Дефектолог
Краткая система обследования ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Специалисту, проводящему обследование, необходимо выявить объём речевых навыков и сопоставить его с возрастной нормой, психическим развитием, а также определить дефект и компенсаторные проявления речевой и познавательной активности.
Этапы обследования :
1. Ориентировочный. Заполнение карты развития ребенка, заполнение документации, беседы.
2. Обследование компонентов речевой и неречевой систем, логопедическое заключение.
3. Динамическое наблюдение в процессе обучения, уточнение проявлений дефектов.
Беседа с родителями выявляет:
Публикация «Краткая система обследования ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- предречевые реакции ребенка (гуление, модулированный лепет, первые слова, количество слов в пассивном и активном словарях, двухсловные и многословные предложения.
- прерывания речевого развития, отставание в развитии речи
- речевая активность, общительность, особенности естественной речевой среды.
Беседа с ребенком, помимо установления с ним контакта и нацеливания на общения, помогает выявить:
- кругозор
- интересы
- отношение к окружающим
- ориентировку во времени и пространстве.
Обследование выявляет следующие аспекты:
- правильность употребления детьми различных языковых категорий, умения согласования слов, умения использования морфологических форм слов, образование множественного и единственного числа, уменьшительной формы слов и т д.
- умения соотношения слов (как звукового комплекса) с обозначаемыми предметами, действиями и употреблением их в речи
- строение артикуляционного аппарата и его моторики, степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции
- звукопроизношение, фонематическое восприятие, возможности запоминания и
воспроизведения слогового ряда, слоговая структура и звуконаполняемость
- общая и мелкая моторика
- точность воспроизведения задания по пространственно-временным параметрам, удерживание в памяти составных частей и последовательности элементов структуры действия,
наличие самоконтроля при выполнении заданий.
Логопедическое заключение ставится на основе всестороннего анализа результатов изучения ребенка, достаточно большого количества примеров детской речи и динамического наблюдения в процессе коррекционно-педагогической работы.
В логопедическом заключении указывается уровень речевого развития ребенка и формы речевой аномалии, например: ОНР третьего уровня у ребенка с дизартрией; ОНР второго уровня
у ребенка с алалией; ОНР второго-третьего уровня у ребенка с открытой ринолалией и т. п.