елена ямилева
Краеведение — одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Публикация «Краеведение — одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - кладезь на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.
Наша республика сегодня является уникальным регионом, по многообразию представленных в ней этносов, культур, языков.
Изучение, знание культуры и истории облагораживает человека, обогащает духовно.
В последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг. " определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на "поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов".
Формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды - местные историко-культурные, национальные, географические, особенности региона.
Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.
Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем, является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу.
Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т. е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении :
- вызвать интерес к жизни наших земляков, дать элементарное представление об истории родного города;
- дать представления о размерах нашей республики и её природных богатствах; вызвать интерес к жизни родного края;
- познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;
- познакомить с бытом и традициями башкирского народа, народными праздниками.
Целью нашей работы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе формирования у детей дошкольного возраста интереса и духовно-ценностного отношения к родному городу, краю, стране.
Важное место в воспитании подрастающего поколения принадлежит фольклору, устно-поэтическим традициям родного края, которые мы используем в работе с воспитанниками.
В народно-поэтическом творчестве всех этносов почетное место занимают сказки. Они отражают исторические судьбы, народную жизнь, народное сознание и играют большую познавательную, воспитательную и развлекательную роль.
Исходя из этого, в работе мы часто используем чтение народных сказок, легенд детям. После чтения, как итог, проводим с ними беседы, обсуждения, дискуссии. Побуждаем воспитанников к тому, чтобы они самостоятельно делали выводы, учились рассуждать, высказывать свое личное мнение.
В духовно-нравственном воспитании дошкольников немаловажную роль играют загадки, пословицы, поговорки. Загадки отражают высокий уровень познания мира. В пословицах и поговорках воплощена проверенная на протяжении веков мудрость многих поколений. Пословицы и поговорки – это живая история народа, В них получили закрепление исторические оценки явлений и событий, взаимоотношения людей.
А также духовные ценности, которые являются общими для всех народов. Это служение на благо Родины, доблесть, честность, доброта, трудолюбие и т. д.
Чтению поговорок, пословиц, а также их заучиванию, загадкам уделяем в работе с детьми немаловажную роль.
Велика роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения народных традиций и обычаев. У каждого народа их множество. Они связаны с образом жизни того или иного народа. Большая часть всех этих обрядов – это модели поведения человека в определенных условиях.
Таким образом, в нашем дошкольном учреждении ежегодно проводятся народные праздники, такие как «Нардуган», «Сумболя», детский «Сабантуй», «Грачиная каша», в них принимают участие и воспитанники, и педагоги, и родители.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников играют мини-музеи. В нашей группе с помощью родителей воспитанников был создан мини-музей «Наш любимый город-Межгорье», где родители приняли активное участие в изготовлении макетов города, с удовольствием пополняли музей различными экспонатами: кубками, вымпелами, медалями, памятными книгами и журналами предприятий города.
Также в нашей группе был создан, (не без помощи всё тех же родителей, мини-музей «Крепче гор могут быть только люди», в который собиралась информация о первооткрывателях нашего молодого города, первых руководителях, строителях, известных исторических личностях, побывавших в нашем любимом городке.
Экскурсии, проводимые в наших мини-музеях, имеют многоцелевой характер, предусматривающий решение многих задач образования, воспитания и развития личности.
Мы согласны с Я. А. Коменским, который одним из самых больших мест в нравственном воспитании детей отводит семье.
Поэтому неотъемлемой частью в нашей работе отводим сотрудничеству с родителями. Считаем одной из важных задач сотрудничества с родителями – повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с родным краем. Главное, на что обращаем внимание - вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.
Для организации сотрудничества используем разнообразные формы работы : коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Родители принимают участие в организации мини-музеев, проводим совместные детско-родительские собрания, развлечения, круглые столы, беседы, выпуск газет: «Мамы всякие нужны…», «Мама, папа, я – дружная семья», «Наша родословная», «Юмор с нами»,
«Во саду ли, в огороде», «По памятным местам всей семьёй» и т. д., выставки: «Осенний калейдоскоп», «Зимняя сказка», «Дню Победы посвящается»,
«Умелые руки не знают скуки», конкурсы семейных рисунков, также родители принимают участие в озеленении и оформлении участков детского сада.
Культура народной духовной памяти развивается в ребенке при общении со старшим поколением. Необходимо оживить поэтическое наследие, которое находится в памяти бабушек и дедушек, и превратить его в подлинное духовное достояние подрастающего поколения.
Для достижения этой цели проводим встречи «Бабушкины посиделки», где бабушки воспитанников рассказывают о своем рукоделии, делятся своим опытом в приготовлении национальных блюд, что бывает очень интересным для внуков. «За чашкой чая», где и бабушки, и дедушки рассказывают старинные сказки, веселые истории из своей жизни, играют на национальных инструментах, поют вместе с внуками песни. Таким образом, стараемся прививать своим воспитанникам уважение, любовь, заботу к пожилому поколению.
Традиционными в нашей работе стали экскурсии с детьми: в пожарную охрану, в школу, к памятникам и достопримечательным местам родного города, на городской стадион, целевые экскурсии-прогулки в природу. За несколько дней до экскурсии с детьми проводится небольшая беседа, с тем чтобы вызвать интерес к предстоящей экскурсии, оживить впечатления и представления, которые могут произойти в ходе экскурсии, сообщается её цель – дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят.
Исследования ученых, выполненных в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей.
Ознакомление дошкольников с окружающим – первые шаги в познании родного края, родной природы, в развитии бережного отношения к ней, в воспитании любви к Родине.
Экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательные, воспитательные задачи, а также экологическое, нравственно-патриотическое воспитание.
В дальнейшем мы будем продолжать работу по краеведению, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, духовнее, приобщать их к истинным ценностям, направлять мысли и стремления наших воспитанников на путь познания добра, воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.
1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». М. ЦГЛ, 2005 г.
2. Выготский Л. С «Овладение собственным поведением» Т 3.1983г.
3. Государственная программа «патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 г г.
4. Дерябина Л. Б. «Моя Родина Россия» серия «Малышам о Родине» СПб. Издательский дом «Литера» 2007 г.