Желтоножская Анна Николаевна
Краткая презентация Аооп для детей с ОНР с 4 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ : АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (общим недоразвитием речи) с 4 до 7 лет. МДОУ «Детский сад № 221 г. Ярославля
Выполнила:
учитель - логопед Желтоножская А. Н.
Адаптированная основная образовательная программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»;- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС дошкольного образования);- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;- Конвенцией о правах ребенка от 13.12.1989 г;- Лицензией на осуществление образовательной деятельности- Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 221», утверждённым приказом департамента образования мэрии г. Ярославля от ….- Приказ муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 221» № 02.12/156 от 08.08.2017 года, «Об утверждении адаптированной образовательной программы МДОУ на 2017-2018 уч. год». - Положением о группах компенсирующей и комбинированной направленности в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях № 4594 от 15.09.2011г. - Положением о работе творческой группы на основе приказа № 02.12 /231 от 02.10.2017г. МДОУ «Детский сад №221».
Публикация «Краткая презентация Аооп для детей с ОНР с 4 до 7 лет» размещена в разделах
Для составления адаптированной основной образовательной программы использовались: - «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО, Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева, Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015 - Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; - Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи «Коррекция нарушения речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, С. А. Мироновой, А. В. Лагутиной; - Практическое пособие «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной; - Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. Н. В. Нищева.
Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, - воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
– реализация адаптированной основной образовательной программы;
– коррекция недостатков психофизического развития детей с Общим недорозвитием речи (далее дети с ОНР) ;
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ОНР, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей с ОНР, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям детей с ОНР;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей с ОВЗ;
Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыминарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 7 лет состоит из трех разделов: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи программы, принципы и подходы к ее формированию, характеристики, значимые для разработки программы, в т. ч. характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с ОНР, а также планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров).
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающий полноценное развитие детей, в который входит:
- описание образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации с учетом возрастных особенностей;
- описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции детей с ОВЗ.
Так же в содержательном разделе представлены:
-особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения
Программы, обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, распорядок и режим дня, особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий, особенности организации предметно-пространственной среды.
В этот раздел входит перечень необходимых материалов для организации коррекционной
работы для получения образования детьми с ОНР. В данном направлении используются
специальные методические пособия и дидактические материалы.
В ДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 – 8 лет, имеющих заключение ПМПК – тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи; и 2 группы комбинированной направленности для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 - 6 лет, группы посещают дети с ОВЗ, имеющие заключение ПМПК – тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи, в которой обучаются дети с ОВЗ и дети с нормативным развитием. Коррекционная работа с детьми осуществляется в течение двух, трёх лет. Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа слова, словаря, грамматического строя, связной речи. Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико – грамматических и фонетических отклонений. На этой форме наблюдается не точное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категории языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и д. т., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Планируемые результаты логопедической работы. Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее: ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию; ребенок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности умениями работать по правилу и по образцу, умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры; ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия, усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развернутую фразу;
Направления логопедической работы: формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза; развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты
Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя, воспитателя и специалистов ДОУ. Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические фронтальные (подгрупповые) и индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября.
Количество занятий. Согласно нормативам «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», СанПиНа 2.4.1.3049-13, утвержднного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 №91, учтены требования к организации режима дня и учебных занятий. Максимально допустимый объм недельной образовательной нагрузки не
превышает нормы, допустимые СанПиНами (п. 2.12.7).
В соответствии СанПиНами продолжительность занятий 5- го года жизни 20 минут,
занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года
жизни 30 минут. Работа по коррекции звукопроизношения
проводится индивидуально 2/3 раза в неделю с каждым ребенком.
В группах, логопедическом кабинете создана коррекционно-
развивающая среда с учетом эргономических,
педагогических, психологических, санитарно-
гигиенических требований. С целью усиления коррекционной
направленности педагогического процесса в группах
оформлены логопедические зоны. Таким образом,
обеспечивается закрепление речевых навыков в свободной деятельности детей.
Каждую неделю выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по совершенствованию фонетико-фонематической и лексико- грамматической сторон речи детей. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование
артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку,
автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия
, уточнение и расширение словарного запаса, отработку
лексико- грамматических категорий. Последовательность
устранения выявленных дефектов звукопроизношения
определяется индивидуально, в соответствии с речевыми
особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным
планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном
использовании всех анализаторов.
Спасибо за внимание!
Источники:
https://www.maam.ru/poisk/?pg=
https://playerbook.ru/uploads/taginator/Jun-2012/tetrad-v-kosuyu-liniyu.jpg – листок
https://th895.photobucket.com/albums/ac157/besikebal/1243494781_colorful_by_souhail88.jpg – фон
https://rus.db.lv/uploads/thumbnails/scale_705x470/article/0003/26507/40057_ORIGINAL_1274353316.jpg.jpg - Незнайка