Настасья Дворниченко
Коспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия
Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
Жан-Жак Руссо
Вид: Занятие познавательного цикла.
Тип: Комплексное, интегрированное.
Цель: Закрепление представлений об обитателях подводного мира, умения создавать декоративные композиции заданной тематики.
Задачи:
Публикация «Коспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Образовательная: Тренировать способность приобретать знания путем экспериментирования, познакомить детей с профессией археолога, формировать умения объяснять полученные данные;
Развивающая: Развивать творческую активность детей, создавать условия для участия детей в коллективном разговоре, мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, память;
Воспитательная: Воспитывать у детей любознательность, целеустремленность, сообразительность, коммуникативное взаимодействие, доброжелательность.
Методы и приемы: Беседа, самонаблюдение, экспериментирование, сюрпризный момент, игра, логическое рассуждение.
Словарь: Археолог, раскопки, акваланг, батискаф, морской еж, осьминог, коралл, жемчужина.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций: «Обитатели подводного мира»
2. Дидактическая игра: «Найди обитателей моря»
3. Пазлы «Подводная лодка»
4. Игра «Море волнуется раз…»
5. Загадки о морских обитателях
6. Чтение стихотворений о пиратах.
Демонстративный материал:
Четыре «Волшебные звезды» (картинки из пластика, на которых нарисованы буквы, покрытые воском и краской); макет замка; планшет; емкости с песком и водой; ткань голубого цвета; сундучок с картой; карточки с изображениями морских животных; ракушки различного размера; кораллы; бусины; фонограмма «ШУМ Моря»; «Волшебная музыка»; голос Пирата, Нептуна.
Раздаточный материал на каждого ребенка:
стека; салфетка; тренажер «Осьминог»; мешочек для сокровищ; заготовка рамки для фотографии.
Научно-энциклопедическая подготовка воспитателя:
Археология (др. греч. — древний и — слово, учение) — историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Археолог
Батискаф (Bathyscaphe) (от греч. — глубокий и — судно) — подводный автономный (самоходный) обитаемый аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах. Батискаф состоит из стального поплавка, заполненного для создания положительной плавучести бензином, и жестко соединенного с ним прочного стального пустотелого шара — гондолы (аналог батисферы, в которой в условиях нормального атмосферного давления находятся аппаратура, пульты управления и экипаж. Движется батискаф с помощью гребных винтов, приводимых в движение электромоторами.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Батискаф
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сюрпризный момент
Звучит фонограмма «ШУМ МОРЯ». Затем голос из замка:
«Я на острове далеком
Много лет тому назад
В яме темной и глубокой
Закопал бесценный клад.
А зачем, сказать мне сложно,
Мне традиции велят
Делать так, ведь, я – пират!
Отыщите в замке карту!
Отправляйтесь в дальний путь.
Да попробуйте ребята
По пути не утонуть!
Ха, ха, ха!»
Проблема, обсуждение проблемы.
Воспитатель: Ребята, кто это сказал? Как вы думаете?
Дети: Пират!
Воспитатель: А вы хотите отыскать сокровища и отправиться в путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: тогда для начала…
«Мне ладони покажите-
Правую и левую!
В кулачок скорей сожмите
Пальчики умелые.
Разожмите… рассмотрите …
И скорее мне скажите:
Для чего нужны нам, дети,
Ловкие ладошки эти?»
Дети: рассуждают
Воспитатель: Для того чтобы помочь нам в поисках клада! А кто помнит с чего нам надо начать?
Дети: Найти замок и карту!
Воспитатель: Правильно! Какие вы внимательные! В путь! Ой! Только мы забыли взять что-то для того, куда мы будем складывать найденные сокровища?
Дети видят приготовленные мешочки, предлагают взять их.
Поиск путей решения проблемы.
Далее дети подходят к столу, где находится макет замка засыпанного песком.
Воспитатель: Посмотрите замок засыпан песком! Что делать?
Дети: рассуждают.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу, как называют людей, ко-торые, как и мы ищут замки и другие древние находки. Эта профессия - археолог. А как вы думаете, зачем археологи ищут древние предметы?
А какие предметы, инструменты они используют для раскопок?
Дети: рассуждения
Воспитатель: Правильно, можно использовать специальные инструменты: щетки, кисти, лопатки. Их складывают в различные ящики. Давайте и мы, как настоящие археологи будем производить раскопки! Посмотрите, здесь стоят такие специальные ящики, где находятся все необходимые нам инструменты.
Дети очищают макет замка от песка. Находят дверцу, где лежит сундучок с картой. Убирают инструменты в ящик. Рассматривают карту и вставляют ее в планшет.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, нам предстоит нелегкий путь, поэтому, как и любой команде, нам требуется капитан. Капитаном я назначаю… (Имя).
Воспитатель назначает капитана.
Воспитатель: Та-а-а-к. давайте посмотрим, что тут нарисовано?
Дети рассматривают карту, обсуждают дальнейшие действия.
Воспитатель: Нам надо найти четыре звезды. Они находятся на дне морском, куда нам и предстоит отправиться! Вы видите где-нибудь цифру «1»?
Звучит фонограмма «Шум моря». Дети подходят к столу с цифрой «1». На столе находятся емкости с водой и галькой, салфетки.
Воспитатель: По песчаному берегу мы подошли к морю. Послушайте, как оно шумит. Тревожно, таинственно. Опустите руки в воду. Что вы чувствуете? Что видите?
Дети: описывают свои ощущения
Дети перебирают гальку пальцами, играют с водой. По окончании вытирают руки салфетками. Находят под салфетками первую звезд.
Воспитатель: Вот какие вы молодцы, очень внимательные! Пусть пер-вая звезда будет находиться у нашего капитана! И дальше куда же нам двигаться?
Дети рассматриваю карту, определяют движение. Подходят ко второму столу, покрытому голубой тканью. На нем оформлен ландшафт морского дна, разложены галька, бусины, кусочки кораллов, ракушки разных форм.
Воспитатель: Как вы думаете, человек может оказаться на дне мор-ском? Какие приспособления и аппараты помогают людям опускаться на дно?
Дети: рассуждают
Воспитатель: Да, это могут быть акваланги, батискафы и даже подводные лодки. Посмотрите, кто это притаился под камнем?
Дети: осьминоги.
Воспитатель: они смотрят на нас, наверное, хотят поиграть?
Каждый ребенок надевает на палец резинку, к свободному концу которой прикреплен осьминог, играет с ним. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
«Я веселый осьминог,
У меня так много ног,
Чтоб удобно было мне
Жить среди камней, на дне.
Сильным, ловким быть стараюсь,
Приседаю, поднимаюсь,
С рыбкой в танце закружусь
И на камни опущусь».
Воспитатель: осьминоги прячутся под свои камни, а вдруг там прячется и наша вторая звезда?
Дети ищут и находят вторую звезду.
Воспитатель: Какие вы ловкие! Вторую звезду мы отдадим капитану на хранение. А сейчас еще раз рассмотрим нашу карту и решим, где же нам искать следующую звезду?
Дети проходят дальше, перед ними лежат фотографии морских обитателей.
Воспитатель: я думаю, что жители морского дна точно должны знать, куда спрятал сокровища пират! Но прежде, давайте их внимательнее рас-смотрим! Это и будет нашим следующим испытанием, назвать жителей морского дна.
Воспитатель показывает изображения обитателей морского дна, а дети описывают их внешний вид.
Воспитатель: Вы такие умные! Думаю, теперь мы и звезду без труда отыщем!
Дети ищут звезды, находят сразу две!
Воспитатель: УРА! Все звезды теперь у нас! А что же нам с ними де-лать?
Дети: рассуждают, рассматривают, обращают внимание на покрытие.
Воспитатель: Правильно, их надо зачистить. Для этого нам подойдут стеки, да?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда за дело!
Дети очищают от воска звёзды и составляют слово «МОРЕ»
Воспитатель: Ребята, а что же нам дальше–то делать?
Дети: рассуждают
Воспитатель: Может, обманул нас Пират, и нет никаких сокровищ?
Дети: рассуждают
Звучит волшебная музыка и голос….
«Гордый я морей властитель
Рыб, дельфинов повелитель
Мой дворец на дне морском
Весь усыпан янтарем!»
Какие вам нужны сокровища, разве не видите! Они перед вами! Море, вот настоящее сокровище! Оно и накормит и суда по нему ходят разные! А какие там богатства и красоты! Вот они все перед вами, посмотрите!
А еще, за то, что вы такие ловкие и смелые я подарю вам рамки волшебные. Их вы украсьте красиво и домой отправляйтесь!Счастливо!»
Воспитатель: Правда ребята, посмотрите, какая красота вокруг нас, это и жемчуг, который еще называют «слезами моря» и кораллы и ракушки! Чем не сокровища? Давайте соберем немного «сокровищ» в наши мешочки и украсим рамки для фотографий, которые подарил нам царь морской?
Дети украшают рамки.
Заключительная часть
Воспитатель: Какие замечательные у вас получились рамки! У вас та-кие ловкие, быстрые и проворные пальчики! А теперь нам пора и в детский сад возвращаться! Нас уже на суше заждались! Все вместе закрываем глазки….(звучит фонограмма «Шум моря»)
Воспитатель: Вот мы и в детском саду! Понравилось вам морское пу-тешествие?
Дети: Да!
Индивидуальные вопросы детям:
•Как называется профессия людей, которые занимаются раскопками?
•Какие специальные инструменты используют при раскопках археологи?
•Какие приспособления и аппараты помогают опускаться людям на морское дно?
•Каких новых обитателей морских глубин вы запомнили?
•Что нам помогло в пути (карта, пальчики, сплоченность, дисциплинированность и ответственный капитан?
Воспитатель: Вы такие дружные! А теперь, ребята, можете отнести свои рамки в шкафчики.
Звучит фоновая музыка.