Воробьева Надежда Аркадьевна
Краткосрочная программа кружка художественной направленности «Чудесная мастерская»
▼ Скачать +Заказ
Программа «Чудесная мастерская» является дополнительной образовательной программой художественной направленности, по функциональному предназначению - прикладной, по форме организации -кружковой, по времени реализации - краткосрочной.
Публикация «Краткосрочная программа кружка художественной направленности „Чудесная мастерская“» размещена в разделах
Новизна программы состоит в том, что включает в себя изучение нескольких видов техники декоративно – прикладного искусства: картина из песка (фреска, мозаика из пайеток, картина пластилином, панно квиллинг (искусство бумагокручение, аппликация фольгой, роспись по холсту (акриловыми красками).
Актуальность программы заключается в том, что сегодняшнее общество нуждается в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, и потребность в этом будет возрастать по мере совершенствования социально – экономических и культурных условий жизни. Поэтому особо заметное место в развитие такой личности может сыграть декоративно – прикладное искусство, посредством которого в условиях образовательной программы лежит предметно – практическая деятельность, по своему направлению способная воздействовать на развитие интеллекта и психики ребенка.
Программа является педагогически целесообразной, так как она составлена на основе современной и классической педагогики, она является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил.
Отличительной особенностью программы «Чудесная мастерская» является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах техники декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Цель программы
Овладение различными видами техник: картина из песка (фреска, мозаика из пайеток, картина пластилином, панно квиллинг, аппликация из фольги, роспись по холсту (акриловыми красками) в процессе творческой деятельности, направленной на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи программы
Обучающие:
• формировать умение использовать различные технические приемы при работе с различными материалами;
• формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
• обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
•осваивать навыки организации и планирования работы.
Воспитательные:
• формировать творческое мышление, стремление сделать – смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые, при работе с различными материалами;
• формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
• создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и обучающимися.
Развивающие:
• развивать мелкую моторику рук и глазомер;
• развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
• формировать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
• развивать аналитическое мышление и самоанализ;
• развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность.
Возраст детей
участвующих в реализации данной образовательной программы – 7-14 лет.
Срок реализации – 21 день: 5,5 часов – картина из песка (фреска); 10,5 часов – мозаика из пайеток; 5,5часов – картина пластилином; 4,5 часов – панно Квиллинг; 3,5 часов – аппликация фольгой; 3,5 часов – роспись по холсту (акриловыми красками); 1час – организация мини-выставки работ обучающихся.
Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом на реализацию учебного предмета, составляет 34 часов.
Режим занятий:
Занятия по декоративно-прикладному искусству проводятся пять раз в неделю. Дети на кружке получают теоретические сведения, приобретают практические и творческие навыки. Форма занятий - групповая. Наполняемость группы до 15 человек.
В процессе реализации программы используются разнообразные
формы занятий.
Урок объяснения нового материала. На этом уроке дети получают
различные сведения по теме. Педагог, излагая теоретический материал,
иллюстрирует свой рассказ, используя наглядные пособия. Обучающиеся, совместно с преподавателем, анализируют материал, отвечают на поставленные вопросы.
Урок общения и систематизации знаний. Закрепление умений, знаний,
навыков.
Практическое занятие по отработке определенного умения. Выработка
умения обращаться с предметами, инструментом, материалами, применять
теорию в практике, учить трудовой деятельности.
Самостоятельная деятельность детей. На уроке обучающиеся
самостоятельно выполняют творческие задания.
Выставка творческих работ. Итоговое занятие, на котором
демонстрируются работы обучающихся.
Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучающегося по обеспечению усвоения учебного содержания, способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно – познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Вот некоторые из наиболее эффективных методов применяемых на занятиях.
1. Словесные методы: рассказ, беседа, дискуссия.
2. Наглядные методы: просмотр картин, схем, рисунков.
3. Практические методы: практические занятия, занятие-исследование.
4. Методы контроля: просмотр выполненных изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ, организация выставок.
При проведении занятий учитывается:
• уровень знаний, умений и навыков обучающихся;
• самостоятельность ребенка;
• его активность;
• его индивидуальные особенности;
• особенности памяти, мышления и познавательные интересы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел I. Фреска (картина из песка).
Теория:
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности при работе с материалом.
Тема 2. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Просмотр готовых работ.
Практика: Освоение навыков в технике работы с цветным песком.
Тема 3. «Олененок».
Тема 4. «Бабочка красавица».
Тема 5. «Зайка на лужайке».
Тема 6. «Сова».
Тема 7. «Сафари-Джип».
Радел II. Мозаика из пайеток.
Теория:
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности при работе с материалом.
Тема 2. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Просмотр готовых работ.
Практика: Освоение навыков в технике работы с пайетками.
Тема 3. «Котенок с клубком».
Тема 4. «Волшебный блеск».
Тема 5. «Индийский слон».
Тема 6. «Верный пес».
Тема 7. «Райская птичка».
Раздел III. Картина пластилином.
Теория:
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности при работе с материалом.
Тема 2. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Просмотр готовых работ.
Практика: Освоение навыков в технике работы с пластилином.
Тема 3. «Рыжий озорник».
Тема 4. «Цветочек».
Тема 5. «Веселый автомобиль».
Тема 6. «Яркое лето».
Тема 7. «Рыбка».
Раздел IV. Панно Квиллинг.
Теория:
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности при работе с материалом.
Тема 2. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Просмотр готовых работ.
Практика: Освоение навыков в технике работы бумагокручения.
Тема 3. «Хоровод бабочек».
Тема 4. «Фея».
Раздел V. Аппликация фольгой.
Теория:
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности при работе с материалом.
Тема 2. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Просмотр готовых работ.
Практика: Освоение навыков в технике работы с фольгой.
Тема 3. «Забавная лошадка».
Тема 4. «Мотогонщик».
Тема 5. «Добрый кот».
Раздел VI. Роспись по холсту (акриловыми красками).
Теория:
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности при работе с материалом.
Тема 2. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Просмотр готовых работ.
Практика: Освоение навыков в технике работы росписи по холсту.
Тема 3. «Ежик».
Тема 4. «Медведь».
Тема 5. «Маки».
Раздел VII. Подведение итогов.
Практика: Организация мини-выставки работ обучающихся.
Ожидаемые результаты
В результате обучения на занятиях дети: познакомятся с несколькими видами декоративно-прикладного искусства; научатся – различным приемам работы (с песком, пайетками, пластилином, бумагой, фольгой, следовать устным инструкциям; овладеют навыками работы в коллективе, навыками культуры труда; повысят уровень развития: внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; улучшат коммуникативные способности.
Диагностика и мониторинг эффективности программы.
Опрос учащихся и родителей с целью выявления уровня удовлетворенности организацией занятости детей и подростков в период посещения ДОЦ «Салют»;
- педагогическая рефлексия.
Методические рекомендации по проведению занятия.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно – прикладного искусства. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются известные виды наглядности: показ образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Рекомендации по организации рабочего места.
Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены. Педагог приучают детей к чистоте и аккуратности. Если у некоторых учащихся отсутствуют необходимые материалы или инструменты, то педагог выдает их из дополнительных запасов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
• учебный кабинет с ученическими столами;
• оборудования учебного кабинета (столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения учебных материалов);
• инвентарь, необходимый для проведения занятий (цветной песок, ножницы, пайетки, пины - гвоздики, пластилин, стеки, цветные полоски бумаги, палочки для кручения, шаблон для квиллинга с кругами, клей, фольга, акриловые краски, холсты, палитра, кисти).