Севостьянова
Кожлянская игрушка как средство воспитания ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Ирина Николаевна Севостьянова,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 127»
Статья на тему
«Кожлянская игрушка как средство воспитания ребенка - дошкольника»
Аннотация: в статье раскрыта роль народной игрушки в воспитании и развитии личности ребенка дошкольного возраста, показана работа педагога детского сада по ознакомлению воспитанников с кожлянской игрушкой, визитной карточкой Курского края.
Публикация «Кожлянская игрушка как средство воспитания ребенка-дошкольника» размещена в разделах
Ключевые слова: народная игрушка, кожлянская игрушка, воспитание, развитие, Курский край.
Детство - время игры. Игрушка - основной и важный атрибут игровой деятельности ребёнка. К сожалению, в современном мире, не все игрушки развивают положительные качества в ребенке.
Игрушка должна радовать малыша, способствовать его всестороннему и гармоничному развитию. Именно поэтому необходимо вернуть утраченные ценности и восстановить связь времён. Это позволит воспитать дошкольников в национальных традициях, подвести их к пониманию того, что они являются носителями русской народной культуры.
Для этого необходимо педагогам обратиться к истокам народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке родного края.
Известно, что художественно - эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и остаются в неизменном виде на всю жизнь. Поэтому так важно знакомить дошкольника с народно-прикладным искусством родного края, как с одним из наиболее эффективных средств развития его эстетического вкуса.
Игрушки сопровождают детей с первых дней их жизни. Несомненно, каждый родитель хочет видеть счастливым своего ребёнка. И именно поэтому ещё в 18 веке, мастерица из села Козля (сейчас - Кожля) Курской губернии, чтобы порадовать своё дитя, из местной голубой глины слепила игрушку - свистульку, высушила её и раскрасила яркими природными красителями. Позже кожлянская (курская) игрушка стала визитной карточкой Курского края.
Игрушки кожлянских мастериц и их последователей и в настоящее время продолжают радовать наших детей. Внимание их привлекают яркие элементы росписи: крестики, точки, сетки, круги, полосы, образующие незамысловатые узоры. Дошкольники с удовольствием рассматривают их, с большим интересом узнают обозначение каждого символа узора, учатся изображать их, а также сравнивать с узорами других народных игрушек.
Кожлянская игрушка, как показывает педагогическая практика, способствует воспитанию у ребёнка художественно-эстетического вкуса, становлению его эстетического отношения к окружающей действительности. Она обогащает чувственный опыт, эмоциональную сферу личности воспитанника, повышает его познавательную активность.
Кожлянская игрушка - один из народных промыслов, который делает культуру нашего края богатой и неповторимой.
При первом знакомстве ребенка с кожлянской игрушкой необходимо рассказать ему, что игрушка очень хрупкая и требует бережного отношения к себе, поэтому играть с ней, нужно очень аккуратно и с уважением к мастерам, которые ее изготовили.
Интересным для детей будет рассказ педагога о том, где делают такие игрушки, кто и как их мастерит, из какого материала. Необходимо помочь ребёнку осознать, что мастерица тратит на изготовление игрушки много сил и времени, что каждую свою игрушку кожлянские мастерицы изготавливали с любовью, вкладывали в неё частичку своей души. Тем самым, мы воспитываем в ребёнке такие качества как аккуратность и бережливость, умение ценить и уважать труд народных умельцев.
Стоит также упомянуть настоящих кожлянских мастериц : Ковкину Валентину Венедиктовну, Анастасию Неволину, Татьяну Коробову, сестер Дериглазовых, Ольгу Ивановну и Ульяну Ивановну, семью Тимофеевых.
Кроме того, при рассматривании кожлянских игрушек дети знакомятся с историей нашего родного края. Игрушка помогает расширить представления дошкольников о жизни наших предках, их быте, окружающих домашних животных и птицах, о труде и отдыхе людей на селе.
Народную игрушку, являющуюся, безусловно, любимыми детскими забавой и игрой, необходимо рассматривать и как эффективное средство педагогического воздействия, направленного на обучение, воспитание и развитие личности дошкольника.
Через народную игрушку детям передаются особенности национальных традиций, обычаев, самобытность культуры, своеобразное видение мира и отношений между людьми.
Игрушка способна повлиять на формирование творческих способностей ребенка, его креативный образ мышления, культурное развитие в целом.
Важным моментом в формировании личностных качеств ребенка, в первую очередь, устойчивых нравственно - патриотических ценностей является самостоятельное изготовление ребенком игрушек по мотивам народных промыслов, а затем организация разнообразных игр с ними. Практическая детская деятельность предоставляет ребенку широкие возможности для самореализации.
«Запуская механизмы абстрактного мышления», народная игрушка способствует также интеллектуальному развитию дошкольника.
Например, дети могут представить в своем воображении работу женщин-мастериц кожлянского промысла, крестьянский быт прошлого, народное гулянье на веселом празднике под названием Свистунья и др.
Но если записать на любой электронный носитель речь «как бы» народной мастерицы (в литературе этот прием называется «речь «квазисубъекта», то это поможет ребенку в его абстрактном путешествии.
Таким образом, происходит активизация аналитического восприятия, образного мышления, и как следствие, мотивации разнообразной детской деятельности.
Кожлянская игрушка неповторима. Она отвечает, что очень важно, педагогическим требованиям. Ее эстетическое оформление, рациональное сочетание цвета, формы и величины, выразительность образов, способность издавать звуки (свистеть) побуждает ребенка к разнообразным игровым действиям. Сюжет игрушки понятен дошкольникам: вот рогатый козлик, веселая лошадка, а рядом - гордый индюк, забавный медвежонок и нарядная барышня.
Игрушка закладывает у воспитанников основы национального характера. Так как она больше всего приспособлена к игре - ведущему виду деятельности ребенка-дошкольника, то перед педагогом раскрываются широкие возможности использования русской игрушки для гражданина и патриота своей Родины. Сегодня это особенно важно и актуально.
Изучение народной игрушки реализует в полном объеме и задачи сенсорного воспитания, формирования представлений о сенсорных эталонах. Большой интерес у детей вызывают особая обработка поверхности глиняного изделия и отточенность его формы.
В зависимости от цели и задач той или иной педагогической ситуации, обследование игрушки можно проводить разными способами. Для формирования наиболее полного представления об игрушке необходимо использовать анализаторы (зрительный, слуховой, кожный) в комплексе. Замечено, что детям нравится исследовать фигурку движением руки, вычленяя ее общие формы и отдельные детали.
Исследованные ребенком пространственное расположение, цветовая гамма, части и общая форма, динамичность, звучание формируют целостность образа игрушки.
Это помогает потом дошкольнику передать правдивый образ игрушки в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
Перед рисованием я предлагаю детям рассмотреть игрушку в фас, определить ее основные части, их цвет. Если же стоит задача слепить игрушку, то я напоминаю воспитанникам о необходимо обратить внимание на соединения отдельных частей.
Я заметила, что сенсорный опыт, если он не связан с речью, оторван от детской мыслительной деятельности. Поэтому я практикую (при необходимости) прямые и наводящие вопросы, четкие короткие инструкции.
Кожлянская игрушка - средство для развития всех сторон устной речи детей. Так как она содержит богатый лексический материал, то с опорой на нее можно развивать коммуникативные и речевые навыки и умения. С детьми мы составляем описательные рассказы об игрушке, придумываем собственные связные высказывания, моделируем линии в творческом рассказывании, сочиняем тематические загадки и сказки.
При описании игрушки использую мнемотаблицы, они подсказывают детям последовательность описания: внешний вид, поза, характер, костюм, личное впечатление (оценочное отношение) игрушки.
Для закрепления представлений разучиваем стихотворения и потешки о кожлянских игрушках, которые и сочиняем вместе с детьми.
«Нравится ли тебе игрушка?», «Хотел ли бы ты с ней поиграть?». Такие вопросы я обычно задаю детям после знакомства их с той или иной игрушкой. Большинство детей отвечают, что игрушка им нравится, она красивая, яркая, добрая, выражают желание с ней поиграть.
Народная игрушка - путь к познанию ребенком окружающего мира. Современные дети мало знакомы с жизнью людей на селе, их бытом, с сельскохозяйственными профессиями, народными традициями. А ведь именно в народной игрушке отражены традиции наших предков. Кроме того, народные игрушки поднимают настроение, открывают ребенку мир веселого народного праздника.
Кожлянские игрушки, при своей кажущейся простоте, своеобразны и очень выразительны. В них и фантазия мастера, и творчество декоратора, и эстетическое видение окружающего мира простого человека.
Кожлянская игрушка уверенно вошла в наш быт, стала подарком для родных и близких, одной из любимых игрушек для детей, постоянной участницей выставок. А еще она стала хозяйкой нашего этнического мини-уголка.
В современных условиях проблемы нравственности, культуры, воспитания являются приоритетными направлениями дошкольного образования. А игра и народная игрушка, как непременный спутник детства – важнейшие инструменты их решения.
Используемые источники
1. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. М. Виноградова. - Дошкольное воспитание. - 2004, № 4 - с. 33-35.
2. Петрова В. Б. Курская-Кожлянская игрушка. Традиции и современность. Традиционная народная культура: современное состояние, проблемы, перспективы: Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. / Под ред. Т. Ю. Нестеренко. - Курск, 2009- 211с.
3. Скобликова Т. Е. Связуя нить времен: историческая литература / Т. Е. Скобликова - Курская городская типография, 2001- 42 с.
4. Шабанов Н. К., Спесивцев Ю. С. Всадник на трёхглавом коне. Декоративное искусство и народные промыслы Курского края: сборник статей/ Под ред. Н. К. Шабанова - Издательство КГУ, 2006 - 189 с.