Юлия Корнилова
Мастер-класс «Эйдетика или развитие памяти играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с методом эйдетики, как способом развития памяти дошкольника.
Задачи:
расширить и обогатить знания педагогов о развитии ассоциативно-образного мышления у детей дошкольного возраста;
познакомить с приемами эйдетики и их использованием в работе, а также с играми, которые способствуют развитию воображения, памяти и образного мышления;
Публикация «Мастер-класс „Эйдетика или развитие памяти играя“» размещена в разделах
- День Победы. ИЗО, изодеятельность
- Игры для детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эйдетика. Эйдетические игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
предложить заучить скороговорку на память, используя эйдетические приемы.
Участники мастер-класса : педагоги ДОУ.
Ход мастер-класса
Вступительная часть
Занимаясь развитием с детьми раннего возраста, не устаёшь восхищаться неограниченными возможностями малышей. Разве не гениальны дети, умеющие в два года читать, решать сложные головоломки, знающие несколько языков?
Давно замечено то, что дети 2-3 лет достаточно легко запоминают слова, обозначающие конкретные предметы – «бегемот», «баран», «волк», в отличие от абстрактных слов, например, «семь». Так происходит потому, что ребенок обладает прекрасной образной памятью, он может видеть предмет, которого нет в поле зрения.
По мнению М. В. Осориной, ребенок способен образно представлять в уме и фантазировать в возрасте от двух до пяти лет. В этом возрасте он обнаруживает новые возможности удваивать мир, представляя воображаемые образы на внутреннем психическом экране.
Мы можем воспользоваться этим умением и помочь его развитию. Если постоянно включать в занятия с ребёнком игры на создание образов, то такой способ запоминания станет для ребёнка привычным, образы будут возникать без напряжения. Стоит нам только поддержать то, что дано ребёнку природой, и мы получим отличные результаты. Важно помнить о том, что, если мы чем-то не пользуемся, мы это утрачиваем, эти способности атрофируются.
Кроме того, занимаясь эйдетикой с малышами, мы закладываем в них творческое начало. Эти занятия не только учат запоминать, но и превосходно развивают детское воображение и фантазию.
Целью настоящей методики является попытка описания и систематизации занятий с детьми с двух до пяти лет, направленных на развитие образной памяти и мышления.
Занятия с малышами 2-4 лет имеют ряд отличий от занятий с более старшими детьми. Время занятий сокращается. Упражнения на развитие образной памяти чередуются с другими играми.
Игры, которые будут вам предложены, основаны на визуализации (зрительном представление) какой-либо информации. Мысленное создание картинки занимает несколько секунд, но даёт вам гарантию превосходного запоминания.
Первое время вам придётся составлять историю самим. Далее вам будет предложено несколько игр (проигрывание с педагогами и специалистами ДОУ).
Практическая часть
От эмоциональной окраски «истории» будет зависеть качество запоминания. Например, если сказать три выражения:
Змея;
Змея, ползущая по вашей входной двери;
Змея, ползущая по вашей руке
Представить вы сможете, все три варианта, но запомнится вам лучше всего третий вариант, потому что он более эмоционально окрашен и вызывает у вас чувства страха или брезгливости. Эти три примера помогут вам при составлении «истории».
Потому делаем выводы:
1. Все, что нужно запомнить — представляем
2. Представляемое ассоциируем ярко и необычно.
Игра «путешествие» (метод Цицерона) (с 2 лет)
Материалы: Любые предметы, находящиеся в помещении (шкаф, диван, кресло, книжная полка, дверь).
Ход игры: Преподаватель вместе с детьми выбирает предметы, на которых будут расположены слова (шкаф, диван, кресло, книжная полка, дверь). После этого можно отправляться в «путешествие». Малыши с преподавателем останавливаются около каждого выбранного предмета и представляют на нём предложенное слово (слон, клубника, змея, книга, часы).
Преподаватель, останавливаясь около шкафа: «представьте, что на шкаф забрался слон, шкаф трещит, вот – вот развалится».
После того, как все слова «нашли» своё место, показывается предмет, а дети говорят, что они на нём видели.
Игры на развитие слуховой памяти (с 2 лет)
Материал: Предметы, издающие звук (колокольчик, ножницы, деревянные ложки, бубен, губная гармошка, будильник, заводная машинка)
Ход игры:
1) преподаватель показывает предметы и демонстрирует, как они звучат. После этого дети отворачиваются, преподаватель извлекает звук из определённого источника. Ребёнок отгадывает, какой предмет издавал звук.
2) дети отворачиваются, преподаватель издаёт звук, а ребёнок представляет этот звук на открытке, показываемой преподавателем. После этого ребёнок, смотря на открытки, называет, что звучало.
3) слушая повторно звуки, называет, что было нарисовано на открытке, на какой он представлял этот звук.
Игры на развитие тактильной памяти (с 2 лет)
Материалы: дощечки или картон (5*10см.) с разной поверхностью. Например,
На первую дощечку можно приклеить гречневую или рисовую крупу.
Вторую – оставить абсолютно гладкой.
На третью – приклеить наждачную бумагу.
На четвёртую – мех.
На пятую – верёвку.
На шестую – спички.
На седьмую – половинки гороха.
На первое время этих дощечек хватит, постепенно их можно дополнять дощечками с другой поверхностью.
Ход игры: преподаватель берёт несколько дощечек, и даёт потрогать их поверхность малышам, одновременно проговаривая, до чего они дотрагиваются. Например, преподаватель предлагает дотронуться до гладкой поверхности, и говорит – «потрогайте, какая гладкая тарелочка». Предлагая дощечку с мехом – «погладьте кошечку, какая она мягкая и пушистая». Предлагая дощечку с рисом – «потрогайте стул, какой он шершавый, на нём будет неприятно сидеть». После того, как преподаватель предложит все дощечки, дети с закрытыми глазами дотрагиваются до предложенных поверхностей, и называют выбранные преподавателем слова.
Постепенно, эта игра усложняется.
Ход игры: Каждому ребёнку раскладывается комплект дощечек и напротив каждой карточка с рисунком. Ребёнок, дотрагиваясь до дощечки, соединяет, ассоциацию, возникающую при прикосновении к её поверхности и предмет изображенный на рисунке. Например, дощечки с горохом соответствует карточка с изображенной на ней дорогой. Дотрагиваясь до карточки с горохом можно представить, что это маленькие холмики, ты идёшь по дороге и постоянно за них цепляешься. После этого карточки с рисунками переворачиваются, а ребёнок, с закрытыми глазами дотрагиваясь до поверхности дощечек, называет, что было изображено на карточках.
Рефлексия:
Уважаемые педагоги, скажите пожалуйста, что вам сегодня запомнилось больше всего? Будете ли вы применять это в своей работе? Дома? Спасибо за внимание!