Салова Светлана
Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды
▼ Скачать +Заказ
Задачи консультации: - Познакомить воспитателей с современными требованиями по созданию коррекционного уголка в группе.
-Предложить рекомендации по созданию коррекционного уголка в группе.
Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания предметно-пространственной развивающей среды. Возрастные характеристики ребёнка на этапе завершения дошкольного образования включают такие качества личности, как компетентность, любознательность, инициативность, ответственность, произвольность. При этом ребёнок имеет право быть не таким, как все, быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами и интересами. Сочетание возрастного и индивидуального подходов к воспитанию и обучению может обеспечить эмоциональное благополучие и полноценное психологическое развитие детей. Педагоги и специалисты должны создать условия для формирования психических функций и коррекции речевых нарушений, реализации творческих способностей, выделив пространство для индивидуальных и коллективных игр, для моделирования и конструирования. При конструировании предметно-развивающей среды важно учитывать возраст, уровень развития каждого ребёнка, период обучения, сезонность, половой состав групп, интересы, способности и
Публикация «Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Исходя из этого, определён ряд принципов предметно-развивающей среды как средства коррекционной работы :
1. Принцип дистанции, позиции или взаимодействия.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
5. Принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных злементов в эстетической организации среды.
7. Принцип открытости – закрытости.
8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Содержание развивающей предметной среды современного дошкольного коррекционного образовательного учреждения ориентировано на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребёнка, на становление его индивидуальных способностей.
Педагогический процесс и преемственность в организации среды для старшего дошкольного возраста обеспечиваются как общей системой требований к развивающей предметной среде, так и задачами коррекционной работы.
Предметная среда решает задачи ближайшего речевого развития с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром. Среда включает как известные для ребёнка занятия, так и направляет внимание ребёнка на новые действия и ситуации, обогащает его информацией и стимулирует к правильному решению проблемы, тем самым удовлетворяет его потребность в общении, самоопределении и самореализации.
Предметная среда, наполненная специальными объектами, средствами, коррекционно-компенсирующими играми и игрушками, дидактическими пособиями и материалами практически согласуется с уровнем актуального развития ребёнка.
Важно, чтобы у него была постоянная возможность убеждаться в конкретной предметно-развивающей ситуации в реальности, точности, правильности совершаемых действий; имелась бы возможность для ребёнка достигать свои познавательные цели и потребности.
К основным базовым компонентам предметно-развивающей среды относятся :
Природное окружение и его объекты;
Культурно-дизайнерское оборудование и атрибутика;
Игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений;
Коррекционно-развивающие дидактические игры и тренинги;
Игры-драматизации;
Театрально-музыкальные блоки;
Дидактические пособия, развивающие эстетическое восприятие красоты;
Коррекционно-развивающая среда специальных и общеобразовательных занятий.
Коррекционно-развивающая среда это комплексный, системный, вариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребёнку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
Коррекционная направленность воспитательно-образовательного процесса среди множества задач предусматривает решение следующих :
Развитие познавательной активности детей.
Развитие интеллектуальных умений.
Внедрение форм и методов, направленных на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков.
Для реализации новых подходов к коррекционно-воспитательной работе с детьми мы создали в группе предметную среду, где «каркасом» коррекционно-развивающего обучения стала развивающая среда.
При построении развивающей среды мы исходим из того что, она должна помочь привнести в коррекционную работу яркие эмоциональные раздражители с элементами неожиданности и новизны. Здесь важно следовать принципу «развивающей» интриги.
Предметно игровая среда должна отвечать следующим параметрам:
Проблемная насыщенность;
Создание условий для самореализации;
Многофункциональность и вариативность модели среды;
Необыденность, приближение к домашней обстановке;
Открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми, преобразование её детьми;
Психологическая комфортность (создать обстановку, которая расковывает и подводит к мотивации успешности).
Среда, окружающая детей в группе, должна обеспечивать:
Чувство психологической защищённости
Средства полноценного развития (т. е. должна быть обеспечена радость существования)
Решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог»
Сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
А значит, предметная среда должна предоставлять ребёнку условия для творческого развития и обеспечивать возможность добывать из неё информацию.
Исходя из того, что 90% всей информации об окружающем ребёнок получает с помощью органов зрения, мы определили для себя задачу через оформление пространства группы превратить глаз ребёнка в «инструмент» познания.
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом в игре, собеседником. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено было сделать именно игрушку. Ведущей в коррекционном уголке может быть мягкая игрушка, игрушка-трансформер, кукла (обычная, бибабо, марионетка).
Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Её одежда содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, ленточки, зажимы и т. д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела.
Коррекционно-развивающая среда в группе
Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития. В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребёнка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.
Современные подходы к ребёнку предполагают также более тесное взаимодействие воспитателя с детьми. Иной позиции требует личностно-ориентированный способ взаимодействия – это в первую очередь предоставление ребёнку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных.
Этот фактор и усиление внимания к проблеме организации развивающего обучения с особой остротой поставил перед нами вопрос – как же продуктивнее оборудовать предметно – развивающую среду, чтобы она стала стимулирующей, направляющей и обучающей?
Философией модели развивающей среды служит для всех нас утверждение: каждый ребёнок должен находиться в среде богатой стимулами, побуждающей к действию ребёнка.
Мы пытаемся изменить вариант предметно - средовой модели, чтобы образовательное содержание, которое непосредственно проецируется на предметную среду, помогало ребёнку с недоразвитием речи не только восполнить образовательный вакуум, но и «оживило» бы процесс развития ребёнка.
Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижёром, развивающим разум ребёнка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем.
Мы пробуем создать в группе предметно-пространственную среду, обеспечивающую интенсивно развивающий характер педагогического процесса, организацию жизнедеятельности детей на коррекционно-развивающей основе.
Зона театрализованной деятельности. Эта зона представляет собой сказочный домик с набором кукол – героев сказок. При разыгрывании различных сказок у детей развивается связная речь, навыки согласования, словообразования, умение строить диалоги, развивается мелкая моторика пальцев. Эта зона позволяет использовать в работе приёмы сказкотерапии.
Зона уединения представлена ширмой, за которой дети могут отдохнуть, посмотреть альбом, книжку, выложить лицо гномика на ковролиновом поле в соответствии со своим настроением.
Мини-музей отражает приоритетное направление детского сада – знакомство с родным краем и народным творчеством. В нашем краю два музея: «Дом станционного смотрителя» и «Музей – усадьба В. В. Набокова». Эти достопримечательности нашли своё отражение в нашем музее. Родители с детьми принимают активное участие в пополнении музея экспонатами. В результате дети становятся активными участниками создания среды.
Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.
Целесообразность, доступность и доходчивость информационного поля предметно-развивающей среды позволяет быстрее адаптироваться ребёнку в окружающую среду. Адаптация к окружающей среде успешнее происходит при возможности систематической практической ориентировки в окружающей действительности на основе активного предметно-практического тренинга сохранных психических функций.
Иногда среда должна носить проблемный характер, с тем, чтобы обеспечить ребёнку возможность самостоятельного решения задач. При этом доходчивость средовых ситуаций нацеливается на формирование адаптивных способов действий. Так для облегчения воспроизведения содержания сказки детям предлагаются варианты алгоритмов сюжетных картинок, управляющих составлением рассказа. Здесь можно дать готовый вариант дидактической игры, или в иллюстративно-графическом изображении усилить контуры предметов, убрать лишние элементы, уменьшить количество объектов.
Список использованных источников
1. Кирьянова Р. А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. С – Пб: «КАРО», 2007.
2. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. - М. : ЗАО "Элти-Кудиц", 2003.
3. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М. : Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2004
4. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» - программа и методические рекомендации. М. : «Мозаика – Синтез», 2005