Ирина Тютяева
«Край родной, навек любимый». Экологическая познавательная игра-путешествие по теме «Саратовская область»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая познавательная игра-путешествие
«Край родной, навек любимый»
Мероприятие разработано
Педагогом дополнительного образования
Тютяевой Ириной Викторовной
Цель: воспитывать у учащихся любовь к родному краю.
Задачи: 1. способствовать формированию у учащихся понимания необходимости беречь природу родного края.
2. способствовать воспитанию у детей чувства уважения, гордости и любви к своей малой Родине.
3. способствовать развитию у учащихся желания больше узнавать о родном крае, творческих способностей и речи.
Ход занятия
I. Организация класса
II. Сообщение темы и цели занятия
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, наше мероприятие мы сегодня начнем с прекрасного стихотворения Зинаиды Андреевой «Родина». Пожалуйста, внимательно послушайте это стихотворение в исполнении Максима Захарова и ответьте на вопрос: Что такое Родина?
Чтение стихотворения. Дети отвечают на вопрос.
Педагог: Правильно, Родина – это место, где родился человек. Наша Родина – это любимая, великая Россия. Ребята, а как же мы назовем наш родной город Саратов, в котором мы родились и выросли? Город Саратов – это наша малая Родина.
Как правильно сказал Максим, Родина бывает разная, но у всех она одна. Одна, как мама и как папа. И любим мы нашу Родину так же сильно, как своих родителей.
Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по родному Саратовскому краю. Оно пройдет под девизом «Охранять природу – значит охранять Родину».
В путешествие мы отправимся на поезде. А не сбиться с пути нам поможет карта Саратовской области. Наш поезд будет делать остановки на различных станциях, указанных на карте. А вот что это за станции, вы узнаете во время нашего путешествия.
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Наш поезд стремительно мчится мимо городов, деревень, лесов, полей, рек. Вот он подъезжает к первой станции, которая называется… Откройте глаза и прочитайте хором.
III. Игра-путешествие.
1. Станция «Географическая». Ребята, география – это наука о земле. Посмотрите, пожалуйста, на карту Саратовской области. По контуру наша область напоминает в уменьшенном виде карту России. Область протянулась на 575 км. Если путешествовать по Саратовской области с севера на юг, то можно увидеть горы, холмы, равнины, овраги. В окрестностях Саратова на севере находится Соколовая гора, на юге – Алтынная, на западе Лысогорский массив. Педагог: как называтся крупная река, которая протекает в нашей области? Правильно, Волга. Ее протяженность в границах области – 420 км. Много интересноо мы узнали на станции «Географическая». Закройте глазки, отправляемся в путь.
2. Станция «Ботаническая». Ребята, ботаника – это наука о растениях. Мы остановились в лесу. Растительность нашей области очень разнообразна. Отгадайте, пожалуйста, ребусы и назовите, какие растения растут в нашем крае.
ЧЕРЁ З Д КА
А теперь разгадайте загадки.
1. Что за дерево стоит
ветра нет, а лист дрожит.
(Осина)
2. Что же это за девица не швея, не мастерица
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.
(Ель)
Вы видите, ребята,что в нашем крае много разнообразных растений. Давайте еще немного погуляем по лесам родного Саратовского края. Приглашаю вас на ритмическую игру «Мы идем во лесок».
Педагог: Мы идем во лесок,
(Ходьба). Будь внимателен, дружок – впереди ручеек, (На носочках)
Перейти – вот листок
Пробирайся осторожно –
Замочить здесь ноги можно (Высоко поднимают ноги)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке (Прыжки)
Как услышишь в небе гром,
Спрячемся мы под кустом (Приседают)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути (Легкий бег)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во родимый во лесок (Ходьба)
Ребята, в лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес с добром. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей. Сейчас, ребята, вы рассмотрите ситуации и скажете, что в них сделано не так.
Первая ситуация:
- Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, - предложил Алик.
- Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки.
Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала (Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревом делать это категорически запрещается из-за опасности возникновения пожара).
Вторая ситуация:
Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно всем. Надо музыку включить погромче». (В лесу нельзя шуметь, пугать его обитателей)
Третья ситуация:
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха (Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи)
Четвертая ситуация:
Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:
- Жаль, что Томы нет с нами, и она не видела, какое хорошее место мы нашли.
- Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем,- предложили друзья. (Нельзя рвать ягоды с ветками. А еще нельзя вырывать растения с корнем и собирать растения в одном месте)
Ребята, вот как много полезного вы узнали о том, как нужно вести себя на природе. Нужно стать другом природы и ее защитником, радоваться красоте природы и не вредить ей.
Об этом нам хочет рассказать Катя. Девочка читает стихотворение:
Еще на темных ветках почки спят,
В тени деревьев снег лежит по-прежнему,
Но как наседка крошечных цыплят,
Весна на солнце вывела подснежники
Я их искала, может быть, полдня.
Я их нашла! Но как к ним прикоснуться?
Они, живые, смотрят на меня,
Они вот-вот готовы улыбнуться
Я не могу прийти домой с цветами
И сделаю другой подарок маме.
Спасибо, Катюша! Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наш долг.
Продолжим наше путешествие. Мы прибываем на станцию «Зоологическая» (Зоологическая – это наука о животных).
Животный мир нашей области разнообразен. Здесь обитает 70 видов зверей, 260 видов птиц, 50 видов рыб. Я предлагаю вам отгадать ребусы и загадки и узнать, какие животные обитают в Саратовской области.
1. Он, как ёлка, весь в иголках, Ловит смело страшных змей, И хотя он очень колкий, Обижать его не смей! Он в лесу живёт, но вхож. И в сады, отважный… (Ёж)
2. Кто по ёлкам ловко скачет. И влезает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка).
3. Это что за зверь лесной, Встал, как столбик, под сосной? Он стоит среди травы –Уши больше головы. (Заяц)
4. Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живёт, кур в деревне крадёт. (Лиса)
Ну а теперь разгадайте ребусы.
Ребята, вы знаете, что лес – это дом для животных, птиц и насекомых? Но люди иногда очень жестоко к нему относятся. Ребята, сегодня я хочу показать вам Красную книгу и рассказать о ней. Люди назвали ее так не случайно, ведь красный цвет – цвет – это цвет тревоги. Люди обеспокоены тем, что некоторые виды растений и животных исчезают с нашей планеты. Их названия заносятся в Красную книгу, и это означает, что все они находятся под защитой людей и государства. Посмотрите, какая она толстая, как много растений и животных в беде. На занятиях мы познакомимся с ней поближе.
Многие животные и растения Саратовской области, к сожалению, тоже занесены в Красную книгу. Это дрофа, слепыш, ландыш и др…
Ребята, нужно быть другом всех живых существ, не убивать и не мучить животных. Об этом нам расскажет Леша. Чтение стихотворения:
Яна кусте у родника
Не тронул сети паука,
Я поглазел на муравьев
У них домище – будь здоров
Я долго по лесу шагал
И никого не напугал.
Нигде воды не замутил
В лесу я просто погостил
Педагог. Ну а теперь о самом важном:
Взглянуть на нашу Землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух! Сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной!
Погибнуть может все живое!
Земля, что сделали с тобою?
Мы прибыли на станцию «Защитники природы». На нашей планете много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций. От этих предприятий загрязняется воздух. Отходы заводов сливаются в реки.
Но во время сегодняшнего нашего путешествия по родному Саратовскому краю мы узнали, как можно помочь нашей планете. Ребята, давайте еще раз повторим правила поведения в природе. (Педагог вывешивает правила, вместе с педагогом дети их читают).
1. Учись понимать природу, стань её другом и защитником
2. Радуйся красоте природы, не вреди ей
3. На природе веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми
4. Будь другом всех живых существ, не лови, не убивай, не мучай животных.
5. Не рви цветы, не ломай зря деревьев, не вырывай растения с корнем
6. Охраняй чистоту вод
7. Следи за чистотой природы. Не оставляй после себя следы пребывания в ней
IV. Итог занятия.
Ребята, очень важно, чтобы эти правила вы запомнили на всю жизнь. Я даю вам листочки с этими правилами; повторяйте их как можно чаще, и тогда наш родной Саратовский край и наша планета Земля всегда будут такими же прекрасными, какими вы изобразили их в своих замечательных рисунках.
РЕФЛЕКСИЯ
Наше путешествие закончилось. Если оно вам понравилось, то я приглашаю вас выйти ко мне и спеть вместе замечательную песню «Наш край».
Исполнение песни.
Большое спасибо вам, ребята, за вашу хорошую работу на занятии, за ваши добрые сердца. Большое спасибо за внимание и тёплые взгляды нашим гостям. Давайте никогда не забывать о том, что человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.