Галина Иващенко
Коррекционные технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционные технологии
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям :
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Коррекционные технологии.
Публикация «Коррекционные технологии» размещена в разделах
Целью коррекционных технологий является физическое развитие и укрепление здоровья, а также снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов это арттерапия - лечение искусством.
Арттерапия - это увлекательный, эффективный и не слишком затратный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как. Объяснения, убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком объяснить, что с ним происходит.
В этом случае, лучше всего подойдут такие виды арттерапии, как цветотерапия, музыкотерапия и, конечно же, сказкотерапия
Карандаш и бумага - это основные средства арттерапии. Обычно работа начинается именно с карандашей. Имея этот минимальный набор, вы уже можете рисовать, сочинять сказки, писать стихи или просто избавиться от скуки практически в любом месте. Это своеобразный набор "Скорой арт. помощи".В дальнейшем по ходу терапии этот набор можно и нужно разнообразить.
Многие авторы рисуночных тестов предлагают стерку вообще не давать, чтобы на рисунке было хорошо видно "подправленные" места (именно там и надо искать проблемы, т. к. они вызывают у рисующего затруднения). Однако множественные стирания тоже хорошо видно - иногда бумага протирается до дыр! К примеру, на автопортрете правое плечо может быть нарисовано одной линией, а левое обрисовано несколько раз - именно оно периодически болит у рисующего.
Арттерапию можно начинать со среднего дошкольного возраста.
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов.
Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями
История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной.
Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый.
Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.
Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.
Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет. И поэтому при оформлении предмета или помещения, помня это нужно правильно подбирать цвета.
Например, красный цвет может провоцировать чрезмерную активность, так как является сильным раздражителем.
Желтый цвет можно назвать гармонизирующим цветом, который вызывает радостные ощущения, но при этом ребенок остается послушным и сосредоточенным.
Зеленый цвет положительно сказывается на изменении и развитии характера у ребенка. Ребенок начинает проявлять интерес к познанию окружающего мира.
Голубой цвет способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие.
Фиолетовый цвет дарит чувство внутренней гармонии и покоя.
Теперь вы знаете, как влияют определенные цвета на ребенка, это позволит вам красиво и с пользой оформить детские комнаты.
Можно использовать различные игры
«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» - цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию.
Вертушка «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» - ребята дуют на вертушку или бегают с ней. По сигналу «стоп» останавливаются. Дети называют цвет, на который показывает стрелочка и описывают свои ощущения
Активно использую бросовый материал, например, пробки, для выполнения таких творческих заданий, как «Выложи свое настроение», «Портрет сказочного героя», «Портрет осени», «Мое настроение» и т. п.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, нормализуют давление, повышают аппетит.
Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется.
Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы.
Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: многие мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом:
Творческий импульс стимулируют "Марш" из кинофильма "Цирк" Дунаевского
Для профилактики утомляемости необходимо слушать "Утро" Грига, "Времена года" Чайковского.
Полное расслабление вы сможете получить от "Вальса" Шостаковича из кинофильма "Овод«.
Сердечную деятельность нормализует "Свадебный марш" Мендельсона.
Интересно, что музыка Баха и Моцарта оказывает удивительное антистрессовое воздействие.
Уравновешиванию нервной системы способствуют фонограммы леса, пение птиц, "Лунная соната" Бетховена.
Технологии музыкального воздействия проводятся 2–4 раза в месяц и используются в качестве вспомогательного средства или как часть других технологий.
Сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Язык сказки понятен ему лучше, чем нравоучения и наставления. Сказки помогают нам щадящим образом повлиять на внутренний мир малыша, показать ситуацию под другим углом.
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Именно она наиболее доступна в применении для воспитателей, психологов и родителей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.
«Воробьиные драки» (снятие физической агрессии).
Терапевтическая игра
Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого
. «Снеговик»
Психогимнастика. (направленные на расслабление, снятие напряжения)
Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу.
Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. (Шопен Вальс «Зимняя сказка») .
Слушай хлопки! (игры на развитие внимания)
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Четыре стихии
Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, если слово "вода" - вытянуть руки вперед, слово "воздух" - поднять руки вверх, слово "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Старый гриб (этюд на выразительность движения)
Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки.
Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.
Удивление (этюды на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние век" приподняты.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь - не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированность произвольных движений и т. д.
Логоритмика - одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.
Некоторые задачи :
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
формирование правильного дыхания;
укрепление костно-мышечного аппарата;
формирование чувства равновесия
Фонетическая ритмика (логоритмика) проводится 2 раза в неделю с младшего дошкольного возраста не раньше, чем через 30 минут после приема пищи (в младших группах — по 15 минут, в старших — по 30 минут).
Для профилактики нарушения речи проводятся дополнительные логоритмические упражнения.
Они включают в себя следующие элементы:
Артикуляционную гимнастику
Пальчиковую гимнастику
Дыхательные упражнения
Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы
Упражнения на координацию речи с движением
Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения
. В основу этих упражнений положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Фонетическая ритмика играет существенную роль как в коррекции речи детей, так и в развитии у них естественности движений.
Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.