение его трудностям, помогать преодолевать их.
Актуальность предложенных материалов объясняется преимуществом активных методов обучения и воспитания мерам безопасности в чрезвычайных ситуациях:
во – первых, это активность ребенка в процессе их применения;
во – вторых, при использовании активных методов в практике работы с дошкольниками наблюдается большая самостоятельность детей в непринужденной творческой атмосфере;
в – третьих, применение этих методов влияет на развитие умственных качеств личности: любознательности, пытливости детского ума, умения решать самостоятельно любую задачу, умение мобилизовать свои знания и рационально использовать их при решении различных заданий.
Цель проекта :
формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта :
1. Образовательные
• Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного
• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
• Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
2. Развивающие
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
• Развивать творческие способности дошкольников
3. Воспитательные
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
• Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
4. Практические
• Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
• Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
• Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения
Принципы реализации проекта :
Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Ожидаемый результат:
Профилактика панического страха перед огнём.
Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
Срок реализации проекта : 2 недели.
Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в дошкольном учреждении.
В дошкольном возрасте многие важнейшие жизненные познания, в том числе и элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребёнка. Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим воспитательно – образовательным процессом как во время занятий, так и при проведении самостоятельной деятельности, спортивных досугов, развлечений.
Обучение детей основам пожарной безопасности целесообразно с 4-летнего возраста. Необходимо вырабатывать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются черты характера ребенка. Нужно формировать у детей в дошкольном возрасте систему представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями. Необходимо сформировать понимание важности пожаробезопасного поведения.
Желательно разработать и использовать в процессе занятий макеты и игрушки, имитирующие пожарную технику, к их изготовлению целесообразно привлечь самих детей. Игры для детей 4-5 лет (различные кубики, пирамиды, куклы и т. п.) могут иметь противопожарную направленность (фигурка пожарного, пожарная машина и т. п.). Для детей 6-летнего возраста рекомендуются уже более сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно: образцы пожарной техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, викторины с набором вопросов по правилам пожарной безопасности, настольные игры противопожарной тематики, игрушечная экипировка пожарных.
Учитывая, что объем противопожарных знаний дети усвоят в течение ряда лет, можно определить комплекс задач, направленных на достижение поставленной цели - формирование целостного представления о пожарной безопасности.
Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у детей чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т. д. Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с воспитанниками, беседы с их родителями (законными представителями, организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов на противопожарные темы, выпуск номеров газет для родителей (самиздат, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе рисунков на противопожарные темы организацию противопожарной агитации в дошкольном учреждении, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диафильмов, видеофильмов на противопожарную тематику.
Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, работников местной пожарной охраны. После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приёмов тушения огня. Периодически в дошкольном учреждении проводится тренировочная эвакуация на случай возникновения пожара. Работа по усвоению дошкольниками правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если воспитанники осознанно воспримут необходимость их выполнения.
Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и для младшего, и для среднего, и для старшего дошкольного возраста в соответствующих вариантах. Создающийся с её помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придаёт уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.
Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей, поэтому привитие воспитанникам навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел "Пожарная безопасность" должен изучаться со всей серьёзностью, ведь те азы, которые впитают дошкольники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь.
Для проведения занятий можно использовать детскую литературу:
• С. Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое";
• Т. Юрмин "Кто плохой?";
• В. Ровицкий "Друзья в твоём доме";
• И. Демьянов "Коробок – чёрный бок";
• К. Паустовский "Барсучий нос";
• Е. Хоринская "Спичка-невеличка";
• С. Михалков "Дядя Стёпа";
• Л. Толстой "Пожарные собаки".
• Т. Фетисов "Куда спешат красные машины".
• А. Шевченко "Как ловили уголька"
Кроме того, необходим показ имеющихся диафильмов, видеофильмов пожарной тематики для дошкольного возраста. Обязательно проведение викторин, конкурсов, КВН, игр типа "Поле чудес", игровых ситуаций типа "Включил электроприбор, ушёл гулять. Пожар. Что делать?", спортивных соревнований – "Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?
При переходе из детского сада в школу воспитанники должны знать:
• существование явления "пожар", его опасность и последствия;
• источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;
• наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;
• элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т. п.);
• правила поведения при пожаре;
Примерное перспективное планирование недели пожарной безопасности
«Чтобы не было беды»
День первый
Работа с родителями
Вовлечь родителей (законных представителей) в воспитательно – образовательный процесс по формированию целостного представления у дошкольников пожарной безопасности.
Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды»
Объявление конкурса детско – родительского плаката «Не играй с огнем»
Анкетирование родителей по теме проекта.
День второй
«Что такое огонь?»
Формировать чувство повышенной опасности, исходящей от огня
Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка».
Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».
Чтение произведения К. И. Чуковского «Путаница».
Занятие «Спички - не игрушка, огонь – не забава
День третий
Полезный огонь
Понимать необходимость соблюдения правил пожарной безо-пасности
Занятие «Огонь – наш друг»
Просмотр диафильма «Осторожно, огонь»
Чтение литературы. Заучивание стихов на
противопожарные темы Сюжетно-ролевые игры в "дом" и "пожарную часть
День четвертый
Опасный огонь Знать свойства и качества предметов с точки зрения их пожарной опасности (горимости)
.Знать свойства огня
Уметь правильно обращаться с огнем
Формировать определенное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности
Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили.
Но бывает огонь и другим –
Не согреет ладошек он ваших
Превращает все в пепел я дым.
И жесток он, и грозен, и страшен.
Твердо запомните правила эти. Дидактическая игра «Причины пожаров».
Прослушивание сказки «Кошкин дом» в исполнении мастеров художественного слова.
Занятие «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»
День пятый
Правила пожарной безопасности в ДОУ Уметь ориентироваться в пространстве помещения (группы, квартиры)
Выделять на плане выход
из помещения.
Знать первые действия при пожаре
Знать порядок действий при пожаре
Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
Игры-соревнования.
Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа»
Спортивное соревнование «Пожарные на учении»
Дидактические игры: "Слушай внимательно", "Угадай профессию", "Разложи по порядку", "Собери картинку".
. Оформление стенда "План эвакуации из группы, из моей комнаты".
Оформление выставки детского творчества по правилам пожарной безопасности "Правила пожарной безопасности - твои и мои".
День шестой
Правила пожарной безопасности дома формирования целостного представления о пожарной безопасности - решают также задачи других направлений в работе с детьми: воспитание культуры поведения на улице, в доме, на природе, расширение кругозора (знакомство с предметами бытовой техники, химии, работой предприятий,
Практическое занятие «Чтобы не было беды».
Просмотр видеофильма «Осторожно, огонь»
Развлечение «Если вдруг возник пожар»
Чтение произведения С. Я. Маршака «Пожар»
"Действия при пожаре". Создание специальных ситуаций.
Рассматривание плакатов, иллюстраций на противопожарную тематику.
День седьмой
Правила пожарной безопасности в лесу закладывание основ экологического воспитания
Леса горят! Внимание!
Леса горят, друзья!
И место возгорания
Определить заранее
Практически нельзя.
Леса горят! Леса горят!
И гибнет все вокруг.
Кругом об этом горят,
О безопасности твердят –
Будь осторожен, друг,
Ведь гибнет все вокруг…
Познавательное занятие «Чудо-дерево».
Чтение произведения Б. Жидкова «Дым».
Конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка»
Аппликация и лепка на тему "Осторожно, огонь!»
Закончи сказку "Птичка-невеличка и большой пожар
Познавательное занятие "Пожар в лесу" (с последующей изодеятельностью).
Разучивание произведений устного народного творчества.
День восьмой
Что такое служба пожарной безопасности Формировать интерес к труду пожарных
Иметь представление:
- о работе боевого расчета
- о пожарной технике
Формировать представление о действиях боевого расчета, тактике тушения пожара
Показать взаимосвязь пожарных подразделений (диспетчер-боевой расчет-госпожнадзор)
Показать взаимосвязь оперативных служб: 01, 02, 03, 04. Занятие «О пожаре и пожарных»
Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей.
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».
Оформление альбома о труде пожарных, иллюстрирование загадок.
Экскурсия в пожарную часть для знакомства с пожарной техникой, оборудованием.
Чтение стихотворения на противопожарную тематику
Викторина «О пожаре и пожарных»
«Я б в пожарные пошел, пусть меня научат»
Сюжетное рисование на тему "Пожарные машины тушат огонь".
День девятый
Огонь в литературе
Показать значимость проблемы пожарной безопасности: тема огня находит отражение в живописи, литературе, устном народном творчестве.
Чтение произведения Б. Жидкова «Пожар».
Литературная викторина.
Занятие «Огонь в картинках и загадках»
Оформление выставки художественной литературы "Писатели – о пожаре".
Чтение отрывка из произведения
Б. Житкова «Что я видел».
«Пожарные собаки» (А. Н. Толстой,
«Кошкин дом» (С. Я. Маршак).
«Путаница» (К. Чуковский
День десятый
итоговый Досуг с детьми и родителями «Огонь – друг, огонь – враг»
Тестирование.
Тренировочная эвакуация. Тренинги: эвакуация детей из здания, сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных детей, размещение их в заранее назначенном месте.