елена красноперова
Коррекционное занятие по сказкотерапии «Простите, я нечаянно»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Побуждение учащихся к осмыслению своих поступков.
Задачи:
1. Образовательные: учить детей различать понятия «нарочно» и «нечаянно»; учить использовать формы вежливости в общении и речи со сверстниками (просить прощение и извиняться).
2. Развивающие: развивать нравственные чувства, сопереживания, сочувствие.
3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, чувство уважения и сострадания к другим людям, сплоченность в группе.
Методы и приёмы:
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: толковый словарь «Кто это? Что это?», презентация.
Публикация «Коррекционное занятие по сказкотерапии „Простите, я нечаянно“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
Практические: упражнение «Эмоции», сценка, психологический этюд, упражнение «Аплодисменты по кругу», подвижная игра «Повар и котята».
Оборудование:
1. презентация,
2. начальная заставка к передаче «В гостях у сказки» (минус)
3. начальная заставка к мультфильму «Три кота»,
4. детская машинка, шапочки-маски для сценки, поварской колпак,
5. шнур для игры, 6 кеглей,
6. толковый словарь.
План образовательной деятельности:
I. Вводная часть (4 минуты)
1.1 Приветствие
II. Разминка (5 минут)
2.1 Словарная работа
2.2 Ритуал вхождения в сказку
III. Основная часть (22 минуты)
3.1 Чтение сказки «Нечаянная сказка»
3.2 Упражнение «Эмоции»
3.3 Подвижная игра «Повар и котята» 3.4 Сценка
3.5 Работа по вопросам 3.6 Психологический этюд
3.7 Отрицательные герои в сказках
IV. Заключительная часть (4 минуты)
4.1 Подведение итогов (резюмирование) 4.2 Упражнение «Аплодисменты по кругу» 4.3 Ритуал выхода из сказки
Ход мероприятия
(слайд 1)
(Звучит начальная заставка к передаче «В гостях у сказки» (минус)
I.Вводная часть
Педагог: - Добрый день, уважаемые гости, ребята. Сегодня мы собрались, чтобы хорошо провести время, встретиться с новой сказочной историей.
Но сначала, давайте, поприветствуем друг друга. Встанем, ребята в круг.
Приветствие
Это правая рука, (показывают руку)
Это левая рука,
Ты мой друг и я твой друг
Вместе мы веселый круг.
Дружно за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся (улыбаются друг другу)
(Учащиеся проходят и садятся на свои места)
II. Разминка
Педагог: - Ребята, вы часто произносите слова: «нарочно» и «нечаянно».
(слайд 2)
У меня в руках книга (показать) - толковый словарь. Толковый - от слова толковать, объяснять. Давайте посмотрим, что значит «нарочно»!
«НАРОЧНО» - это когда что-то делается с определённой целью, намереньем (словно назло, специально).
«НЕЧАЯННО» - поступок, совершённый неумышленно, случайно, не специально.
- Скажите, что можно сделать нечаянно? (Задеть, уронить).
- Я согласна с вами. А вы видели поступки, сделанные нарочно? (Да)
Я тоже видела. Сегодня хочу предложить вам сказку о кошечке Карамельке, которая любила пользоваться такими словами вроде «нечаянно», «случайно» или «прости».
Чтобы попасть в сказку, давайте дружно скажем наши волшебные слова.
В путь дорогу отправляемся.
Влево-вправо повернемся,
Дружно за руки возьмемся,
Наши глазки загораются,
Наши лица улыбаются:
Сказочные двери открываются.
(слайд 3)
(звучит заставка к мультфильму «Три кота»)
III. Основная часть
Педагог: - В гости к каким сказочным героям мы с вами попали? (Карамелька, Компот, Коржик и другие котята)
-А сейчас располагайтесь поудобнее и приготовьтесь слушать сказочную историю, которая называется «Нечаянная сказка».
(слайд 4)
«Нечаянная сказка»
Однажды Карамельке приснился страшный сон. Увидела она своих братьев Коржика, Компота и других веселых котят. Только одно было удивительно - все они не хотели с ней дружить, потому что Карамелька очень полюбила говорить слова «нечаянно» и «случайно». Ее не наказывали, если она нечаянно кого-то толкала или задевала из котят. Карамелька считала, что если она скажет: «Прости, я нечаянно», то ей все сойдет с рук. И вот уже она стала пользоваться этим.
Иногда Карамелька специально толкала Коржика, Компота, или обзывала котят. И если взрослые обращали на это внимание, то кошечка лишь говорила: «Простите, я нечаянно». Взрослые верили ей и не ругали ее за это.
Педагог: - Ребята, какие эмоции (чувства) у вас вызвали поступки Карамельки? (отрицательные)
- Почему? (Карамелька сознательно обижала братьев или других котят.)
Мы испытываем разные эмоции, выражающие наше отношение к людям, поступкам, предметам.
(слайд 5)
Назовите эмоции с какими мы знакомы. (радость, грусть, злость, удивление)
Давайте встанем в кружок и изобразим мимикой разные эмоции.
Упражнение «Эмоции»
Нахмуримся - как - сердитый волшебник;
Улыбнёмся - как - хитрая лиса; Удивимся – как будто увидели великана; Покажите – как вы умеете злиться; Покажите равнодушие – с каким кошечка Карамелька говорила: «Прости, я нечаянно». Улыбнёмся - как - само солнышко.
Педагог:- Молодцы. Присаживайтесь.
- Хотите узнать, что было дальше? (Да)
Тогда слушайте.
Но однажды мама кошка увидела, как дочка специально толкнула своего брата Компота.
— Ты зачем это сделала? — спросила ее мама.
— Прости, пожалуйста, я случайно, — ответила Карамелька.
— Но я видела, что ты это сделала специально. Ты ведь видела своего брата, когда бежала мимо него.
— Ну и что? — ответила она.
— А то, доченька, что сейчас ты просто совершила нехороший поступок и хочешь, чтобы тебя за него не ругали, поэтому говоришь мне, что сделала это случайно. Но я-то видела, что это было намеренно. За свои слова и действия нужно отвечать.
Слова «нечаянно» и «случайно», даже если ты действительно случайно кого-то задела, не освобождают тебя от ответственности.
— Но как же мне быть, если я нечаянно кого-то задену или толкну? — поинтересовалась Карамелька.
— Извинись перед тем, кого ты обидела, и в следующий раз будь внимательнее, чтобы не причинить вред ни себе, ни другим, — ответила мама.
Педагог: -Ребята, какой совет дала мама кошка дочке? (Нужно извиниться и быть внимательнее, чтобы не причинить вред ни себе, ни другим).
(слайд 6)
Подвижная игра «Повар и котята»
Цель: развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.
-Нам нужно выбрать повара с помощью считалочки. Дима посчитает.
Описание игры: Выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче предметы – «сосиски». Повар разгуливает внутри шнура – «кухни». Дети - котята идут по кругу, произнося текст: Плачут киски в коридоре, У котят большое горе: Хитрый повар бедным кискам Не дает схватить сосиски.
С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков. Осаленные игроки выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара.
Во время игры будьте осторожны, если задели кого-то, не забудьте извиниться.
- А что случилось дальше, нам покажут Марьям и Яша.
Сценка:
Автор: - Вдруг мимо Карамельки играя пробежал братик Компот и сильно задел ее. Так, что кошечка еле на ногах устояла.
Карамелька: - Ай!
Автор: - вскрикнула наша героиня.
Брат Компот: - Прости, я нечаянно.
Автор: - пролепетал маленький брат.
Сестренка расплакалась, потому что поняла, как больно и неприятно бывает другим, даже если ты случайно толкаешь или задеваешь их. И никакие «нечаянно» не смогут исцелить человека, если ему больно. Зато добрые слова и поступки по отношению к себе и другим исцеляют всех.
Карамелька проснулась и подумала, как хорошо, что это только сон. Нельзя намеренно обижать других, прикрываясь словами «нечаянно» и «случайно». Ведь куда приятнее делать добро и дарить себе и другим радость!
Педагог: - Спасибо Карина и Яша, у вас хорошо получилось передать образ героев.
Работа по вопросам:
1. Какой страшный сон приснился Карамельке? (Никто не хотел с ней дружить)
2. Почему котята не хотели с кошечкой дружить? (Карамелька обижая друзей, говорила что «нечаянно» или «случайно»)
3. Почему Карамелька полюбила повторять слова «нечаянно» и «случайно»? (Говоря эти слова, кошечка знала, что взрослые её не накажут)
4. Кто и как обнаружил, что Карамелька манипулирует (играет) словами? (Увидела мама)
5. Как кошечка поняла, что слова «нечаянно» и «случайно» не несут пользы другому человеку? (Когда младший брат нечаянно толкнул Карамельку, ей было больно и обидно)
Психологический этюд
Сейчас попробуйте поставить себя на ее место. Покажите эмоциональное состояние Карамельки, когда ей было больно и обидно.
Педагог: - Давайте, вспомним, в каких сказках-мультфильмах встречаются герои совершающие плохие поступки, как Карамелька. Назовите их (ответы детей)
- Я буду показывать героя, а вы должны назвать кто это, из какой сказки. (Старуха Шапокляк из сказки «Чебурашка и крокодил Гена», мыши из «Приключения кота Леопольда», волк из мультфильма «Ну, погоди!».
(слайд 7)
- Поведение этих героев изменилось? Какими они стали? (Хорошими, подружились с другими героями)
IV. Заключительная часть
Подведение итогов (резюмирование)
Педагог: - Чему учит наша сказка? (Отвечать за свои действия, поступки)
- Где пригодятся нам новые знания? (В школе, во время игр и т. д)
Сказка учит жить в мире с другими, не причинять вреда окружающим, помнить о том, что и добро и зло возвращаются. Поступайте с другими всегда так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами, чтобы однажды не оказаться на месте обиженных вами людей.
Мы сегодня с вами славно потрудились. На примере сказки научились различать слова: «нарочно» и «нечаянно». Мне понравилось, как вы отвечали на вопросы, старались передать разные эмоции.
Сегодня мы попробовали обыграть сценку и это у Марьям и Яши хорошо получилось. Мы молодцы! Встанем в круг и подарим друг другу аплодисменты.
Упражнение «Аплодисменты по кругу».
Цель: переживание чувства радости, сплочение группы, создание атмосферы принятия.
Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнёра. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
Ритуал выхода из сказки.
Педагог: - Вот и пришла пора возвращаться домой.
Давайте дружно скажем наши волшебные слова, чтобы выйти из сказки.
В путь дорогу отправляемся.
Влево-вправо повернемся,
Дружно за руки возьмемся,
Наши глазки загораются,
Наши личики улыбаются:
Сказочные двери закрываются.
(слайд 8)
Педагог: - Наше занятие подошло к концу. Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились. До новых встреч «В гостях у сказки».