Юлия Зайцева
Краеведческий проект «Поселок, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведческий проект
Актуальность темы определяется проблемой становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности, стоящей перед отечественным дошкольным образованием.
Данный опыт может служить для организации педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Воспитание любви и уважения к родному посёлку является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания.
Чтобы воспитать патриотов своего посёлка, надо его знать.
Публикация «Краеведческий проект „Поселок, в котором я живу“» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Цель: - воспитание у детей интереса, уважения и любви к малой родине на основе знакомства с родным посёлком.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи образовательных областей:.) Познание
- дать знания детям о родном посёлке, его истории, достопримечательностях;
- познакомить с именами тех, кто основал и прославил наш посёлок;
- воспитывать любовь к родному посёлку, умение видеть прекрасное;
б.) Коммуникация
- развивать в детях умение использовать в речи логически построенные высказывания;
- формировать умения пользоваться средствами общения со сверстниками и взрослыми в целях получения нужной информации.
в.) Чтение художественной литературы - развивать и поддерживать интерес к художественной литературе, как средству получения нужной информации. г.) Художественное творчество - активизировать самостоятельность детей в наклеивании фигур, их сочетаниях. - развивать чувство цвета и композиции. Предполагаемый результат: • Воспитать маленького гражданина своего посёлка. • Прививать желание посещать достопримечательности посёлка, получая моральное и эстетическое удовлетворение. •·Приучать детей беречь природу родного посёлка. Участники проекта :Проект предусматривает активное участие родителей, детей, воспитателей.
Срок реализации проекта : Дети 6-7 лет подготовительной группы.
долгосрочный (сентябрь - май)Принципы реализации проекта :Личностно-ориентированного общения – в реализации проекта дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом.
Принцип историзма – реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее. С этой целью подобран материал о Дубровском районе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного края.
Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном посёлке.
Принцип интегративности – реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, краеведческим музеем посёлка и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Дубровского района. Этапы реализации проекта :1 этап – Подготовительно-проектировочный этап.
СЕНТЯБРЬ
Составление плана работы по реализации проекта.
Создание творческой группы в помощь реализации проекта : родители, сотрудники краеведческого музея, библиотекари.
Оформление фотоальбома достопримечательностей посёлка детьми с родителями.
Подбор материалов и литературы для уголка краеведения.
Подбор материалов для изодеятельности и продуктивной деятельности.
Изготовление слайдов.
Разработка анкет для родителей. 2 этап – Практический ОКТЯБРЬ
«Край Дубровский» - наблюдение за общением детей в группе на основе первичных знаний о родном крае.
«Мой посёлок» - познавательный час, работа в уголке краеведения.
«Моя улица» - игровое занятие.
«Осень золотая» - конкурс рисунков.
НОЯБРЬ «Дом моей мечты».
Экскурсия на железнодорожный вокзал.
Растительный и животный мир Дубровского района.
Анкетирование «Дубровка – любимая моя».
ДЕКАБРЬ Просмотр слайдов «Ими гордится Дубровка».
«Книжкин дом» экскурсия в библиотеку.
«Транспорт родного посёлка» беседа.
Зимние забавы – игры наших бабушек и дедушек
ЯНВАРЬ Новогодние праздники п. Дубровка – посещение детьми новогодних мероприятий.
Рождественские колядки. Творческий вечер с участием родителей.
ФЕВРАЛЬ «Город-герой - Брянск» - знакомство с городом через фотоматериал.
Символы Дубровского района.
День защитника Отечества. Праздничное мероприятие. Стенгазета
МАРТ «Ай, да Масленица!» - посещение детьми с родителями мероприятий.
«Моя мама». Праздничное мероприятие. Выставка детских поделок «Нет прекрасней и родней милой мамочки моей».
Славянская семья на Руси.
АПРЕЛЬ «Семейные предметы старины». Групповая выставка.
Экскурсия на почту.
Встреча с интересными людьми посёлка.
Ресурсное обеспечение программы. Нормативно-правовые ресурсы:
- Закон РФ «Об образовании».
- Концепция содержания непрерывного образования
- Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».
- Устав ДОУ.
- Сан. Пины
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы:
- Воспитатели ДОУ
Информационные ресурсы:
- Слайды
- Диафильмы
- Сеть Интернет
Учебно-методические ресурсы:
- Библиотека
- Аудиотека
- Игротека
Материально-технические ресурсы:
- Финансирование проекта производится из фонда ДОУ.
Критерии оценивания проекта :.1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ.
2. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школеФормы и методы работы с детьми:- НОД, беседы
- чтение художественной литературы
- слушание аудио, просмотр видео
- экскурсии, наблюдения, целевые прогулки
- викторины, досуги
- встречи со специалистами Краеведческого музея
- дидактические игры
Формы и методы работы с родителями:- консультации
- родительские собрания
- конкурсы
- викторины
- тематические праздники
- целевые прогулки к достопримечательностям посёлка
- экскурсия в музей
Вывод:Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о достопримечательностях нашего посёлка доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
В целом проект с детьми и родителями имеет прогрессивный характер, так как пробудив интерес и чувство любви к родному краю в ходе нашего проекта, дети смогут продолжить расширять знания в направлении краеведения в начальной школе.
Литература:1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников».
2. Е. А. Сыпченко. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. Издательство «Детство-ПРЕСС», 2012г.
3. «Радуге над Дубровкой сиять»
Т. И. Бородина, А. Е. Митяев, Н. И. Алексеенков