Ирина Буданина
Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Космическое путешествие»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и рисованию. Тема: «Космическое путешествие» в подготовительной группе.
Краткая аннотация интегрированного занятия
Актуальность. В условиях ФГОС ДО, предлагающего нам модернизировать и оптимизировать процесс обучения воспитанников,
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и рисованию „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Поэтому интегрированные занятия с использованием ИКТ актуальны, а тема космоса без ИКТ - недосягаема, так как цель представления развивающей и обучающей видеоинформации – формирование у дошкольников системы мыслеобразования.
Практическая значимость. В данном занятии присутствует прием подачи нового с опорой на имеющийся опыт детей: знания о планетах есть у детей + интересный факт про планету Марс. Возможности компьютера позволили увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлек внимание, дал возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызвали интерес, в результате снялось напряжение.
Инновационная направленность: Инновационная направленность интегрированного занятия «Загадочный мир космоса» в подготовительной группе предполагает включение воспитателя в процесс использования педагогических новшеств на основе применения ИКТ и создание в группе определенной инновационной среды, а дошкольников - в мир космоса, такого загадочного и далёкого.
Программное содержание
Тема: «Космическое путешествие».
Цель занятия : обобщить и систематизировать представление детей о космосе; закреплять умение рисовать с помощью нетрадиционной техники «граттаж».
Образовательные задачи:
- Закреплять знания о Солнечной системе, уточнить представление детей о космосе.
- Вызвать интерес к новой информации о Марсе.
- Продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопросы.
- Формировать у детей умение образовывать имена прилагательные от имен существительных.
- Продолжать обогащать словарный запас дошкольников.
- Совершенствовать стремление создавать в творческой работе образы космических объектов, используя нетрадиционную технику рисования «граттаж».
- Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности.
- Развивать творческое мышление, познавательную активность.
- Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.
- Развивать умение находить решение проблемы.
- Воздействовать на эмоциональное восприятие детей музыкой, с целью представить целостный образ космического пространства.
- Развивать фантазию, воображение.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать познавательные интересы, аккуратность.
- Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Использование современных образовательных технологий: Проблемное обучение, исследовательские методы в обучении, игровые методы, здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты:
- дошкольник, имеющий представление о строении Солнечной системы, названиях планет;
- дошкольник, проявляющий интерес к окружающему миру природы, с интересом участвующий в наблюдениях;
- дошкольник, с пополненным активным и пассивным словарём по теме «Космос»;
- дошкольник, умеющий работать в группе проявляя активность, инициативу, предприимчивость, контактность, дисциплинированность, критичность;
- дошкольник, применяющий нетрадиционную технику в рисовании;
- дошкольник, умеющий следовать устным инструкциям.
Предварительная работа: Знакомство с космосом, планетами, глобусом, с жизнью на Земле. Рассматривание планет Солнечной системы; чтение стихотворений о космосе, планетах Солнечной системы; загадывание загадок; рисование, лепка, аппликация на тему «Космос»; выкладывание планет в нужной последовательности; рисование различными нетрадиционными техниками по теме «Космос».
Материалы и оборудование:
- Шляпа и накидка «звездочета»;
- ноутбук, проектор, экран;
- флеш карта с презентацией «Загадочный мир космоса»; с видео материалом «Космос»;
- лампа-цветомузыка «Космический шар»;
- космическая музыка, Людвиг Ван Бетховен Лунная соната (Мелодия слёз);
- два небольших мешочка (один пустой, другой полный) для игры в слова;
- блестящие звезды и раскраски «Звезды» – подарки детям;
- листы бумаги для фона, обработанные парафином и покрытые гуашью; палочки для процарапывания, кисти, тарелочки, салфетки.
Ход ЗАНЯТИЯ
Перед началом занятия дети сидят на стульчиках.
1. Организационный момент.
Сюрпризный момент.
Входит воспитатель в костюме звездочета
Иду, иду и никого не найду…. (бубнит себе под нос, не замечая детей)
Я – Звездочет,
Веду всем звездочкам учет.
Пересчитал я все кометы,
И знаю путь любой планеты.
Включает шар с космической музыкой, садится на ковер, смотрит на потолок и рассказывает:
В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна. Почему это происходит, наши предки не понимали и объяснить не могли. Но прошли тысячелетия и на многие вопросы даже дети знают ответы.
Звездочет: О! (ВСТАЁТ) А вот и дети! Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте) Давайте с вами познакомимся. А познакомится, я вам предлагаю с помощью пирамиды из рук. (Знакомство).
Вот уже целый месяц я слежу за вашими успехами. Однажды, пролетая над вашим городом, я увидел группу детей из вашего детского сада, которые наблюдали в утренние часы за солнцем, потом я заметил, как в вечерние часы вы наблюдали за звездами. Наблюдали? (ДА)
2. Основная часть
Звездочет: Вы такие любознательные, а я очень люблю умных и любознательных детей. Скажите, ребята, а вам про космос ваши воспитатели что-нибудь рассказывали? (ДА). Вам нравятся рассказы про космос? (Да)
Звездочет: Садитесь все ко мне поближе на ковёр – хочу вам задать несколько вопросов, раз все такие умные. А какое оно, мое царство? Попробуйте его описать. (Холодное, темное, мерцающее, блестящее, огромное и т. д.).
Звездочет: А что интересного и нового вы знаете о моем царстве? (Если дети молчат спросить ещё) – Что там, в космосе кроме звёзд имеется?
Дети рассказывают Звездочету, о планетах, о солнечной системе, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях.
А чтобы вы больше узнали о моем космическом царстве, предлагаю вам посмотреть мультфильм.
Звездочет: Посмотрите, какая красота у меня в космосе.
Звездочет: Интересно? Ещё одна просьба к вам. У меня в руках космический мешочек, он развязался и все содержимое в космос улетело - его надо наполнить словами о космосе, вы называете слова, а я их ловлю? Приготовились. Только поднимайте руку.
Для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос, какой? Ну, например, туман – туманный (звезда – звездный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, холод – холодный, кислород-кислородный).
Звездочет: Какие вы молодцы! Как много вы знаете о космосе, и мешочек у меня заполнился, потрогайте, спасибо вам!
Надо незаметно поменять мешочек на полный.
(Слайд 1)
Звездочё т: Ой ёй, ёй! Забыл пересчитать планеты.
А ну-ка, вставайте в круг, мальчики и девочки, будете считать планеты вместе со мной. Знаете, что такое ЭХО? Так вот я говорю, а вы повторяете. Вы будете ЭХО. Движения тоже повторяйте за мной.
Физкультминутка:
На луне жил звездочёт,
Он планетам вёл учё т: (шагаем на месте)
Раз – Меркурий, (хлопок ладошками)
Два – Венера, (руки вверх)
Три – Земля, (руки в стороны)
Четыре – Марс, (руки вниз)
Пять – Юпитер, (приседания)
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран, (наклоны вперед)
За ним – Нептун. (прогнуться назад)
Он восьмой идет по счету. (ходьба на месте)
А за ним, уже потом,
И девятая планета (прыжки на месте)
Под названием Плутон! (дети садятся)
Звездочет: Вот мы и вспомнили все планеты, молодцы!
Но, об одной планете, я хочу вам рассказать что-то новое – неизвестное…
Становитесь в полукруг перед экраном.
Презентация «Планета Марс + инопланетянин» (слайд 2)
Звездочё т: Смотрите! Какая красивая красная планета – Марс и житель космоса – кто это? (ИНОПЛАНЕТЯНИН!
Я расскажу и покажу вам очень интересный факт про планету Марс.
Марс – 4 планета солнечной системы. Как и на земле, на Марсе бывает день и ночь. А также весна, лето, осень, зима. Её иногда называют Красной планетой, потому что она состоит из красного камня. На Марсе самые большие вулканы в солнечной системе. На эту планету учёные отправляли космические корабли, которые обнаружили, что воды на ней нет, а атмосфера состоит из углекислого газа.
(Слайд 3)
Марс намного холоднее земли, потому что стоит дальше от солнца. Средняя температура достигает – 60 градусов. Хотя она может падать и до -125 градусов.
(Слайд 4)
А в полдень она может подниматься до +20.
Ребята подумайте над проблемой, если на Земле днем зимой будет тепло как на Марсе +20, а ночью холодно – до -125°. Что произойдет с жизнью на Земле? Что может случиться? (ответы, рассуждения детей)
Звездочё т: Я не ошибся, вы действительно очень умные. Поэтому я вас хочу пригласить в необычную космическую изостудию. Вас ждёт интересная работа. Не боитесь трудностей? (НЕТ) Тогда слушайте…
Всё, что мы с вами увидели, мы изобразим в картинах. Делать это мы будем с помощью палочек на специально приготовленных листах. Палочка – это инструмент, будьте осторожны и внимательны, она острая. Мы будем работать в технике «Граттаж». Граттаж – это новое слово. Давай его произнесём и поймаем хлопком как я. (Хлопком дети повторяют новое слово). (Обратить внимание детей на мольберт с образцами). Эти рисунки сделали дети детского сада «Берёзка», когда я был у них в гостях. Ваша задача изобразить космические просторы, вместе с планетами, звездами, и Солнечной системой. Задание понятно?
Но, сначала разомнё м наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять (по одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд (соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит (показывают бинокль)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы (загибают пальчики обеих рук)
В космосе сквозь толщу лет (сжимают и разжимают пальцы рук)
Ледяной летит объект (поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево)
Хвост его – полоска света (к кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки – «хвост»)
А зовут объект комета (сжимают и разжимают пальцы рук).
Приступайте. Не забывайте про осанку!
Дети выполняют работу под музыку. Во время выполнения проводится индивидуальная работа.
Посмотрите друг у друга, какие замечательные картины у вас получились! Понравились?
3. Рефлексия
А теперь подойдите ко мне. Вот и подошла к концу наша встреча.
- Что вы сегодня видели? О чём новом узнали?
- Как получились у вас такие красивые картины? Что вам в этом помогло? (мы познакомились с новым способом изображения – процарапыванием по листу острым предметом.)
- А как называется этот способ? (граттаж)
Включается шар (гасится свет) – звучит спокойная музыка.
Звездочё т: Ребята, посмотрите, это же звездопад. Когда падают звезды, люди загадывают желания, и они сбываются. Я вам подарю падающие звездочки, чтобы ваши желания сбылись. А теперь закройте глазки и загадывайте желание, только про себя.
(Пока дети закрыли глаза – надо незаметно бросить им под ноги звёздочки) Загадали? Смотрите, они к вам прилетели!
Возьмите каждый свою звёздочку и положите дома под подушку и вам будут снится красивые и добрые сны.
А ещё в подарок я сам нарисовал вам звёзды, но не успел раскрасить. Можете взять домой или раскрасить в детском саду.
Я так не хочу с вами прощаться, но (грустно) надо - (весело и громко) ОБНИМАШКИ!
Звездочёт присаживается на стульчик, или на корточки, или на колени и расставляет руки.
Звездочет: Я уйду, а вы своими впечатлениями о нашей встрече поделитесь с воспитателем и родителями. Далее машет и молча уходит.