Ирина Макарова
Игра для старших дошкольников «Космические приключения»
▼ Скачать + Заказать документы
Космические приключения
Игра для старших дошкольников
Пояснительная записка
Игра «Космические приключения» построена по принципу настольной игры - ходилки. Цель подобной игры – провести фишку по заготовленному маршруту. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку, традиционно определяется броском игральной кости. В нашем случае игральная кость – это кубик с числовыми и цветовыми обозначениями на гранях. Числа указывают на количество ходов для передвижения фишки, а цветные грани, дают преимущества или возврат хода. Игра «Космические приключения» построена таким образом, что в нее могут одновременно играть дети всей группы, объединенные общей целью, действиями и результатом. Игра предполагает передвижение фишки по игровому полю от одного пункта до другого. Каждый пункт представляет собой тот или иной символ, который скрывает название подвижной игры, движения или упражнения, которые дети должны выполнить, чтобы получить возможность двигаться дальше; а также содержит вопросы и загадки, подчиненные теме «Космос». Весь практический материал находится в приложении.
Публикация «Игра для старших дошкольников „Космические приключения“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Игры, дидактические пособия на космическую тему
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Игра «Космические приключения» может быть использована в работе по физическому развитию дошкольников, предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Цель игры – активизация двигательной деятельности и внимания через игровую ситуацию, развитие познавательного интереса.
Задачи:
• совершенствовать двигательные навыки и психофизические качества детей;
• закреплять знания о космосе;
• развивать творческие способности через танцевально-игровую импровизацию;
• закреплять навыки правильного дыхания;
• воспитывать смелость, любознательность.
Описание
В состав игры входит игровое поле, фишка и кубик. Игровое поле – прямоугольник, размером 1м 1,5м, изготовленный из дерматина. Во время игры игровое поле располагается на полу таким образом, чтобы все действия на нем были видны каждому из участников. На поверхности игрового поля расположены последовательно соединенные диски с символами и вопросительными знаками. Кубик имеет шесть граней, на четырех нанесены числа, две боковые грани красного и зеленого цвета. Целью кубика является демонстрация случайно определенного числа от 1 до 4, в соответствии с которым передвигается фишка.
Выполнение двигательных заданий предполагает использование в ходе игры физкультурного оборудования: фитболов, обручей, гимнастической стенки, скамеек, наклонных и ребристых досок.
Варианты игры.
В – 1. В игре может участвовать любое количество детей (от 5-6 до 20-25 игроков). Суть игры – провести фишку по заготовленному маршруту, «путешествуя в космосе», преодолеть различные препятствия и добраться до планеты, находящейся за пределами Солнечной системы. Препятствия – это вопросы и загадки о космосе, на которые дети должны ответить; движения, упражнения, которые дети должны выполнить и игры, в которые им предлагается поиграть. Игра начинается с того, что один из участников бросает кубик. По грани кубика, которая окажется верхней после его остановки, определяется значение броска. Числа 1,2,3,4 позволяют фишке двигаться вперед на соответствующее количество ходов. Красная грань кубика возвращает фишку на один ход назад, а зеленая продвигает на один ход вперед. Игра заканчивается по моменту прибытия фишки к конечной планете.
В – 2. Игра носит соревновательный характер. В ней принимают участие две команды и, соответственно, по полю передвигаются две фишки. Побеждает команда, которая быстрее достигнет финиша или наберет большее количество очков. В данном варианте рекомендуется использовать игры-эстафеты.
Приложение
1. Комплекс О. Р. У. «Тренировка космонавтов»
• «Проверим ремни». И. п. – стоя на коленях, руки на пояс.
1 – руки в стороны назад, сед на пятки; 2 – вернуться в и. п. Повторить 8-10 раз.
Раз, два, три –
Ремни прикрепи.
• «Подышим глубже при взлете». И. п. – сед с прямыми ногами, руки на коленях.
1 – руки в стороны назад, туловище слегка назад; 2 – вернуться в и. п. Повторить 8-10 раз.
Ракета, ввысь лети!
Космонавт, глубже дыши!
• «Посмотрим в иллюминатор». И. п. – сед, ноги врозь, руки вперед.
1 – поворот туловища вправо; 2 – вернуться в и. п. ; 3 – то же влево. Повторить 8-10 раз.
Посмотри в иллюминатор, друг!
Чудеса одни вокруг!
• «Состояние невесомости». И. п. – лежа на животе, руки в стороны.
1 – приподнять голову, ноги, руки; 2 – вернуться в и. п. Повторить 6-8 раз.
Словно ласточки мы парим,
Из отсека в отсек летим.
• «Пытаемся сесть в кресло». И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
1 – сед с прямыми ногами, руки вниз; 2 – вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
Садимся в кресло мы с трудом.
Еще труднее удержаться в нем.
• «Собираемся перед выходом из ракеты». И. п. – стоя, ноги врозь, руки в стороны.
1 – выпад вправо, коснуться правой рукой носка правой ноги; 2 – вернуться в и. п. ; 3-4 – то же влево. Повторить 8-10 раз.
Вот и опускаемся на Луне…
Размяться перед выходом надо мне.
• «Радость прибытия». И. п. – ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на месте на двух ногах в чередовании с ходьбой.
Радостью охвачена детвора…
Вот она, Луна!
2. Комплекс фитбол-аэробики «На ракетодроме»
• И. п. – сидя на фитболе, руки за голову.
1 – руки вверх; 2 – и. п.
• И. п. – сидя на фитболе, ноги врозь, руки к плечам.
1 – поворот туловища вправо, руки в стороны;
2 – и. п.
3 – поворот туловища влево, руки в стороны;
3 – и. п.
• И. п. – стоя лицом к фитболу, руки на пояс.
1-2 – наклон вперед, ладони на фитбол; 2 – и. п.
• И. п. – сидя на фитболе, руки внизу.
1 – поднять правое плечо;
2 – и. п.
3 – поднять левое плечо;
4 – и. п.
• И. п. – сидя на полу спиной к фитболу.
1-2 – согнуть ноги;
3-4 – выпрямить ноги.
• И. п. – стоя боком к фитболу.
1-8 – 8 шагов вокруг фитбола вправо, поворот кругом;
9-16 – 8 прыжков на обеих ногах вокруг фитбола.
• И. п. – стоя на коленях, руки на фитболе.
1-2 – перекат вперед, лежа на животе;
3-4 – и. п.
• Ходьба вокруг фитбола с выполнением хлопков над головой.
3. Комплекс дыхательной гимнастики
Цель данного комплекса: укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы.
Проводится в игровой форме.
1. «Ветер на планете».
1 - руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
2 - выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).
3 - выдох произвольный.
Повторить 3-6 раз.
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
2. «Планета «Сат – Нам» - отзовись!» (йоговское дыхание).
Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.
И. п. : сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.
После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам».
Повторить 3-5 раз.
Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.
Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - всё расслабляется.
Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат – Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».
3. «На планете дышится тихо, спокойно и плавно».
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
И. п. : стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.
Повторить 5-7 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
4. «Инопланетяне».
Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат – Нам» - отзовись!».
Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.
И. п. : 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.
Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются».
1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот,
грудную клетку.
2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.
3. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая «Я сильный (ая)». Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.
4. Подвижная игра «Космонавты»
Ждут нас быстрые ракеты Ходьба на носках, руки на пояс.
Для полета на планеты. Ходьба на внешней стороне стопы.
На какую захотим, Корпус наклонен, руки в стороны.
На такую полетим. Руки назад, голова поднята.
Но в игре один секрет - Руки за головой.
Опоздавшим мета нет. Присесть, спина прямая.
С окончанием слов дети разбегаются и попарно занимают «ракеты» - обручи. Вставшие в обруч, друг к другу спинами, они поднимают его над головой. По команде «посадка» опускают обруч вниз у своих ног.
5. О. В. Д. (Прыжки из обруча в обруч, ходьба по гимнастической скамейке, наклонной и ребристой доске, лазанье по гимнастической стенке)
Прилунился лунолёт.
В лунолете – луноход.
Горы, кратеры и лунки
Луноходу не страшны.
Оставляет он рисунки
На поверхности Луны.
Пыли много, ветра нет.
Жить рисункам много лет.
6. Подвижная игра «Займи место в ракете»
В центре зала лежат обручи - «ракеты». Участников игры больше, чем мест в ракетах. Дети стоят напротив ракет, свободно группируясь. По сигналу ведущего все бегут к ракетам, стараясь занять место – встать в обруч. Игра повторяется несколько раз.
7. Игра на преодоление двигательного автоматизма «Запрещенное движение»
Юные космонавты, приложите старание.
Будет сейчас тренировка внимания.
Дети стоят лицом к педагогу. Под музыку И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом» на начало каждого такта они выполняют руками движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
8. Вопросы о космосе.
• Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
• Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)
• Что такое Солнечная система? (Это центральная звезда Солнце и все космические тела, которые вращаются вокруг него)
• Какие планеты ты знаешь в Солнечной системе? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
• Какую планету называют красной? (Марс)
• Какая планета находится ближе всех к Солнцу? (Меркурий)
• Как называется спутник Земли? (Луна)
• Что такое метеориты? (Камни или куски железа, упавшие на Землю из межпланетного пространства)
• Кто был первым космонавтом Земли? (Юрий Алексеевич Гагарин)
• Ты бы хотел стать космонавтом? Почему?
• Какими качествами должен обладать космонавт?
9. Космические загадки.
Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогат. Что это? (Небо, месяц, звезды)
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья. (Меркурий)
Эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон)
Эта планета нам всем дорога,
Нам жизнь подарила планета….(Земля)
А эта планета гордится собой,
Поскольку считается самой большой. (Юпитер)
Кольцами себя окружила
И этим себя от других отличила. (Сатурн)
Морской царь названье ей дал,
Именем своим планету назвал. (Нептун)
Ночь на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. (Луна)
10. Подвижная игра «Земляне и инопланетяне». Дети делятся на две команды – землян и инопланетян. Первые на своей половине зала – в ракете, инопланетяне – на своей – в пещере. Музыка звучит – все веселятся. Музыка замолкает – земляне ловят инопланетян, затем – наоборот. Убегая, земляне должны вернуться в ракету, а инопланетяне – спуститься в пещере.
Список литературы
1. Железняк Н. Ч. Занятия на тренажерах в детском саду. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2009.-120 с.
2. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. Старшая группа : Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.-256с.
3. Муллаева Н. В. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников : Учебно-методическое пособие – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005-160с.